сцепное устройство

Классы МПК:B60D1/00 Тяговые сцепки; крюки; буксирные устройства
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Всероссийский научно-исследовательский проектно- технологический институт механизации и электрификации сельского хозяйства
Приоритеты:
подача заявки:
1998-12-28
публикация патента:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к сцепным устройствам тягового и прицепного транспортных средств, образующих сельскохозяйственный машинотракторный агрегат. Сцепное устройство содержит четырехзвенный механизм, верхнее звено и нижнее звено которого одними концами шарнирно соединены с рамой, а другими концами шарнирно соединены с вертикальным звеном. Перемещение нижнего звена ограничено упором рамы. В середине вертикального звена жестко закреплен кронштейн, который шарниром связан со сцепным узлом дышла. Шарнир соединения дышла с прицепом смещен относительно оси колес прицепа в сторону тягача. Нижнее звено шарнирно связано с рамой гидроцилиндром, который соединен с гидрораспределителем. Технический результат - обеспечение догрузки задних колес тягача. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Сцепное устройство, содержащее четырехзвенный рычажный механизм, одним из звеньев которого является рама тягача, связанная шарнирно верхним звеном и нижним звеном с вертикальным звеном, снабженным сцепным узлом, соединенным с дышлом прицепа, отличающееся тем, что рама тягача имеет упор для ограничения перемещения нижнего звена, верхнее и нижнее звенья расположены по одну сторону от вертикального звена, середина которого посредством кронштейна соединена со сцепным узлом, а расстояние между креплениями на раме тягача шарниров верхнего звена и нижнего звена меньше, чем расстояние между креплениями их шарниров на вертикальном звене, при этом шарнир соединения дышла с прицепом смещен относительно оси колес прицепа в сторону тягача, а нижнее звено шарнирно связано с рамой тягача гидроцилиндром, соединенным с гидрораспределителем гидросистемы тягача.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к сцепным устройствам тягового и прицепного транспортных средств, образующих сельскохозяйственный машино-транспортный агрегат.

Известно сцепное устройство (а.с. 464461, B 60 D 1/00 B 62 D 53/04), содержащее тяговый рычаг - дышло, шарнирно присоединенный к кронштейну рамы прицепа, при этом шарнир соединения дышла с прицепом смещен относительно оси колес прицепа в сторону тягача. Противоположным концом дышло посредством сцепного узла связано с рамой тягача.

Недостатком известного сцепного устройства является осуществление догрузки задних колес тягача только от использования части веса прицепа в условиях равномерного движения и действия силы инерции прицепа в условиях неравномерного движения сочлененных транспортных средств.

Известно тягово-сцепное устройство (а.с. 1832081, B 60 D 53/04), у которого рычажной механизм догрузки задних колес тягача содержит крестовину с вертикальными и горизонтальными звеньями. Вертикальные звенья тяговыми рычагами шарнирно связаны с тягачом и прицепом, а горизонтальные звенья с расположенными на их концах катками установлены в направляющие, которые размещены на тягаче и прицепе.

Недостаток известного тягово-сцепного устройства состоит в том, что догрузка задних колес тягача происходит только при равномерном движении и разгоне автопоезда. При торможении автопоезда, оснащенного известным тягово-сцепным устройством, задние колеса разгружаются.

Известно прицепное устройство (пат. 2047500 РФ B 60 D 1/00), содержащее четырехзвенный рычажной механизм, одним из звеньев которого является рама тягача, связанная шарнирно верхним звеном и нижним звеном с вертикальным звеном, снабженным сцепным узлом, соединенным с дышлом прицепа.

Хотя известное прицепное устройство исключает передачу колебаний тягача на прицеп и обратно, но не обеспечивает догрузку задних колес тягача.

