комплексная система формирования воздушных параметров

Классы МПК:G01C23/00 Комбинированные приборы, определяющие более чем одну навигационную величину, например для авиации; комбинированные устройства для измерения двух и более параметров движения, например расстояния, скорости, ускорения
Автор(ы):, , , , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Акционерное общество Раменское приборостроительное конструкторское бюро
Приоритеты:
подача заявки:
1998-11-05
публикация патента:

Изобретение может быть использовано в авиационном приборостроении, в частности в информационных средствах навигации, прицеливания и пилотирования летательных аппаратов. В комплексную систему формирования воздушных параметров, содержащую систему воздушных сигналов, блок преобразования координат, блок коррекции и корректирующую, например инерциально-спутниковую, систему, дополнительно введены блок коррекции температурного градиента, функциональный преобразователь и блок обратного преобразования координат, обеспечивающие при отказах системы воздушных сигналов или ее отключениях при выполнении летательным аппаратом сложных пространственных маневров формирование синтезированных воздушных параметров - температуры воздуха, истинной воздушной скорости, углов атаки и скольжения, числа Маха, скоростного напора и приборной скорости, что значительно расширяет функциональные возможности системы и повышает показатели безопасности и боевой эффективности летательных аппаратов, оборудованных данной системой. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Комплексная система формирования воздушных параметров, содержащая последовательно соединенные систему воздушных сигналов, блок преобразования координат, блок коррекции, на второй вход которого подключены второй выход системы воздушных сигналов, и корректирующую систему, первый, второй и третий выходы которого подключены соответственно ко второму входу блока преобразования координат и к третьему и четвертому входам блока коррекции, отличающаяся тем, что в нее дополнительно введены блок коррекции температурного градиента, функциональный преобразователь и блок обратного преобразования координат, на первый, второй и третий входы которого подключены соответственно первый и второй выходы корректирующей системы и первый выход блока коррекции, второй выход которого подключен соответственно к первому входу блока коррекции температурного градиента и к первому входу функционального преобразователя, на второй и третий входы которого подключены соответственно выход блока обратного преобразования координат и выход блока коррекции температурного градиента, на второй и третий входы которого подключены соответственно третий и четвертый выходы системы воздушных сигналов, третий выход которого подключен также к пятому входу блока коррекции.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиационному приборостроению, в частности к информационным средствам навигации, прицеливания и пилотирования летательных аппаратов.

Из известных систем наиболее близкой по технической сущности является выбираемая в качестве прототипа комплексная система, описание которой приведено в книге [1] Помыкаева И.И. и др. Навигационные приборы и системы.- М. : Машиностроение, 1983 г., с. 385-386; структурная схема системы-прототипа приведена на фиг. 1, где обозначено: СВС - система воздушных сигналов, БПК - блок преобразования координат, БК - блок коррекции, КС - корректирующая (инерциально-спутниковая, инерциально-доплеровская и др.) система.

СВС формирует сигналы составляющих истинной воздушной скорости - VBi (i= 1; 2; 3), барометрическую высоту - HБ, сигнал отключения СВС - m, температуру наружного воздуха - T, модуль истинной воздушной скорости - V, угол атаки - комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805, угол скольжения комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805, приборную скорость V0, число Маха - M, скоростной напор - q.

Составляющие воздушной скорости в осях летательного аппарата VBi с первого выхода СВС поступают на первый вход БПК, сигнал барометрической высоты HБ со второго выхода СВС поступает на второй вход БК.

Сигналы m, T, V, комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805,комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805, V0, M, q соответственно с третьего-десятого выходов СВС выдаются потребителям - в систему индикации, в прицельную систему, в систему управления.

КС измеряет углы эволюций комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805к (K=1; 2; 3) (комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 21468051 - угол курса, комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 21468052 - угол крена, комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 21468053 - угол тангажа), составляющие путевой скорости Vni (i=1, 2, 3) и абсолютную высоту H; сигналы комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805к с первого выхода КС поступают на второй вход БПК, с выхода которого составляющие воздушной скорости в земных осях Vi(VВi,комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805к) = Vi поступают на первой вход БК. На третий и четвертый входы БК со второго и третьего выходов КС соответственно поступают Vni и H.

