механизм продольного перемещения сиденья транспортного средства

Классы МПК:B60N2/06 скользящие
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Бугурусланский завод "Радиатор"
Приоритеты:
подача заявки:
1999-03-09
публикация патента:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к механизмам продольного перемещения сиденья транспортного средства. Механизм продольного перемещения состоит из направляющей, роликов и ползуна. Внутренняя пластина ползуна выполнена с дополнительной верхней полкой, расположенной выше горизонтальных полок ползуна и образующей гнездо, принимающее ролик. На наружной пластине ползуна расположены элементы крепления ремня безопасности. Ролик имеет фаску только со стороны радиусного перехода от дополнительной верхней полки к горизонтальной полке, чтобы получить максимальную рабочую поверхность по площади и минимальное давление, а следовательно, и износы поверхности. Технический результат - увеличение прочности механизма продольного перемещения сиденья и повышение износостойкости поверхности ролика. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

1. Механизм продольного перемещения сиденья транспортного средства, содержащий направляющую, имеющую центральную выемку с боковыми стенками, заканчивающимися отогнутыми внутрь полками, и неразъемно соединенную с основанием, ползун, состоящий из двух отдельных пластин, заканчивающийся горизонтальными полками, взаимодействующими с отогнутыми полками направляющей через тела качения, размещенные между ползуном и нижней плоскостью центральной выемки направляющей ролики, отличающийся тем, что внутренняя пластина ползуна выполнена с дополнительной верхней полкой, расположенной выше горизонтальных полок ползуна и образующей гнездо, принимающее ролик, а на наружной пластине ползуна расположены элементы крепления ремня безопасности.

2. Механизм продольного перемещения сиденья транспортного средства по п. 1, отличающийся тем, что ролик имеет фаску только со стороны радиусного перехода от дополнительной верхней полки внутренней пластины к горизонтальной полке.

3. Механизм продольного перемещения сиденья транспортного средства по п. 1, отличающийся тем, что основание охватывает направляющую также и в зоне наружного радиусного изгиба наружной горизонтальной полки.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к механизмам продольного перемещения сиденья транспортного средства.

Известны направляющие для регулируемого сиденья, содержащие нижнюю направляющую, имеющую центральную выемку с боковыми стенками, заканчивающимися отогнутыми полками, верхнюю направляющую, состоящую из двух отдельных пластин, заканчивающихся полками, взаимодействующими с отогнутыми полками нижней направляющей, размещенные между верхним плоским фланцем правой пластины верхней направляющей и нижним плоским фланцем нижней направляющей центральные ролики, причем на правой пластине верхней направляющей закреплены элементы блокировочного механизма, а на левой пластине верхней направляющей расположены элементы крепления ремня безопасности (аналог - заявка Японии N 2-258434 от 19.10.1990).

Недостатком известного решения является сложная конфигурация полок верхней и нижней направляющих и, соответственно, возникающие при этом проблемы, связанные с обеспечением свободного скольжения их относительно друг друга. Кроме того, это усложняет технологичность сборки.

Известен механизм продольного перемещения сиденья транспортного средства, содержащий нижнюю направляющую, имеющую центральную выемку с боковыми стенками, заканчивающимися отогнутыми внутрь полками, верхнюю направляющую, состоящую из двух отдельных пластин, заканчивающихся горизонтальными полками, взаимодействующими с отогнутыми полками нижней направляющей через тела качения, размещенные между верхней направляющей и нижним плоским фланцем центральной выемки нижней направляющей ролики, причем на правой пластине верхней направляющей закреплены элементы блокировочного механизма (аналог-заявка Великобритании N 2240469 от 28.09.1990, В 60 N 2/06).

Недостатком известного решения является следующее: симметричность конструкции (равенство полок) приводит к тому, что при креплении ремня безопасности к сиденью прилагаемое усилие от ремня (направленное под углом к продольной оси) приводит к перегрузке наружной полки, кроме того, так как горизонтальные полки образуются путем перегиба двух пластин (что ведет к образованию технологических радиусов), то средняя часть ролика недозагружена. Кроме того, при воздействии нагрузок горизонтальные полки стремятся раскрыться в зоне наружных радиусных изгибов.

Известен механизм продольного перемещения сиденья транспортного средства, содержащий нижнюю направляющую, имеющую центральную выемку с боковым стенками, заканчивающимися отогнутыми внутрь полками, и неразъемно соединенную с основанием, верхнюю направляющую (ползун), состоящую из двух отдельных пластин, заканчивающихся горизонтальными полками, взаимодействующими с отогнутыми полками нижней направляющей через тела качения, размещенные между верхней направляющей (ползуном) и нижним плоским фланцем центральной выемки нижней направляющей ролики (прототип-патент США N 5137244 от 27.09.1990, B 60 N 2/06)

Недостатком известного решения является следующее. Симметричность конструкции (равенство полок) приводит к тому, что прилагаемое усилие от ремня безопасности (направленное под углом к продольной оси) приводит к перегрузке наружной полки; кроме того, так как горизонтальные полки образуются путем перегиба двух пластин (что ведет к образованию технологических радиусов), то средняя часть ролика недозагружается; кроме того, при воздействии нагрузок горизонтальные полки стремятся раскрыться в зоне наружных радиусных изгибов.

