торцевой тороидальный асинхронный электродвигатель

Классы МПК:H02K17/12 многофазные 
H02K17/00 Асинхронные двигатели и генераторы
H02K5/12 специально предназначенные для работы в среде жидкости или газа
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Центральный научно-исследовательский институт им. акад. А.Н. Крылова
Приоритеты:
подача заявки:
1998-11-24
публикация патента:

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам переменного тока. Технический результат - повышение коэффициента мощности двигателя и уменьшение его габаритов. Для достижения указанного технического результата в известном торцевом тороидальном асинхронном электродвигателе с ферромагнитным ротором толщина диска d определяется по формуле с определенными параметрами. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Торцевой тороидальный асинхронный электродвигатель, содержащий два и более тороидальных статора с обмоткой, между которыми с зазорами в области электромагнитного поля воздушного зазора расположены диски из ферромагнитного электропроводящего материала, отличающийся тем, что диски выполнены толщиной, равной значению d, определяемому по соотношению

торцевой тороидальный асинхронный электродвигатель, патент № 2158999

где торцевой тороидальный асинхронный электродвигатель, патент № 2158999 - удельное электрическое сопротивление ферромагнитного материала ротора;

S - скольжение;

торцевой тороидальный асинхронный электродвигатель, патент № 21589991 - круговая частота электромагнитного поля статора;

торцевой тороидальный асинхронный электродвигатель, патент № 2158999 - магнитная проницаемость ферромагнитного материала ротора.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области электромашиностроения, касается вопросов повышения мощности и cosторцевой тороидальный асинхронный электродвигатель, патент № 2158999 электродвигателей тороидального класса с дисковым ферромагнитным ротором, и может быть использовано, например, для движителей плавсредств, в которых применяется электродвигатель с полым ротором, внутри которого расположен гребной винт.

Известны технические решения для торцевого тороидального электродвигателя (см. А.В.Иванов-Смоленский "Электрические машины", "Энергия", М., 1980, 926 стр. ; Патент ПНР N 143759, МКИ H 20 K 1/06, H 20 K 3/00. Заявлен 01.12.1988 г. Опубликован 31.12.1988 г. "Politechnika Warszawska", N 244847).

Конструкция таких асинхронных электродвигателей может быть как односторонней, когда диск ротора расположен с одной стороны статора, так и двухсторонней, когда диск ротора расположен посередине двух тороидальных статоров, отделенный от обеих поверхностей статора одинаковым воздушным зазором.

В односторонней конструкции между статором и ротором существует аксиальная сила одностороннего магнитного тяжения, поэтому более предпочтительной является вторая конструкция.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому устройству является двухсторонний торцевой тороидальный двигатель Ветохина ТЭМВ (В.И.Ветохин "Торцевая электрическая машина", патент РФ N 2041547, класс H 02 K 5/12, опубликован БИ N 22, 1995), принятый в качестве прототипа. Однако, вследствие того, что выбор толщины ферромагнитного диска ротора не оговаривается, конструкцию такого двигателя нельзя считать удовлетворительной, поскольку толщина диска ротора существенно влияет на мощность двигателя.

Заявляемое изобретение направлено на устранение указанного недостатка.

Для этого в известном тороидальном асинхронном двигателе, содержащим два и более тороидальных статора с обмоткой, между которыми с зазорами в области электромагнитного поля воздушного зазора расположены диски из ферромагнитного электропроводящего материала, эти диски выполняются с толщиной, равной значению d, определяемому по соотношению

торцевой тороидальный асинхронный электродвигатель, патент № 2158999 (1)

где торцевой тороидальный асинхронный электродвигатель, патент № 2158999 - удельное электрическое сопротивление ферромагнитного материала ротора;

s - скольжение;

торцевой тороидальный асинхронный электродвигатель, патент № 21589991 - круговая частота электромагнитного поля статора;

торцевой тороидальный асинхронный электродвигатель, патент № 2158999 - магнитная проницаемость ферромагнитного материала ротора.

Так, очевидно, что при толщине дисков ротора, стремящейся к нулю, электромагнитный момент, передаваемый со статоров через зазор в ротор, будет также стремиться к нулю. При достаточно толстых дисках ротора

торцевой тороидальный асинхронный электродвигатель, патент № 2158999

эквивалентная глубина проникновения электромагнитного поля в ротор] через его торцевые поверхности с обоих статоров, не связаны между собой и определяются как и в случае, когда толщина диска d _торцевой тороидальный асинхронный электродвигатель, патент № 2158999 торцевой тороидальный асинхронный электродвигатель, патент № 2158999, поскольку при d > 3торцевой тороидальный асинхронный электродвигатель, патент № 2158999торцевой тороидальный асинхронный электродвигатель, патент № 2158999 электромагнитное поле в диске ротора становится практически равным нулю. Вполне правдоподобным представляется допущение, что существует такая толщина дисков роторов dопт, при которой электромагнитная мощность, передаваемая со статоров в ротор при том же скольжении s будет наибольшей при условии постоянства и равенства индукции Bторцевой тороидальный асинхронный электродвигатель, патент № 2158999 в обоих воздушных зазорах между статорами и дисками ротора.

