способ получения дизельного топлива

Классы МПК:C10G67/02 только из нескольких последовательных ступеней
C10G45/06 содержащими никель или кобальт или их соединения
Автор(ы):, , , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Славнефть- Ярославнефтеоргсинтез"
Приоритеты:
подача заявки:
1998-07-02
публикация патента:

Изобретение относится к способам получения дизельных топлив и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности. Описывается способ получения дизельного топлива путем гидроочистки прямогонных дизельных фракций, стабилизации гидрогенизата в ректификационной колонне с выводом с низа колонны стабильного гидроочищенного дизельного топлива, а с верха - углеводородного газа и бензиновой фракции. Бензиновую фракцию, образовавшуюся при гидроочистке прямогонных дизельных фракций, подвергают дегазации в сепараторе при температуре 50 - 80oС и давлении 0,02 - 0,05 МПа для утяжеления ее фракционного состава с последующим удалением из нее сероводорода и смешением с гидроочищенным топливом в количестве 0,2 - 0,8 мас.% на количество получаемого дизельного топлива. Технический результат - повышение выхода целевого продукта. 1 табл.
Рисунок 1

Формула изобретения

Способ получения дизельного топлива путем гидроочистки прямогонных дизельных фракций, стабилизации гидрогенизата в ректификационной колонне с выводом с низа колонны стабильного гидроочищенного дизельного топлива, а с верха - углеводородного газа и бензиновой фракции, отличающийся тем, что бензиновую фракцию подвергают дегазации в сепараторе при температуре 50 - 80oC и давлении 0,02 - 0,05 МПа для утяжеления ее фракционного состава с последующим удалением из нее сероводорода и смешением с гидроочищенным топливом в количестве 0,2 - 0,8 мас.% на количество получаемого дизельного топлива.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к способам получения гидроочищенных дизельных топлив и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.

Известен способ получения дизельных топлив путем гидроочистки дизельных фракций, стабилизации гидрогенизата на ректификационной колонне с выводом из куба колонны стабильного гидроочищенного дизельного топлива, а верхом - дистиллята - бензиновой фракции, образующейся при стабилизации гидрогенизата. Часть дистиллята после очистки от сероводорода выводят с установки гидроочистки в качестве низкооктанового компонента смешения при производстве товарных автобензинов, а другую часть подвергают дополнительной ректификации путем подачи в нестабильный гидрогенизат перед ректификационной колонной.

Недостатком известного способа является то, что образующаяся в качестве побочного продукта на установке гидроочистки бензиновая фракция имеет низкое октановое число (ОЧ 45-50 пунктов м.м.), затрудняющее ее использование при приготовлении современных высокооктановых марок автобензинов.

Известен способ получения дизельного топлива путем гидроочистки дизельной фракции с добавлением в сырье процесса 0,5-1,9 мас.% бензинового отгона, полученного при ректификации гидрогенизата (SU 1736999 A1, 30.05.92).

Недостатком известного способа является снижение производительности установки гидроочистки по сырью - прямогонной дизельной фракции с установок АВТ.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к предлагаемому способу является способ, согласно которому дизельное топливо получают путем гидроочистки прямогонной дизельной фракции с последующей сепарацией нестабильного гидрогенизата в ректификационной колонне. Нестабильный гидрогенизат из холодного сепаратора подают в колонну в виде дополнительного орошения. Верхом ректификационной колонны в качестве побочного продукта выводят бензин - отгон в количестве 6,59 мас.% на сырье установки (SU 1759853 A1, 07.09.92).

Недостатком способа, принятого за прототип, является невысокий выход стабильного гидроочищенного дизельного топлива (91,6 мас.%).

Целью данного изобретения является увеличение выхода гидроочищенного дизельного топлива.

Поставленная цель достигается путем смешения гидроочищенного дизельного топлива с 0,2-0,8 мас.% тяжелой частью бензиновой фракции, образующейся при стабилизации гидрогенизата, после ее очистки от сероводорода.