В БК осуществляется коррекция параметров HБ, Vi и выделение систематических составляющих скорости ветра комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805

С первого-третьего выходов БК соответственно параметры комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805 откорректированная барометрическая высота комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805 и откорректированные составляющие путевой скорости комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805 выдаются потребителям для индикации, навигации, прицеливания, управления, пилотирования.

При отключении СВС, имеющем место при отказах или при выходе летательного аппарата на режимы недостоверной работы СВС, например при больших углах атаки, превышающих 90o, параметры, формируемые СВС, становятся недостоверными, что является недостатком системы-прототипа.

Техническим результатом, получаемым при использовании предлагаемого технического решения, является расширение функциональных возможностей системы - формирование воздушных параметров при отключении (отказе) системы воздушных сигналов.

Достигается технический результат тем, что в комплексную систему формирования воздушных параметров, содержащую последовательно соединенные систему воздушных сигналов, блок преобразования координат, блок коррекции, на второй вход которого подключен второй выход системы воздушных сигналов, и корректирующую систему, первый, второй и третий выходы которой подключены соответственно ко второму входу блока преобразования координат, к третьему и четвертому входам блока коррекции, дополнительно введены блок коррекции температурного градиента, функциональный преобразователь и блок преобразования координат, на первый, второй и третий входы которого подключены соответственно первый и второй выходы корректирующей системы, первый выход блока коррекции, на пятый вход которого подключен третий выход системы воздушных сигналов. Второй выход блока коррекции подключен к первым входам блока коррекции температурного градиента и функционального преобразователя, на второй и третий входы которого подключены соответственно выход блока обратного преобразования координат и выход блока коррекции температурного градиента, на второй и третий входы которого подключены соответственно третий и четвертый выходы системы воздушных сигналов.

На фиг. 1 представлена структурная схема прототипа. На фиг. 2 представлена структурная схема предлагаемой системы, где: 1 - система воздушных сигналов СВС, 2 - блок преобразования координат БПК, 3 - блок коррекции БК, 4 - корректирующая система КС, 5 - блок коррекции температурного градиента БКГТ, 6 - функциональный преобразователь ФП, 7 - блок преобразования координат БОПК.

Система работает следующим образом.

С первого выхода СВС1 составляющие воздушной скорости в осях летательного аппарата VBi (продольная составляющая VВ1 = Vcosкомплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805cosкомплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805, вертикальная составляющая VВ2 = -Vsinкомплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805cosкомплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805, боковая составляющая VВ3 = Vкомплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805sinкомплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805 здесь V - модуль истинной воздушной скорости, комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805 - угол атаки, комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805 - угол скольжения) поступают на первый вход БПК2, на второй вход которого с первого выхода КС4 поступают углы эволюции летательного аппарата комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805к(комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 21468051 - угол курса, комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 21468052 - угол крена, комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 21468053 - угол тангажа).

В БПК2 формируются составляющие воздушной скорости в земных осях (см. [2] , Загайнов Г.И. Управление полетом самолетов.- М.: Машиностроение, 1980 г., с. 29) Vi = Vi(VВi,комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805к), поступающие на первый вход БК3, на второй, третий и четвертый входы которого поступают соответственно сигналы HБ - барометрической высоты со второго выхода СВС1, составляющих путевой скорости Vni в земных осях со второго выхода КС4 и абсолютной высоты относительно уровня моря H с третьего выхода КС4.

Сигнал отключения (отказа) СВС1 m (m = 0 - исправность СВС1, m > 0 - отключение СВС1) с третьего выхода СВС1 поступает на второй вход БКГТ5 и пятый вход БК3. С четвертого выхода СВС1 сигнал температуры наружного воздуха T поступает на третий вход БКГТ5.

В БК3 ([1], с. 385-387) при работающем СВС1 (m = 0) осуществляется коррекция Vi по Vni и HБ по H и осуществляется выделение составляющих скорости ветра комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805

С третьего выхода БК3 откорректированные составляющие комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805 выдаются потребителям. Со второго выхода БК3 откорректированная барометрическая высота комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805 выдается потребителям и подается на первые входы БКГТ5 и ФП6. Систематические составляющие скорости ветра комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805 с первого выхода БК3 поступают на третий вход БОПК7, на первый и второй входы которого с первого и второго выходов КС4 соответственно поступают сигналы комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805к и Vni.

