понтон

Классы МПК:B63B35/36 складываемые
B63B35/54 паромы
B63H21/175 на судах с использованием энергии наземного транспортного средства
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Щеголев Александр Николаевич,
Щеголев Виктор Александрович
Приоритеты:
подача заявки:
1996-01-10
публикация патента:

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкции понтонов, и может быть использовано для перевозки колесного самодвижущегося транспорта. Понтон содержит четыре понтонных блока, соединенных между собой. В двух понтонных блоках выполнены колодцы, в которых размещен привод. Привод выполнен в виде двух пар валиков, приводимых в движение от приводных колес перевозимого автомобиля. Один валик из каждой пары связан с гребным винтом посредством двух зубчатых конических пар. Другой валик из каждой пары снабжен тормозом. Тормоза соединены тягами с поворотными цапфами, установленными на двух других понтонных блоках, в которых размещаются колеса, поворачивающиеся от руля автомобиля. Достигается возможность использования привода перевозимого транспортного средства для перемещения понтона по воде. 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

Формула изобретения

Понтон, включающий четыре понтонных блока, соединенных между собой, отличающийся тем, что в двух понтонных блоках выполнены колодцы, в которых размещен привод, выполненный в виде двух пар валиков, приводимых в движение от приводных колес перевозимого автомобиля, при этом один валик из каждой пары связан с гребным винтом посредством двух зубчатых конических пар, другой валик из каждой пары снабжен тормозом, а тормоза соединены тягами с поворотными цапфами, установленными на двух других понтонных блоках, в которых размещаются колеса, поворачивающиеся от руля автомобиля.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к плавсредствам и может быть использовано для перевозки колесного самодвижущегося транспорта, например автомобиля.

Известны самоходные понтоны, включающие понтон, тягач и полуприцеп. Колесная и иная техника грузится на понтон, а тягач при помощи своих водометов транспортирует понтон, при этом тягач погружается в воду, находясь в нише понтона (см. А.С. СССР N 1628601, 1991 г.).

Такое дорогостоящее и громоздкое устройство оправдано для транспортировки по воде тяжелой техники военного назначения.

Известно также понтонное звено (прототип), состоящее из двух крайних и двух средних понтонов, шарнирно соединенных между собой, и межзвеньевые стыковые узлы, расположенные на транцах понтонов. Крайние понтоны складываются при транспортировке по суше и раскрываются при использовании понтона на воде (Пат. РФ N 2018561, 1994 г.).

Недостатком этого понтонного звена является отсутствие собственного привода и невозможность использования привода перевозимого транспортного средства, что приводит к необходимости использования буксирующего средства для его перемещения по воде.

Задача изобретения состояла в использовании привода перевозимого транспортного средства для перемещения понтона по воде.

Поставленная задача решается тем, что в известном понтоне, включающем четыре понтонных блока, соединенных между собой, согласно изобретению в двух понтонных блоках выполнены колодцы, в которых размещен привод, выполненный в виде двух пар валиков, при этом один валик из каждой пары связан с гребным винтом посредством двух зубчатых конических пар, другой валик из каждой пары снабжен тормозом, а тормоза соединены тягами с поворотными цапфами, установленными на двух других понтонных блоках.

Выполнение в двух понтонных блоках колодцев, в которых размещен привод, выполненный в виде двух пар валиков, и связь одного валика из каждой пары с гребным винтом посредством двух зубчатых конических пар позволяет использовать привод от колес перевозимого автомобиля (передних или задних в зависимости от типа привода автомобиля) для вращения гребных винтов.

Снабжение другого валика из каждой пары тормозом и соединение тормозов тягами с поворотными цапфами, установленными на двух других понтонных блоках, позволяет при повороте неприводных колес автомобиля затормозить одно из приводных колес, тем самым прекращая вращение соответствующего гребного винта и обеспечивая поворот понтона в нужную сторону.

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг. 1 показан понтон в собранном виде, продольной разрез;

на фиг. 2 - то же, вид в плане;

на фиг. 3 - понтон в разобранном виде при его транспортировке по суше;

на фиг. 4 - вид А на фиг. 2;

на фиг. 5 - понтон при загрузке на него автомобиля.

Понтон состоит из четырех понтонных блоков 1, выполненных из легкого пористого материала (например, поропласта) и имеющих с одной стороны скошенные транцы.

Понтонные блоки 1 соединены между собой попарно тяжами 2, проходящими через сквозные отверстия в блоках 1 и планках 3, установленнных вдоль бортов понтона. Понтонные блоки 1 притянуты друг к другу при помощи резьбовых элементов крепления 4 на концах тяжей 2.

