комбинированная опора

Классы МПК:F16C21/00 Комбинации из подшипников скольжения с подшипниками качения
F16C19/52 с устройствами, чувствительными к возникновению ненормальных или нежелательных условий 
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Суслова Ольга Владимировна,
Куценко Борис Николаевич,
Аленин Алексей Михайлович,
Дулеев Александр Александрович,
Титов Евгений Сергеевич,
Мякишев Владислав Витальевич
Приоритеты:
подача заявки:
1996-12-24
публикация патента:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в условиях повышенных скоростей скольжения, больших радиальных нагрузок в безоткатных установках. Технический результат - создание комбинированной опоры, обеспечивающей изменение величины момента сопротивления в зависимости от направления вращения вала. Сущность изобретения заключается в том, что комбинированная опора содержит последовательно расположенные по оси по меньшей мере один подшипник качения, смонтированный в корпусе, и один подшипник скольжения в виде плавающей втулки, а также цапфу вала и каналы подвода и отвода смазки. При этом плавающая втулка выполнена по меньшей мере с одним торцовым цилиндрическим выступом, с отверстием для прохода смазки и одним отражателем смазки в виде радиального выступа. Подшипник качения установлен на цапфе вала с зазором. При этом торцовый выступ плавающей втулки размещен в этом зазоре, отражатель смазки - между торцовыми поверхностями корпуса и подшипника качения и отверстие для прохода смазки в плавающей втулке расположено между ее средней частью и отражателем смазки. Опора имеет дополнительную втулку, жестко связанную с валом и заключенную в корпус. Вкладыш прикреплен к корпусу под дополнительной втулкой. На поверхность вкладыша прикреплен электрофлокированный нетканый материал, ворс которого расположен наклонно к рабочей поверхности. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Комбинированная опора, содержащая последовательно расположенные по оси опоры по меньшей мере один подшипник качения, смонтированный в корпусе, и один подшипник скольжения, а также цапфу вала и каналы подвода и отвода смазки, отличающаяся тем, что подшипник скольжения выполнен в виде плавающей втулки с по меньшей мере одним торцевым цилиндрическим выступом, имеющим отверстие для прохода смазки, а также с по меньшей мере одним отражателем смазки в виде радиального выступа, а подшипник качения установлен на цапфе вала с зазором, при этом торцевой выступ плавающей втулки размещен в этом зазоре, отражатель смазки - между торцевыми поверхностями корпуса и подшипника качения, а отверстие для прохода смазки в плавающей втулке расположено между ее опорной частью и отражателем смазки, также опора имеет дополнительную втулку, жестко связанную с валом и заключенную в корпус, и вкладыш, прикрепленный к корпусу под дополнительной втулкой, причем на поверхность вкладыша прикреплен электрофлокированный нетканый материал, ворс которого расположен наклонно к рабочей поверхности.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в условиях повышенных скоростей скольжения, больших радиальных нагрузок в безоткатных установках.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому техническому результату является комбинированная опора, содержащая последовательно расположенные по оси опоры по меньшей мере один подшипник качения, смонтированный в корпусе, и один подшипник скольжения, а также цапфу вала и каналы подвода и отвода смазки [1].

Недостатком прототипа является то, что момент сопротивления в узле не зависит от направления вращения вала, в то время как в ряде случаев требуется небольшой момент сопротивления при вращении вала в одну сторону и резкое возрастание момента сопротивления при вращении в обратную сторону.

Задачей изобретения является создание комбинированной опоры, обеспечивающей изменение величины момента сопротивления в зависимости от направления вращения вала.

Поставленная задача решается тем, что комбинированная опора содержит последовательно расположенные по оси опоры по меньшей мере один подшипник качения, смонтированный в корпусе, и один подшипник скольжения, а также цапфу вала и каналы подвода и отвода смазки.

Новым по сравнению с прототипом является то, что подшипник скольжения выполнен в виде плавающей втулки с по меньшей мере одним торцовым цилиндрическим выступом, имеющим отверстие для прохода смазки, а также с по меньшей мере одним отражателем смазки в виде радиального выступа, а подшипник качения установлен на цапфе вала с зазором, при этом торцовый выступ плавающей втулки размещен в этом зазоре, отражатель смазки - между торцевыми поверхностями корпуса и подшипника качения, а отверстие для прохода смазки в плавающей втулке расположено между ее опорной частью и отражателем смазки. Также опора имеет дополнительную втулку, жестко связанную с валом и заключенную в корпус, и вкладыш, прикрепленный к корпусу под дополнительной втулкой, причем на поверхность вкладыша прикреплен электрофлокированный нетканый материал, ворс которого расположен наклонно к рабочей поверхности.

Введение вышеуказанные новых элементов по сравнению с прототипом обеспечивает создание зависимости величины момента сопротивления в узле сопряжения от направления вращения вала.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображен продольный разрез комбинированной опоры.