Проведенные расчетно-теоретические исследования показали, что действительно, в случае двухстороннего двигателя с однонаправленным магнитным потоком, т.е. когда магнитный поток выходит из одного статора, проходит диски ротора и входит в другой статор, электромагнитная мощность Pэм, передаваемая со статора в ротор, зависит от толщины дисков ротора d (при указанном условии равенства индукции Bторцевой тороидальный асинхронный электродвигатель, патент № 2158999 в обоих воздушных зазорах и при том же скольжении s) и выражается следующей зависимостью:

торцевой тороидальный асинхронный электродвигатель, патент № 2158999

где торцевой тороидальный асинхронный электродвигатель, патент № 2158999 - полюсное деление,

Bторцевой тороидальный асинхронный электродвигатель, патент № 2158999 - индукция в зазоре.

торцевой тороидальный асинхронный электродвигатель, патент № 2158999

Так, например, при d _торцевой тороидальный асинхронный электродвигатель, патент № 2158999 торцевой тороидальный асинхронный электродвигатель, патент № 2158999; торцевой тороидальный асинхронный электродвигатель, патент № 2158999d = 0, торцевой тороидальный асинхронный электродвигатель, патент № 2158999d = 1, cos45o = торцевой тороидальный асинхронный электродвигатель, патент № 2158999 и приведенное выражение (2) переходит в выражение для электромагнитной мощности, передаваемой со статора на ротор, для обычного асинхронного двигателя со сплошным ферромагнитным ротором (Я.Туровский "Техническая электродинамика", Энергия, М., 1974, 486 стр.).

Анализ выражения (2) в функции толщины дисков ротора показал, что существует такая толщина диска ротора dопт = торцевой тороидальный асинхронный электродвигатель, патент № 2158999торцевой тороидальный асинхронный электродвигатель, патент № 2158999торцевой тороидальный асинхронный электродвигатель, патент № 2158999/2, при которой электромагнитная мощность, передаваемая со статора в ротор, является максимальной и будет в 1,31 раза больше, чем при односторонней передаче мощности для случая d > 3торцевой тороидальный асинхронный электродвигатель, патент № 2158999торцевой тороидальный асинхронный электродвигатель, патент № 21589992, т.к. в том случае получается:

торцевой тороидальный асинхронный электродвигатель, патент № 2158999

При этом, соответственно, пропорционально повышается коэффициент мощности (cosторцевой тороидальный асинхронный электродвигатель, патент № 2158999) двигателя и, следовательно, мощность двигателя в том же габарите.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором представлен разрез торцевого тороидального асинхронного электродвигателя, содержащего три тороидальных статора и расположенных между ними два диска ротора. В корпусе двигателя 1 установлены статоры 2 с трехфазными обмотками 3. Между статорами 2 размещен с зазором ротор 4, выполненный в виде дисков из ферромагнитного электропроводящего материала, насаженных на общую ось (число дисков ротора n, число статоров k = n + 1).

Двигатель работает следующим образом: при подаче на обмотки электродвигателя трехфазного переменного напряжения в воздушном зазоре между статором и ротором образуется вращающееся магнитное поле, увлекающее ротор за собой вследствие наведения в дисках последнего вихревых токов.

При номинальном скольжении s = sн и выборе толщины дисков dопт = торцевой тороидальный асинхронный электродвигатель, патент № 2158999торцевой тороидальный асинхронный электродвигатель, патент № 2158999торцевой тороидальный асинхронный электродвигатель, патент № 2158999/2, электромагнитная мощность Pэм, передаваемая в ротор, рассчитанная по формуле (2), будет в силу (3) и (4) в 1,31 раза больше, чем при бесконечно толстых дисках и является максимальной в функции толщины дисков ротора. Это явление происходит вследствие того, что при d = dопт распределение наведенного в теле ротора вихревого тока, обусловленного результирующим электромагнитным полем, таково, что сдвиг во времени между результирующим током и ЭДС в теле ротора становится минимальным, а их произведение - т.е. мощность - максимальным. В свою очередь, это может быть объяснено влиянием отражения составляющих электромагнитного поля от поверхностей дисков ферромагнитного ротора (при бесконечно толстых дисках ротора отражения не происходит).

Класс H02K17/12 многофазные 

торцевая асинхронная электрическая машина -  патент 2522898 (20.07.2014)
малошумный асинхронный двигатель -  патент 2507664 (20.02.2014)
трехфазный асинхронный электрический двигатель -  патент 2478249 (27.03.2013)
двухчастотная электрическая машина -  патент 2477558 (10.03.2013)
многофазная стержневая волновая обмотка статора асинхронного двигателя -  патент 2437197 (20.12.2011)
низкооборотный асинхронный электродвигатель -  патент 2412518 (20.02.2011)
двухфазный асинхронный сварочный генератор -  патент 2404032 (20.11.2010)
короткозамкнутый ротор с беличьей клеткой асинхронной машины -  патент 2386201 (10.04.2010)
двухобмоточный статор с m=3-фазными 2p1=6·k- и 2p2=8·k-полюсными петлевыми обмотками в z=144·k пазах -  патент 2355097 (10.05.2009)
двухобмоточный статор с m=3-фазными 2p1=12·k- и 2p2=14·k-полюсными петлевыми обмотками при z=126·k пазах -  патент 2355096 (10.05.2009)

Класс H02K17/00 Асинхронные двигатели и генераторы

Класс H02K5/12 специально предназначенные для работы в среде жидкости или газа

Наверх