способ подавления пожара на плавучем объекте

Классы МПК:A62C3/10  на судах
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Таланов Борис Петрович
Приоритеты:
подача заявки:
1999-05-25
публикация патента:

Способ подавления пожара на плавучем объекте выгодно отличается своей эффективностью, универсальностью и может быть использован не только для подавления пожара, но и для сохранения судна при пробоине, сносе на мель, рифы или шторме. Такие качества способ приобрел благодаря тому, что объект по бортам имеет гибкие оболочки, заключенные в силовые сети, закрепленные на судне, а оболочки соединены с источником газовой среды под давлением через управляющую аппаратуру.

Формула изобретения

Способ подавления пожара на плавучем объекте, заключающийся в воздействии водной среды на очаги пожара при контролируемом погружении за счет соединенных с объектом камер с газовой средой, которые располагают вокруг объекта, отличающийся тем, что камеры выполняют в виде гибких оболочек, заключают их в силовые сети, которые закрепляют на судне, располагают камеры с сетями на судне и соединяют их с источником газа под давлением через регулирующую и запорную аппаратуру, а при возникновении аварийной ситуации камеры в сетях сбрасывают в водную среду и контролируемо заполняют газовой средой при поступлении забортной воды во внутреннюю полость объекта.

Описание изобретения к патенту

Техническое решение относится к подавлению пожара на различных плавучих объектах с товарным грузом, военным снаряжением, экологически опасным грузом, когда пожар возник в море на значительном расстоянии от ожидаемой помощи. Способ может быть использован и для спасения судна для дальнейшей эксплуатации, когда аварийная ситуация возникла в результате повреждения корпуса судна из-за столкновения с любым сторонним объектом (судном, рифом, айсбергом, как это было с "Титаником").

Далее рассматривается только аварийная ситуация, которая возникла в результате возникновения пожара. Это наиболее тяжелый случай, т.к. судно от киля до палубных надстроек образует "трубу" с тягой из-за перепада давления и это обстоятельство не позволяет эффективно использовать известные способы тушения пожара.

При возникновении пожара на судне широко используются огнетушители различного типа, которые обладают следующими недостатками: кратковременность воздействия; возможность воздействия на локальный участок с ограниченным очагом возгорания; невозможность воздействия на множество очагов пожара, которые расположены в пространстве судна.

Более эффективно можно воздействовать на очаги пожара направленной струей воды через наконечник с гибким рукавом, который соединяют с источником воды через насос (БСЭ, том 20, стр. 147).

Недостатками такого способа можно считать: невозможность охвата всех очагов возгорания по всему объему внутренней полости судна; часть очагов возгорания будет недоступна внутри палубных помещений и в трюме, т.к. доступ опасен и затруднен, возможно тление материалов после воздействия поверхностного водной массы в особенности в трюмах, например в хлопке; длительное воздействие высоких температур и водной среды приводит в негодность материальные ценности в виде груза.

Аналогичными недостатками обладает и тушение пожара судном спасателем, когда мощная струя воды воздействует на поверхность судна, не затрагивая основные очаги внутри судна, где пожар может еще и разгораться сильней.

Известно техническое решение, когда воздействуют на все очаги возгорания водной средой при контролируемом погружении судна за счет герметичных камер с газовой средой, которые крепят к судну при заполнении внутренней полости судна водной средой, а после подавления очагов пожара либо поднимают судно на поверхность с последующей откачкой воды из внутренней полости, либо транспортируют судно в притопленном положении в место ремонта судна (патент N 2083242, кл. A 62 C 2/00, 1997 г., автор Таланов Б.П.).

К недостаткам можно отнести отдельное размещение камер за судном с подводом камер к судну при возникновении аварийной ситуации, либо доставка камер судном-спасателем. Во всех указанных случаях требуется значительное время, возникают сложности при швартовке, т.к. камеры закреплены за судном, а доставка камер не всегда возможна из-за значительных расстояний.

Т. е., кратко можно выразить так: требуется значительное время, которого может не быть при возникновении аварийной ситуации в виде пожара или пробоины, а также неудобства совместного транспортирования камер с судном в особенности, если судно военного назначения, когда и остановка невозможна.

Технический результат достигается тем, что камеры выполняют из гибких оболочек, заключают их в силовые сети и соединяют камеры с источником газовой среды под давлением через управляемую аппаратуру, а степень погружения судна регулируют путем контролируемого заполнения гибких оболочек газовой средой.

Пояснения к способу.

1. Гибкие оболочки выполняют тонкими, т.к. они не несут никакой практически нагрузки и вся нагрузка воспринимается сетью, которая снизу может быть открытой. Шаг сети выбирается с учетом суммарной силы на площадь ячейки. Ячейка может быть 100 на 100 мм, давление около 1 ати, тогда на ячейку будет действовать суммарная сила 100 кг. Такое усилие выдержит каландрированный капрон с толщиной не боле 0,2 мм. Сеть может иметь капроновый трос не более 3 мм диаметра, а трос крепления к судну может иметь совокупность тросов, диаметром 8 мм. Такой один трос имеет несущую способность около 2 тонн.

2. Оболочки с сетью располагают по бортам и их тросы крепят к судну около ватерлинии. Оболочки могут быть выполнены в виде шаров или трубы. Система заполнения оболочек газом должна иметь источник газа под давлением, редукторы и регулируемые вентили для изменения скорости заполнения каждой гибкой оболочки. Должен быть и отвод для стравливания газа, либо после подъема судна после ликвидации аварийной ситуации, либо для транспортировки судна в притопленном или погруженном полностью положении.

3. При возникновении аварийной ситуации (пожар, пробоина, потеря устойчивости, крена) сбрасывают гибкие оболочки за борт, выравнивают положение судна при пробоине или погружают равномерно и контролируемо судно в водную среду при пожаре, предварительно открыв кингстоны или специальные люки. Вода, заполняя внутреннюю полость судна, подавляет очаги пожара. Если очаги пожара подавлены при незначительном подтоплении, то судно может быть поднято на поверхность путем заполнения оболочек газом при сливе воды и последующей откачки после перекрытия кингстонов.

4. Способ может быть использован для снятия с мели или рифа, а также при шторме, когда судно вблизи берега сносится на опасный участок. В этом случае судно затопляется и оно будет служить якорем само.

Таким образом, достигаются все поставленные цели, которые были сформулированы выше, при универсальности, простоте, дешевизне и возможности использования способа на всех действующих судах различного назначения, причем система автономна и не требует доработки самого судна, однако резко повышает жизнестойкость судна и безаварийность плавания.

Класс A62C3/10 на судах

совмещенная система для подачи морской воды и воды для пожаротушения -  патент 2412731 (27.02.2011)
генератор огнетушащего аэрозоля -  патент 2407569 (27.12.2010)
способ обеспечения вертолетного сообщения с объектами разработки месторождений полезных ископаемых на континентальном шельфе и морской вертодром для его осуществления -  патент 2406643 (20.12.2010)
способ и устройство пожаротушения -  патент 2300405 (10.06.2007)
генератор огнетушащего аэрозоля -  патент 2237502 (10.10.2004)
способ обнаружения пожарной опасности и пожара в помещении судна -  патент 2179470 (20.02.2002)
способ подавления пожара на плавучем средстве -  патент 2129894 (10.05.1999)
способ тушения пожара -  патент 2126283 (20.02.1999)
способ тушения пожара -  патент 2123366 (20.12.1998)
способ пожаротушения и устройство для его осуществления (варианты) -  патент 2091101 (27.09.1997)
Наверх