Для устранения отмеченных недостатков предлагается сцепное устройство, содержащее четырехзвенный рычажный механизм, одним из звеньев которого является рама тягача, связанная шарнирно верхним звеном и нижним звеном с вертикальным звеном, снабженным сцепным узлом, соединенным с дышлом прицепа, рама тягача имеет упор для ограничения перемещения нижнего звена, верхнее и нижнее звенья расположены по одну сторону вертикального звена, середина которого посредством кронштейна соединена со сцепным узлом, а расстояние между креплениями на раме тягача шарниров верхнего звена и нижнего звена меньше, чем расстояние между креплениями их шарниров на вертикальном звене, при этом шарнир соединения дышла с прицепом смещен относительно оси колес прицепа в сторону тягача, а нижнее звено шарнирно связано с рамой тягача гидроцилиндром, соединенным с гидрораспределителем гидросистемы тягача.

На чертеже изображено предлагаемое сцепное устройство.

Четырехзвенный механизм сцепного устройства смонтирован на раме 1 тягача после его задних колес 2. Нижнее звено 3 и верхнее звено 4 механизма шарнирно соединены одними концами с рамой 1, а другими концами шарнирно соединены с вертикальным звеном 5. Рама тягача имеет упор 6 для ограничения перемещения нижнего звена 3. В середине вертикального звена 5 жестко закреплен кронштейн 7, который шарниром 8 соединен со сцепным узлом 9 дышла 10 прицепа 11. Шарнир 12 соединения дышла 10 с прицепом 11 смещен относительно оси колес 13 прицепа 11 в сторону тягача.

Нижнее звено 3 шарнирно связано с рамой 1 тягача гидроцилиндром 14, соединенным с гидрораспределителем 15 гидросистемы тягача.

Устройство работает следующим образом.

При равномерном движении сцепленных тягача и прицепа благодаря смещению шарнира 12 в сторону тягача часть веса прицепа 11 через вертикальное звено 5, связанное кронштейном 7 и сцепным узлом 9 с дышлом 10, и нижнее звено 3, которое передает часть веса прицепа на упор 6 рамы 1, догружает задние колеса 2 тягача.

Установкой золотника гидрораспределителя 15 в "плавающее" положение производится разблокирование четырехзвенного механизма. Полости гидроцилиндра 14 соединяются между собой, а звенья механизма могут перемещаться друг относительно друга, как показано на фиг. 1.

Тяговое сопротивление прицепа 11 воздействует на шарнир 8 и поворачивает двухплечий рычаг, образованный вертикальным звеном 5 и кронштейном 7, против часовой стрелки. В шарнирах вертикального звена 5 возникают равные усилия, которые воздействуют на верхнее звено 4 и нижнее звено 3 и, тем самым, перемещают раму 1 тягача вниз, догружая задние колеса 2 тягача.

Для ограничения догрузки задних колес 2 тягача, если, например, загруженность прицепа значительна и догружающая часть веса прицепа 11 велика, производится блокировка четырехзвенного механизма гидроцилиндром 14.

Кроме блокировки четырехзвенного механизма гидроцилиндр 14 используется для ограничения перемещения вертикального звена 5 вверх и установки шарнира 8 в требуемое положение для улучшения условий сцепки тягача с прицепом 11.

Таким образом, предлагаемое сцепное устройство позволяет улучшить тягово-сцепные свойства тягача в условиях равномерного и неравномерного движений сцепленных тягача и прицепа 11.

Предлагаемое изобретение не оказывает отрицательного влияния на окружающую среду, так как не нарушает верхний слой почвы за счет исключения пробуксовки колес.

Класс B60D1/00 Тяговые сцепки; крюки; буксирные устройства

сцепная петля -  патент 2529709 (27.09.2014)
механизм аварийной отцепки -  патент 2527634 (10.09.2014)
сцепной крюк навесного устройства, преимущественно для нижних тяг трёхточечного навесного устройства трактора -  патент 2523487 (20.07.2014)
машина мобильная сочлененная -  патент 2522659 (20.07.2014)
полуприцеп -  патент 2522476 (20.07.2014)
тягово-сцепное устройство для прицепа -  патент 2521884 (10.07.2014)
система принудительного управления -  патент 2515620 (20.05.2014)
седельно-сцепное устройство -  патент 2514321 (27.04.2014)
модуль силового узла сцепного устройства и сцепное устройство с таким модулем (варианты) -  патент 2506173 (10.02.2014)
сцепное устройство тягача -  патент 2503552 (10.01.2014)
Наверх