При отключении СВС1 (сигнал m > 0) с первого выхода БК3 выдаются запомненные на момент появления сигнала m > 0 составляющие скорости ветра комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805 а со второго выхода выдается сигнал H, поступивший в БК3 с КС4.

БКГТ5 является оптимальным фильтром, например приведенным в книге [3], Сейдж Э. Теория оценивания и ее применение в связи и управлении.- М.: Cвязь, 1976 г., с. 288.

В БКГТ5 при m = 0 формируется сигнал комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805 где T0 = const - абсолютная температура на уровне моря, комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805 = (комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 21468050+комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805) - действительный температурный градиент, комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 21468050 - заданный температурный градиент, комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805 - погрешность.

При T = T0 - комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805H (см. [4], Боднер В.А. Приборы первичной информации.- М.: Mашиностроение, 1981 г., с. 297) комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805 если (F комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805 H)-1 = t + t0, T0 - постоянная времени, то комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805

соответственно откорректированная температура

комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805

откуда следует, что откорректированная температура стремится к действительной.

При отключении СВС1 (m > 0) в БКГТ5 запоминается x3 = комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805, и с выхода БКГТ5 комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805 = T поступает на третий вход ФП6.

БОПК7 является обратным преобразователем координат (см. [5], Тетельбаум И. М., Шнейдер Ю.Р. 400 схем для АВМ.- М.: Энергия, 1978 г., с. 134), формирующим по составляющим воздушной скорости комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805 в земной системе координат синтезированные воздушные параметры: вектор истинной воздушной скорости комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805 угол атаки комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805 и угол скольжения комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805 (см. [2], стр. 30).

С первого выхода БОПК7 сигнал истинной воздушной скорости комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805 выдается потребителям и поступает на второй вход ФП6. Со второго и третьего выходов БОПК7 сформированные сигналы угла атаки комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805 и угла скольжения комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805 выдаются потребителям.

По поступившим в ФП6 сигналам комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805 на элементах функционального преобразования (см. [6] Смолов В.Б. Функциональные преобразователи информации. - Л.: Энергоатомиздат, 1981 г., с. 38, 54), осуществляется формирование синтезированных воздушных параметров - скоростного напора комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805 числа Маха комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805 и приборной скорости комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805 (см. [1], с. 45; [4] с. 313, 314, 321):

комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805

комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805

комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805

где постоянные величины p0, T0 - давление и абсолютная температура на уровне моря, g - ускорение силы тяжести, R - газовая постоянная, K - показатель адиабаты для воздуха, n = K(K-1)-1.

С первого, второго и третьего выходов ФП6 параметры комплексная система формирования воздушных параметров, патент № 2146805 выдаются потребителям.

Таким образом, при отключениях (отказах) СВС1 обеспечивается формирование воздушных параметров - вектора воздушной скорости, углов атаки и скольжения, температуры воздуха на высоте полета, скоростного напора, числа Маха и приборной скорости, что свидетельствует о расширении функциональных возможностей системы и соответственно достижении технического результата.

Класс G01C23/00 Комбинированные приборы, определяющие более чем одну навигационную величину, например для авиации; комбинированные устройства для измерения двух и более параметров движения, например расстояния, скорости, ускорения

способ подготовки инерциальной навигационной системы к полету -  патент 2529757 (27.09.2014)
система управления общесамолетным оборудованием -  патент 2528127 (10.09.2014)
комплексная корреляционно-экстремальная навигационная система -  патент 2525601 (20.08.2014)
способ и бортовая система обеспечения минимумов дистанций продольного эшелонирования по условиям турбулентности вихревого следа -  патент 2525167 (10.08.2014)
многофункциональный тяжелый транспортный вертолет круглосуточного действия, комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, используемый на данном вертолете -  патент 2524276 (27.07.2014)
информационно-управляющая система робототехнического комплекса боевого применения -  патент 2523874 (27.07.2014)
комплекс бортового оборудования вертолета -  патент 2520174 (20.06.2014)
система и способ определения пространственного положения и курса летательного аппарата -  патент 2505786 (27.01.2014)
малогабаритная бесплатформенная инерциальная навигационная система средней точности, корректируемая от системы воздушных сигналов -  патент 2502049 (20.12.2013)
способ функционирования топопривязчика в режиме контрольно-корректирующей станции -  патент 2498223 (10.11.2013)
Наверх