Согласно предлагаемому способу бензиновую фракцию, образовавшуюся при гидроочистке прямогонных дизельных фракций, подвергают дегазации в сепараторе при температуре 50-80oC и давлении 0,02-0,05 МПа для утяжеления ее фракционного состава с последующим удалением из нее сероводорода и смешением с гидроочищенным топливом в количестве 0,2-0,8 мас.% на количество получаемого дизельного топлива.

Существенным отличительным признаком предлагаемого способа по сравнению со способом, принятым за прототип, является утяжеление фракционного состава бензиновой фракции, образующейся при протекании гидроочистки дизельной фракции и смешение этой бензиновой фракции в количестве 0,2-0,8 мас.% после удаления сероводорода с гидроочищенным дизельным топливом.

Таким образом, заявляемый способ соответствует критерию изобретения "новизна".

Способ осуществляют следующим образом. Прямогонную дизельную фракцию (180-360oC), содержащую 1,0-1,3 мас. % серы, подвергают гидроочистке при температуре 345-385oC, давлении 3-4 МПа, объемной скорости подачи сырья 3-5 ч-1 в присутствии промышленного алюмокобальтмолибденового (АКМ) или алюмоникельмолибденового (АНМ) катализатора. После отделения циркулирующего ВСГ и углеводородных газов нестабильный гидрогенизат, нагретый до температуры 160-260oC, направляют на стабилизацию в ректификационную колонну. Снизу колонны выводят стабильное гидроочищенное дизельное топливо с содержанием серы менее 0,18 мас.% и температурой вспышки не ниже 65oC. Пары углеводородов и сероводорода с верха колонны поступают в конденсатор-холодильник, где охлаждаются до 50-80oC и поступают в сепаратор, где при избыточном давлении 0,02-0,05 МПа несконденсировавшиеся пары углеводородов отделяют от конденсата - бензиновой фракции и подают на очистку от сероводорода. Конденсат - бензиновую фракцию выводят с нижней части сепаратора и очищают от сероводорода моноэтаноламином при температуре 40-60oC и давлении 1,3-1,6 МПа и далее направляют на смешение с гидроочищенным стабильным дизельным топливом.

Изобретение иллюстрируется следующими примерами.

Пример 1.

Прямогонную дизельную фракцию (180-360oC), полученную на установках АВТ и содержащую 1,15 мас.% серы, подвергают гидроочистке при температуре 355oC, давлении 3,2 МПа, объемной скорости подачи, сырья 4 ч-1 в присутствии промышленного АКМ катализатора ГО-70. После отделения циркулирующего ВСГ и углеводородных газов нестабильный гидрогенизат, нагретый до температуры 190oC, направляют на стабилизацию в ректификационную колонну. Снизу колонны выводят стабильное гидроочищенное дизельное топливо с содержанием серы 0,11 мас.%. Пары с верха колонны конденсируются, охлаждаются до 50oC и поступают в сепаратор, где при избыточном давлении 0,02 МПа несконденсировавшиеся пары углеводородов отделяют от конденсата - бензиновой фракции. Давление в сепараторе поддерживают путем изменения расхода углеводородного газа, выводимого из сепаратора. Конденсат - бензиновую фракцию очищают от сероводорода моноэтаноламином при температуре 50oC и давлении 1,3 МПа и далее направляют на смешение с гидроочищенным стабильным дизельным топливом.

Параметры работы сепаратора, выход и качество получаемого дизельного топлива приведены в таблице.

Пример 2.

