способ соединения деталей типа вал-втулка с натягом

Классы МПК:B23P11/02 путем расширения с последующим сжатием или наоборот, например с использованием давления текучей среды; созданием тугой посадки 
B23P19/02 для соединения изделий запрессовкой или для разборки запрессованных изделий
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество Научно-производственное объединение "Искра"
Приоритеты:
подача заявки:
1999-07-27
публикация патента:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при соединении с натягом деталей типа вал-втулка методом горячей запрессовки. К торцу вала крепят технологический стержень, на который устанавливают нагретую направляющую гильзу. Втулку нагревают и по направляющей гильзе заводят на вал. В результате обеспечивается повышение надежности процесса соединения деталей и качества полученного прессового соединения. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Способ соединения деталей типа вал-втулка с натягом, включающий нагрев охватывающей втулки и установку ее на вал, отличающийся тем, что к торцу вала крепят технологический стержень, на который устанавливают нагретую направляющую гильзу, по которой заводят на вал втулку.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при выполнении операций сборки деталей типа вал-втулка, в частности при применении горячей запрессовки.

Известен способ сборки деталей с натягом типа вал-втулка путем нагрева охватывающей детали (Берникер Е.Л. Посадки с натягом в машиностроении.- M. -Л.: Машиностроение, 1966, с. 132).

Известен способ соединения деталей с натягом (а.с. N 95588074, B 23 P 11/02, 1981), заключающийся в нанесении на охватываемую деталь покрытия из плавкого металла с последующим его расплавлением.

Наиболее близким к предлагаемому является техническое решение по а.с. N 749615, B 23 P 11/02, 1978, взятое за прототип, по которому предлагается для обеспечения качества соединения нагревать охватывающую деталь снаружи нагревателем через промежуточный элемент в виде легкоплавкого металла в процессе сборки. Недостатком данного способа является трудоемкость операций установки на втулку нагревателя, нанесения промежуточного элемента, удаления нагревателя и промежуточного элемента. Кроме того, при сложной конфигурации наружной поверхности втулки проблематичным становится установка на нее нагревателя, нанесение легкоплавкого металла и его последующее удаление.

Технической задачей предлагаемого изобретения является повышение надежности процесса соединения деталей и качества прессового соединения.

Технический результат достигается тем, что в способе соединения деталей типа вал-втулка, включающем нагрев охватывающей втулки и установку ее на вал, к торцу вала крепят технологический стержень, на который устанавливают нагретую направляющую гильзу.

Надежность процесса горячей запрессовки обеспечивается за счет центрирования втулки относительно вала и исключения возможности уменьшения посадочного зазора до нуля в процессе установки втулки на вал, качество соединения обеспечивается благодаря возможности производить сборку деталей без задиров на посадочных поверхностях.

На чертеже представлена схема расположения деталей при сборке.

Сущность способа заключается в том, что в торец вала 1 вворачивается стержень 2, на который устанавливается нагретая направляющая гильза 3, по которой на вал 1 заводится нагретая втулка 4. После запрессовки втулки 4 направляющую гильзу 3 и технологический стержень 2 снимают. Втулку 4 и направляющую гильзу 3 нагревают в печах и вынимают из печей одновременно. Втулку 4 нагревают, например, до 250oC, направляющую гильзу 3 - до 150-200oC.

Использование нагретой направляющей гильзы позволяет сцентрировать втулку относительно вала, создать направление движения втулки в процессе запрессовки и поддержать созданный при нагреве втулки посадочный зазор, а следовательно, уменьшить усилие запрессовки, исключить возможность схватывания сопрягаемых деталей, избежать задиров на посадочных поверхностях.

Таким образом, предлагаемое изобретение позволяет повысить надежность процесса соединения деталей и обеспечить качество прессового соединения.

Класс B23P11/02 путем расширения с последующим сжатием или наоборот, например с использованием давления текучей среды; созданием тугой посадки 

способ соединения деталей с натягом -  патент 2522070 (10.07.2014)
способ сборки деталей с натягом -  патент 2508974 (10.03.2014)
способ сборки деталей с натягом -  патент 2501636 (20.12.2013)
способ соединения заготовок вал-втулка -  патент 2488475 (27.07.2013)
прессовое соединение охватываемой втулки с охватывающей корпусной деталью -  патент 2481938 (20.05.2013)
способ установки втулки вокруг части вала по прессовой посадке -  патент 2475925 (20.02.2013)
устройство для гидрораспрессовки и гидронапрессовки переднего и заднего колец подшипников с шейкой оси колесной пары -  патент 2429959 (27.09.2011)
способ соединения с натягом деталей вал-втулка -  патент 2428295 (10.09.2011)
способ выполнения болтового соединения с радиальным натягом для неразъемных пакетов -  патент 2398137 (27.08.2010)
способ неразъемного соединения -  патент 2368482 (27.09.2009)

Класс B23P19/02 для соединения изделий запрессовкой или для разборки запрессованных изделий

способ соединения гофрированного шланга с корпусом, система с гофрированным шлангом и соединенным с ним корпусом и воздушное средство сообщения, по меньшей мере, с одной указанной системой -  патент 2493470 (20.09.2013)
запрессовочный пресс для колесных пар -  патент 2476303 (27.02.2013)
способ установки втулки вокруг части вала по прессовой посадке -  патент 2475925 (20.02.2013)
устройство для снятия подшипника с вала -  патент 2433030 (10.11.2011)
приспособление для сборки деталей -  патент 2433029 (10.11.2011)
устройство для гидрораспрессовки и гидронапрессовки переднего и заднего колец подшипников с шейкой оси колесной пары -  патент 2429959 (27.09.2011)
способ индукционной распрессовки соединения вал-втулка -  патент 2399474 (20.09.2010)
устройство для индукционной разборки прессового соединения вала с рабочим колесом ротора паровой турбины, имеющим лопатки -  патент 2388584 (10.05.2010)
съемник -  патент 2374042 (27.11.2009)
способ соединения деталей с натягом -  патент 2357111 (27.05.2009)
Наверх