способ получения нефтепродуктов

Классы МПК:C10G59/02 только из нескольких последовательных ступеней
C10G63/02 только из нескольких последовательных ступеней
C10G69/08 включая по крайней мере одну ступень риформинга бензино-лигроиновых фракций
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):ЗАО "Рязанская нефтеперерабатывающая компания"
Приоритеты:
подача заявки:
1999-03-23
публикация патента:

Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к способу получения нефтепродуктов, используемых в качестве компонентов моторных топлив, нефтяных растворителей и др. Сущность изобретения: исходную нефть непосредственно на месте ее добычи подвергают отбензиниванию с отводом фракции НК - 185oC, отбензиненную нефть обессоливают, перегоняют с выделением фракции НК - 180oС. Последнюю подвергают вторичной перегонке совместно с фракцией НК - 185oС, полученной при отбензинивании, взятой в количестве не более 50 мас. %, фракцию 62-180oC, выделенную при вторичной перегонке, подвергают гидроочистке и риформингу с последующим компаундированием продукта риформинга - фракции НК - 185oС, полученной при отбензинивании, и фракции НК - 62oС вторичной перегонки. Технический результат - повышение выхода легких нефтепродуктов, экономия энергоресурсов.

Формула изобретения

Способ получения нефтепродуктов, включающий обессоливание и перегонку нефти, вторичную перегонку выделенной бензиновой фракции, гидроочистку и риформинг бензиновой фракции вторичной перегонки и компаундирование фракций, полученных на стадиях процесса, отличающийся тем, что исходную нефть непосредственно на месте ее добычи до обессоливания подвергают отбензиниванию с отводом фракции НК-185oC, при перегонке отбензиненной нефти выделяют фракцию НК-180oC, вторичной перегонке подвергают последнюю совместно с фракцией НК-185oC, полученной при отбензинивании нефти, в количестве не более 50 мас. %, гидроочистке и риформингу подвергают фракцию 62 - 180oC вторичной перегонки и компаундированию подвергают фракцию НК-185oC, полученную при отбензинивании, фракцию НК-62oC вторичной перегонки и продукт риформинга.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к способу получения нефтепродуктов, используемых в качестве компонентов моторных топлив, нефтяных растворителей и др.

Известны различные способы получения светлых нефтепродуктов с использованием процессов гидроочистки и риформинга.

Так, например, известен способ получения нефтяного растворителя путем выделения фракции 145oC - КК из тяжелой бензиновой фракции, которую затем подвергают гидроочистке, часть гидрогенизата направляют на риформинг. Целевой продукт получают смешением фракции 145oC - КК продуктов риформинга с оставшейся частью гидрогенизата.

(Патент РФ N 2046818, C 10 G 59/02, 1995 г.)

Известен способ получения автомобильного бензина, заключающийся в том, что прямогонный бензин или его смесь с бензином коксования подвергают разделению на фракции, выкипающие в интервале температур 25(60) - 80(120)oC (I) и 80(120) - 160(180)oC (II), последнюю подвергают гидроочистке и риформингу. Для получения целевого продукта риформат смешивают с фракцией (I) в массовом соотношении 99:1 - 80:20.

(Патент РФ N 2091436, C 10 G 59/02, 1997 г.)

Наиболее близким к заявляемому способу по технической сущности является способ получения нефтепродуктов, включающий электрообессоливание нефтей, атмосферно-вакуумную и/или атмосферную перегонку обессоленной нефти, стабилизацию бензиновой фракции путем выделения фракции НК-62oC, вторичную перегонку бензиновых фракций с получением фракций НК-85oC, 85-180oC и остаточной фракции, выкипающей выше 180oC. Фракцию 85-180oC подвергают гидроочистке и риформингу. Полученные в процессе фракции затем компаундируют с получением целевых продуктов. Кроме бензиновых фракций способ предусматривает получение керосиновых фракций, дизельного топлива.

(Патент РФ N 2033421, C 10 G 59/02, 1995 г.)

Однако известный способ не позволяет полностью извлекать из нефти содержащиеся в ней легкие фракции.

Задача настоящего изобретения состояла в разработке способа, которым бы позволил увеличить выход бензиновых фракций, расширить ассортимент получаемых нефтепродуктов, а также снизить энергозатраты при их получении.

Для решения поставленной задачи предлагается способ получения нефтепродуктов, заключающийся в том, что исходную нефть непосредственно на месте ее добычи подвергают отбензиниванию с отводом фракции НК-185oC, отбензиненную нефть обессоливают, перегоняют с выделением фракции НК-180oC, последнюю подвергают вторичной перегонке совместно с фракцией НК-185oC, полученной при отбензинивании, взятой в количестве не более 50 мас.%, фракцию 62-180oC, выделенную при вторичной перегонке, подвергают гидроочистке и риформингу с последующим компаундированием продукта риформинга, фракции НК-62oC вторичной перегонки и фракции НК-185oC, полученной при отбензинивании.

Отделение от исходной нефти фракции НК-185oC непосредственно на месте ее добычи позволяет снизить общие потери легких фракций нефти при ее транспорте и дальнейшей ее подготовке к переработке на установке АВТ.