Комбинированная опора состоит из подшипников 1 качения, смонтированных в корпусе 2, подшипников скольжения в виде плавающей втулки 3, и цапфы 4 вала. Подшипники качения 1 и скольжения 3 последовательно расположены по оси опоры.

Плавающая втулка 3 выполнена с торцовыми цилиндрическими выступами 5, в которых расположены отверстия 6 для прохода смазки. Кроме того, на них расположены отражатели 7 смазки в виде радиальных выступов.

Подшипники 1 качения установлены на цапфе 4 вала с зазором 8. Торцовый выступ 5 плавающей втулки 3 размещен в этом зазоре 8.

Отражатель 7 смазки размещен между торцовыми поверхностями 9 корпуса 2 и подшипником 1 качения, а отверстие 6 для прохода смазки расположено между отражателем 7 смазки и средней опорной частью плавающей втулки 3. Отверстия 10 для подачи смазки расположены в корпусе 2.

Дополнительная втулка 11 жестко связана с цапфой 4 вала. Вкладыш 12 прикреплен к корпусу 2 под втулкой 11. На поверхность вкладыша 12 прикреплен электрофлокированный нетканый материал 13, ворс которого расположен наклонно к рабочей поверхности.

Комбинированная опора работает следующим образом. При неподвижной цапфе 4 вала нагрузка на нее передается через втулку 3 и подшипник 1 качения на корпус 2. В момент запуска устройства вращение цапфы 4 вала передается через плавающую втулку 3 с помощью фрикционной связи. Плавающая втулка 3 начинает вращаться на подшипниках 1 качения попутно относительно цапфы 4 вала.

При достижении определенной частоты вращения и подачи смазки в зазоры втулка 3 всплывает на смазочной пленке, возникающей в зазорах комбинированная опора, патент № 21387051 (внутренний смазочный слой) и комбинированная опора, патент № 21387052 наружный смазочный слой). Смазка подается через отверстия 10.

Нагрузка передается от внутреннего слоя наружному, подшипники 1 качения при этом разгружаются и останавливаются.

Нелинейная зависимость момента сопротивления в опоре от направления вращения цапфы 4 вала достигается тем, что ворс на электрофлокированный нетканый материал 13 нанесен под углом порядка 45o по направлению вращения. В случае, если направление вращения цапфы 4 вала совпадает с направлением укладки ворса, момент сопротивления, создаваемый этим ворсом, стремится к нулю. При встречном направлении вращения ворс оказывает сопротивление, которое не позволяет валу вращаться во встречном направлении. Таким образом, дополнительная втулка 11 и вкладыш 12 с электрофлокированным нетканым материалом 13 придают опоре свойство безоткатности.

Изобретение может быть использовано в безоткатных установках.

Источники информации, принятые при составлении заявки

1. Авторское свидетельство SU N 1802226 A1, кл. F 16 C 21/00 от 15.03.93. - Прототип.

Класс F16C21/00 Комбинации из подшипников скольжения с подшипниками качения

комбинированная опора -  патент 2525497 (20.08.2014)
комбинированная опора -  патент 2522746 (20.07.2014)
комбинированная опора -  патент 2509928 (20.03.2014)
комбайн проходческий -  патент 2498063 (10.11.2013)
реверсивная комбинированная опора -  патент 2490523 (20.08.2013)
ось машины -  патент 2428593 (10.09.2011)
подшипниковый узел -  патент 2423627 (10.07.2011)
комбинированный по виду трения радиальный шарнирно-сферический модуль пинуса (варианты) -  патент 2416042 (10.04.2011)
адаптивная комбинированная опора -  патент 2395733 (27.07.2010)
комбинированная гибридная опора -  патент 2346192 (10.02.2009)

Класс F16C19/52 с устройствами, чувствительными к возникновению ненормальных или нежелательных условий 

модуль подшипника с сенсорным устройством -  патент 2526319 (20.08.2014)
устройство для определения технического состояния подшипниковых узлов погружных электродвигателей -  патент 2510655 (10.04.2014)
машина и устройство для контролирования состояния предохранительного подшипника машины -  патент 2504701 (20.01.2014)
устройство для установки подшипника с позиционным датчиком -  патент 2486382 (27.06.2013)
подшипник качения -  патент 2457371 (27.07.2012)
индикатор неисправностей подшипника -  патент 2425264 (27.07.2011)
подшипниковый узел для восприятия опрокидывающего момента -  патент 2418209 (10.05.2011)
узел подшипника вращающегося вала и турбореактивный двигатель, оборудованный указанным узлом -  патент 2418208 (10.05.2011)
способ диагностики подшипников качения букс подвижного состава железнодорожного транспорта и метрополитена -  патент 2411150 (10.02.2011)
подшипник качения и способ его изготовления -  патент 2402700 (27.10.2010)
Наверх