Задача, решаемая изобретением, состоит в том, чтобы наиболее рационально использовать всю поверхность ролика при перемещении направляющей и ползуна относительно друг друга, а также усилить наружную полку верхней направляющей, воспринимающую нагрузки от ремня безопасности.

Поставленная задача решается за счет того, что в известном механизме продольного перемещения сиденья транспортного средства, содержащем направляющую, имеющую центральную выемку с боковыми стенками, заканчивающимися отогнутыми внутрь полками и неразъемно соединенную с основанием, ползун, состоящий из двух отдельных пластин, заканчивающихся горизонтальными полками, взаимодействующими с отогнутыми полками направляющей через тела качения, размещенные между ползуном и нижней плоскостью центральной выемки направляющей ролики, в соответствии с изобретением внутренняя пластина ползуна выполнена с дополнительной верхней полкой, расположенной выше горизонтальных полок ползуна и образующей гнездо, принимающее ролик, а на наружной пластине ползуна расположены элементы крепления ремня безопасности.

Ролик имеет фаску только со стороны радиусного перехода от дополнительной верхней полки к горизонтальной полке, чтобы получить максимальную рабочую поверхность по площади и минимальное давление, а следовательно, и износы поверхности.

Сравнение заявленного технического решения с уровнем техники по научно-технической и патентной документации на дату приоритета в основной и смежных рубриках показывает, что совокупность существенных признаков заявленного решения ранее не была известна, следовательно оно соответствует условию патентоспособности "новизна".

Анализ известных технических решений в данной области техники показал, что предложенное решение имеет признаки, которые отсутствуют в известных технических решениях, а использование их в заявленной совокупности признаков дает возможность достичь нового технического результата, следовательно предложенное техническое решение имеет изобретательский уровень по сравнению с существующим уровнем техники.

Предложенное решение применимо, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо, т. к. может быть изготовлено в условиях массового производства, следовательно соответствует условию патентоспособности "промышленная применимость".

Фиг. 1 - механизм продольного перемещения сиденья транспортного средства в крайнем заднем положении, вид сбоку;

Фиг. 2 - то же, вид сверху;

Фиг. 3 - то же, вид слева.

Механизм продольного перемещения сиденья транспортного средства содержит направляющую 1, имеющую центральную выемку 2 с боковыми стенками, заканчивающимися отогнутыми внутрь полками 3, и неразъемно соединенную с основанием 4. Ползун 5 состоит из двух отдельных пластин, внутренней 6 и наружной 7, заканчивающихся горизонтальными полками 8. Горизонтальные полки 8 ползуна 5 взаимодействуют с отогнутыми полками 3 направляющей 1 через тела качения 9. Внутренняя 6 пластина ползуна выполнена с дополнительной верхней полкой 10, расположенной выше горизонтальных полок 8 ползуна и образующей гнездо 11. Между гнездом 11 внутренней пластины ползуна 5 и нижней плоскостью центральной выемки 2 направляющей 1 размещены ролики 12. При этом наружная 7 пластина ползуна имеет меньшие, чем внутренняя пластина размеры. На наружной пластине 7 ползуна 5 в точке "K" крепятся элементы (не показаны) крепления ремня безопасности.

Ролик 12 имеет фаску 13 только со стороны радиусного перехода от дополнительной верхней полки к горизонтальной полке.

Основание 4 охватывает направляющую 1 также и в зоне наружного радиусного изгиба наружной горизонтальной полки.

Устройство работает следующим образом.

При ударе усилие от ремня безопасности передается под некоторым углом к продольной оси автомобиля на наружную пластину ползуна в точке "K". Исходя из того, что на показанных фигурах представлена правая направляющая сиденья (по ходу движения) водителя, усилие от ремня безопасности стремится развернуть ползун в сторону левой боковины автомобиля. При этом нагружается в основном горизонтальная полка наружной пластины ползуна. Т.к. эта полка выполнена более короткой, чем полка внутренней пластины ползуна, а стало быть является и более жесткой, то она выдерживает большие нагрузки. Кроме того, дополнительную жесткость придает то, что в этой же зоне основание охватывает направляющую.

Выполнение внутренней пластины ползуна с дополнительной верхней полкой, расположенной выше горизонтальных полок ползуна и образующей гнездо, принимающее ролик, позволяет наиболее рационально использовать поверхность ролика при перемещении направляющей и ползуна относительно друг друга, т.к. в этом случае полностью используется вся рабочая поверхность ролика.

Класс B60N2/06 скользящие

опорная конструкция для панелей пола -  патент 2510341 (27.03.2014)
система сиденья с принудительной направляющей -  патент 2489278 (10.08.2013)
шарнирный механизм для спинки сиденья автомобиля -  патент 2210300 (20.08.2003)
направляющая салазок для сиденья автомобиля и сиденье, оборудованное салазками с такими направляющими -  патент 2190544 (10.10.2002)
устройство для продольного перемещения сиденья транспортного средства -  патент 2133201 (20.07.1999)
складывающееся заднее сиденье транспортного средства -  патент 2098295 (10.12.1997)
сиденье транспортного средства -  патент 2097220 (27.11.1997)
трансформируемое сиденье с санкционируемым доступом -  патент 2081762 (20.06.1997)
устройство для перемещения сиденья -  патент 2076504 (27.03.1997)
устройство для регулирования наклона спинки сиденья -  патент 2045419 (10.10.1995)
Наверх