Переработка отбензиненной нефти на нефтеперерабатывающем заводе позволяет снизить энергозатраты, так как сокращается поток перерабатываемой нефти, а также снизить содержание ароматических углеводородов в целевых продуктах.

Компаундированием получаемых в предлагаемом способе фракций можно получать не только компоненты автомобильных топлив, но и нефтяные растворители, то есть расширить ассортимент получаемых нефтепродуктов.

Существо предлагаемого способа иллюстрируется следующими примерами.

Пример 1. Исходную нефть Сургутского месторождения: плотность способ получения нефтепродуктов, патент № 2139911420- 852 кг/м3, содержание серы - 1,05%, содержание воды - 0,3% подвергают перегонке при атмосферном давлении и температуре на выходе из печи 225oC, при этом отделяется 7 мас.% фракции НК-185oC, которую отдельным потоком направляют на нефтеперерабатывающий завод, где отбензиненную нефть обессоливают на установке ЭЛОУ. Обессоленную нефть подвергают перегонке с выделением 7 мас.% фракции НК-180oC, которую затем смешивают с 50 мас.% фракции НК-185oC, отделенной от исходной нефти на месте ее добычи. Указанную смесь подвергают вторичной перегонке на двух последовательных атмосферных ректификационных колоннах с температурой низа колонны соответственно 80oC и 180oC, полученную фракцию 62-180oC подвергают гидроочистке при температуре 300oC, давлении 29 ати на алюмо-кобальт-молибденовом катализаторе ГО-70, а затем подают на каталитический риформинг, осуществляемый при температуре 500oC, давлении 19 ати на платиновом катализаторе ПР-51, получают при этом 4,6 мас.% на отбензиненную нефть катализата, который затем компаундируют с фракцией НК-62oC вторичной перегонки и фракцией НК-185oC, выделенной при отбензинивании, в соотношении в мас.% 35:15:50 соответственно. Полученный продукт представляет собой автомобильный бензин А-80, соответствующий ТУ-38001-165-97.

Пример 2. Способ осуществляют в условиях примера 1, однако компаундирование катализата риформинга, фракции НК-62oC вторичной перегонки и фракции НК-185oC, выделенной при отбензинивании, осуществляют в соотношении в мас.% 50: 15: 35 соответственно. При этом получают автомобильный бензин АИ-92 по ТУ-380001-165-97.

Пример 3. Способ осуществляют в условиях примера 1, однако компаундированию подвергают фракцию НК-62oC вторичной перегонки и фракцию НК-185oC, выделенную при отбензинивании, в соотношении в мас.% 30:70 соответственно. При этом получают бензин-растворитель по ГОСТ-443-77.

Приведенные примеры показывают, что предлагаемый способ позволяет получить широкий ассортимент нефтепродуктов.

При этом следует отметить, что за счет раздельного транспортирования бензиновой фракции и отбензиненной нефти выход легких нефтепродуктов увеличивается на 7-10 мас.%. Экономия энергоресурсов при получении нефтепродуктов предлагаемым способом составляет 18-25%. Качество получаемых при этом топлив и растворителей соответствует требованиям действующих стандартов.

Класс C10G59/02 только из нескольких последовательных ступеней

огневой нагреватель для осуществления процесса конверсии углеводородов -  патент 2489474 (10.08.2013)
способ получения высокооктанового бензина -  патент 2487161 (10.07.2013)
способ каталитического риформинга бензиновых фракций -  патент 2471855 (10.01.2013)
способ получения высокооктанового компонента моторного топлива -  патент 2451058 (20.05.2012)
способ получения компонентов моторных топлив (экоформинг) -  патент 2417251 (27.04.2011)
способ получения компонентов моторных топлив -  патент 2388794 (10.05.2010)
способ каталитического риформинга бензиновых фракций -  патент 2352612 (20.04.2009)
способ получения катализатора на основе благородного металла и его применение -  патент 2351394 (10.04.2009)
способ получения высокооктанового бензина -  патент 2333937 (20.09.2008)
способ получения автомобильного бензина -  патент 2329294 (20.07.2008)

Класс C10G63/02 только из нескольких последовательных ступеней

установка для проведения конверсии углеводородов, включающая реакционную зону, в которую поступает транспортируемый катализатор -  патент 2490312 (20.08.2013)
способ получения компонентов моторных топлив (экоформинг) -  патент 2417251 (27.04.2011)
способ получения компонентов моторных топлив -  патент 2388794 (10.05.2010)
способ получения высокооктанового бензина -  патент 2280063 (20.07.2006)
способ получения уайт-спирита из нефтяных дистиллятов с высоким содержанием сернистых соединений и ароматических углеводоров -  патент 2241735 (10.12.2004)
способ получения высокооктанового бензина -  патент 2206600 (20.06.2003)
способ получения ароматических углеводородов -  патент 2205858 (10.06.2003)
способ получения светлых нефтепродуктов -  патент 2155208 (27.08.2000)
способ получения компонентов моторных топлив (биформинг-1) -  патент 2144056 (10.01.2000)
способ получения высокооктанового бензина или высокооктанового бензина и ароматических углеводородов -  патент 2124553 (10.01.1999)

Класс C10G69/08 включая по крайней мере одну ступень риформинга бензино-лигроиновых фракций

Наверх