Прямогонную дизельную фракцию (180-360oC), полученную на установках АВТ и содержащую 1,3 мас.% серы, подвергают гидроочистке при температуре 365oC, давлении 3,5 МПа, объемной скорости подачи сырья 3 ч-1 в присутствии промышленного АНМ катализатора ОД-17. После отделения циркулирующего ВСГ и углеводородных газов нестабильный гидрогенизат, нагретый до температуры 240oC, направляют на стабилизацию в ректификационную колонну. Снизу колонны выводят стабильное гидроочищенное дизельное топливо с содержанием серы 0,14 мас.% Пары с верха колонны конденсируются, охлаждаются до температуры 70oC и поступают в сепаратор, где при избыточном давлении 0,02-0,05 МПа несконденсировавшиеся пары углеводородов отделяют от конденсата - бензиновой фракции. Давление в сепараторе поддерживают путем изменения расхода углеводородного газа, выводимого из сепаратора. Конденсат - бензиновую фракцию очищают от сероводорода моноэтаноламином при температуре 60oC и давлении 1,6 МПа и далее направляют на смешение с гидроочищенным стабильным дизельным топливом.

Параметры работы сепаратора, выход и качество получаемого дизельного топлива приведены в таблице.

Пример 3. Проводят гидроочистку дизельного топлива согласно примеру 1.

Параметры работы сепаратора, выход и качество получаемого дизельного топлива приведены в таблице.

Пример 4.

Проводят гидроочистку дизельного топлива согласно примеру 1.

Параметры работы сепаратора, выход и качество получаемого дизельного топлива приведены в таблице.

Пример 5.

Проводят гидроочистку дизельного топлива согласно примеру 1, но без добавления очищенной бензиновой фракции в гидроочищенное дизельное топливо.

Параметры работы сепаратора, выход и качество получаемого дизельного топлива приведены в таблице.

Как видно из примеров 1-3, проведение гидроочистки согласно предлагаемому способу позволяет получать дизельное топливо с выходом его не менее 97,5 мас. % на пропущенное сырье, т.е. на 0,4-0,7 мас.% больше по сравнению с примером 5, когда очищенную бензиновую фракцию не подавали на смешение с гидроочищенным дизельным топливом. В том случае (пример 4), если не менять параметры работы сепаратора, добавление очищенной бензиновой фракции к гидроочищенному дизельному топливу приводит к снижению температуры вспышки ниже требований нормативной документации на продукт.

Класс C10G67/02 только из нескольких последовательных ступеней

способ получения углеводородных продуктов -  патент 2473665 (27.01.2013)
способ получения синтез-газа в способе получения керосина и газойля из природного газа -  патент 2440401 (20.01.2012)
способ стабилизации гидрогенизата обессеривания углеводородного сырья -  патент 2439124 (10.01.2012)
способ получения бензола -  патент 2291892 (20.01.2007)
способ гидрообессеривания бензиновой фракции каталитического крекинга -  патент 2206601 (20.06.2003)
способ получения растворителя полимеризационной чистоты -  патент 2190660 (10.10.2002)
способ получения экологически чистого дизельного топлива из сернистых нефтей -  патент 2141994 (27.11.1999)
способ получения маловязких масел -  патент 2041242 (09.08.1995)
способ получения реактивного топлива -  патент 2033418 (20.04.1995)

Класс C10G45/06 содержащими никель или кобальт или их соединения

десульфурация и новый способ ее выполнения -  патент 2393919 (10.07.2010)
цеолитные катализаторы с контролируемым содержанием промотирующего элемента и улучшенный способ обработки углеводородных фракций -  патент 2378050 (10.01.2010)
способ селективной очистки бензиновых фракций каталитического крекинга (варианты) -  патент 2372380 (10.11.2009)
способ удаления соединений серы из углеводородного сырья -  патент 2370481 (20.10.2009)
способ очистки легких фракций вторичного происхождения -  патент 2361902 (20.07.2009)
способ гидропереработки углеводородного сырья -  патент 2324725 (20.05.2008)
катализатор, способ получения носителя, способ получения катализатора и процесс гидрообессеривания дизельных фракций -  патент 2311959 (10.12.2007)
катализатор гидроочистки верхнего слоя и способ его приготовления -  патент 2235588 (10.09.2004)
способ переработки нефти или газоконденсата -  патент 2050405 (20.12.1995)
Наверх