В понтоне, предназначенном для перевозки заднеприводного автомобиля, колодцы 5 выполнены в двух кормовых понтонных блоках 1. В колодцах 5 размещен привод, выполненный в виде двух пар валиков 6. Задние валики 6 каждой пары связаны с гребными винтами 7 посредством двух зубчатых конических пар 8. Передние валики 6 каждой пары снабжены тормозами 9, соединенными тягами 10 с поворотными цапфами 11, установленными на двух носовых понтонных блоках 1.

В пазах, выполненных на палубе понтона, установлены две колеи 12 Т-образного сечения, на передних концах которых имеются отверстия 13 для закрепления в них стоек 14, шарнирно соединенных с трапецией 15 и подкосами 16.

Колеи 12 имеют проушины 17. Для фиксации положения автомобиля на понтоне служат талрепы 18, одни концы которых закреплены за проушины 17, а другие - за домкратные проушины 19 автомобиля.

Вдоль бортов понтона установлены надувные эластичные камеры 20. Страховочный шнур 21 закреплен на понтоне со свободными петлями.

Понтон транспортируется по суше в разобранном виде. Понтонные блоки 1 укладываются друг на друга на верхнем багажнике автомобиля и опираются на трапецию 15 и стойки 14, которые закрепляют на переднем бампере автомобиля. Концы подкосов 16 закрепляют в домкратных проушинах 19 автомобиля. Блоки 1 прикрепляют к багажнику и трапеции 15 ремнями.

Для перевозки автомобиля по воде понтон собирают из понтонных блоков 1 и планок 3, скрепляя их тяжами 2 и элементами крепления 4.

Стойки 14 с трапецией 15 и подкосами 16 снимают с автомобиля. Стойки 14 закрепляют в отверстиях 13 на передних концах каждой колеи 12, а концы покосов 16 заглубляют в землю на берегу.

Автомобиль заезжает на понтон по колеям 12 и устанавливается таким образом, чтобы его задние колеса попали на валики 6, а передние - в цапфы 11. Талрепами 18 фиксируют положение автомобиля на понтоне.

Вдоль бортов понтона устанавливают надувные эластичные камеры 20 и заполняют их воздухом. Затем закрепляют на понтоне страховочный шнур 21.

Перед перевозкой автомобиля по воде проверяют равномерность загрузки понтона. При этом кормовая часть понтона должна быть выше носовой на 5-10 см.

Для отхода от берега включают заднюю скорость. Затем включают переднюю скорость. Перемещение понтона по воде осуществляют вращением гребных винтов 7, приводимых в движение от задних колес автомобиля через валики 6 и конические зубчатые пары 8.

При повороте руля автомобиля цапфы 11 повернутся вместе с передними колесами и через одну из тяг 10 сработает соответствующий тормоз 9. Одно из задних колес будет заторможено, соответствующий гребной винт 7 прекратит вращение, а понтон будет поворачиваться в нужную сторону.

При увеличении скорости кормовая часть понтона опустится и понтон будет скользить по воде.

Эластичные камеры 20 служат для повышения остойчивости понтона при усилении ветра и увеличении высоты волн.

Аналогична конструкция понтона, предназначенного для перевозки переднеприводного автомобиля. При этом колодцы с размещенным в них приводом на гребные винты выполняются в двух носовых понтонных блоках, а цапфы, связанные с тормозами, устанавливаются на двух кормовых блоках понтона.

Таким образом, изобретение позволяет использовать для перемещения понтона по воде привод перевозимого автомобиля (как переднеприводного, так и заднеприводного).

Класс B63B35/36 складываемые

складное понтонное звено -  патент 2454350 (27.06.2012)
надувной катамаран (варианты) -  патент 2440270 (20.01.2012)
складное звено -  патент 2304066 (10.08.2007)
десантный танковый паром -  патент 2296080 (27.03.2007)
десантный танковый паром -  патент 2296079 (27.03.2007)
десантный танковый паром -  патент 2296078 (27.03.2007)
моторное звено -  патент 2187441 (20.08.2002)
челночный танковый паром -  патент 2185996 (27.07.2002)
паром -  патент 2184046 (27.06.2002)
пневмокаркасное звено и автомобиль для складывания, погрузки и перевозки звеньев мобильного паромно-мостового парка -  патент 2174571 (10.10.2001)

Класс B63B35/54 паромы

Класс B63H21/175 на судах с использованием энергии наземного транспортного средства

Наверх