подшипник опорный с индивидуальной смазкой

Классы МПК:F16C17/06 с поворотными сегментами, например подшипники Митчелла 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):ПО "Северное машиностроительное предприятие"
Приоритеты:
подача заявки:
1997-03-25
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению. Технический результат - повышение надежности опорных подшипников скольжения судовых валопроводов, механизмов и электродвигателей путем подвода в зону трения достаточного количества охлажденной смазывающей жидкости. В подшипнике обеспечена интенсивная циркуляция смазывающей жидкости через зону трения, при этом увеличено количество используемой смазывающей жидкости и в подшипнике увеличена поверхность конвективного теплообмена. Это достигается тем, что подшипник, содержащий корпус, вкладыш с полостью, два картера и два маслоподающих устройства, согласно изобретению дополнительно снабжен емкостью, расположенной в корпусе ниже шейки вала и соединенной с картерами, а полость вкладыша соединена с дополнительной емкостью. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Подшипник опорный с индивидуальной смазкой, содержащий корпус, вкладыш с полостью, два картера и два маслоподающих устройства, отличающийся тем, что подшипник снабжен дополнительной емкостью, расположенной в корпусе ниже шейки вала и соединенной с картерами, а полость вкладыша соединена с дополнительной емкостью.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для повышения надежности опорных подшипников скольжения (в дальнейшем - подшипников) судовых валопроводов, механизмов и электродвигателей.

Известен подшипник с циркуляционной (централизованной) системой смазки (см. А.А.Старосельский и Я.И.Белаковский "Подшипники судовых валопроводов", М, 1959, "Морской транспорт", стр. 36), в котором смазка подводится под давлением от напорной магистрали, а отработавшее масло стекает по сточной магистрали в цистерну. Подшипник с циркуляционной смазкой обладает высокой нагрузочной способностью и простотой конструкции. Однако наличие внешней, достаточно сложной системы смазки снижает общую надежность подшипника с циркуляционной системой смазки и, следовательно, ограничивает его применение.

Наиболее близким из известных является подшипник с индивидуальной системой смазки (см. ОСТ 5.4104-80 "Подшипники скольжения, опорные самоустанавливающиеся промежуточных валов судовых валопроводов", стр.4), содержащий корпус, вкладыш, два картера и два маслоподающих устройства. Циркуляция всего объема подаваемой маслоподающими устройствами во вкладыш смазывающей жидкости обратно в картер, а следовательно, и весь теплоотвод из зоны трения производятся только за счет ее истечения с торцев вкладыша по диаметральному зазору между валом и вкладышем. Охлаждение подшипника осуществляется естественной конвекцией.

Недостатком такого подшипника является его ограничение по окружной скорости вращения вала до 6 м/с.

Задача, решаемая изобретением, - повышение надежности подшипника за счет увеличения допускаемых окружных скоростей вала свыше 6 м/с без подключения внешней циркуляционной системы смазки.

Сущность изобретения заключается в том, что подшипник опорный, содержащий корпус, вкладыш с полостью выше зоны несущего масляного слоя, два картера и два маслоподающих устройства, снабжен дополнительной емкостью, расположенной в корпусе ниже шейки вала и соединенной с картерами, а полость вкладыша соединена с дополнительной емкостью.

На чертеже изображен общий вид опорного подшипника с индивидуальной смазкой.

В корпусе 1 расположены вкладыш 2 и вал 3. В нижней части корпуса имеется дополнительная емкость 4 для смазывающей жидкости. На торцевых поверхностях вкладыша закреплены два картера 5 с расположенными в них маслоподающими устройствами, состоящими из маслоподающих колец 6 и маслосъемников 7. В верхней части вкладыша выполнена полость 8, которая соединена отверстиями 9 с маслоподающими устройствами, а отверстием 10 с дополнительной емкостью. Полости для смазывающей жидкости 11 в картерах соединены отверстиями 12 с дополнительной емкостью.

Подшипник работает следующим образом.

В полости картеров и дополнительную емкость выше уровня отверстий 12 залита смазывающая жидкость. При вращении вала смазывающая жидкость забирается маслоподающими кольцами, снимается с них маслосъемниками и по отверстиям 9 поступает в полость 8 вкладыша.

Часть поступающей из картеров во вкладыш смазывающей жидкости возвращается в картеры по диаметральному зазору между валом и вкладышем, а часть по отверстию 10 сливается в емкость 4 и далее по отверстиям 12 поступает в картеры.

Благодаря перепаду уровней смазывающей жидкости в полости 8 вкладыша, емкости 4 и полости 11 картеров происходит дополнительная циркуляция значительно большего (по сравнению с подшипниками по ОСТ 5.4104-80) объема смазывающей жидкости через вкладыш и, следовательно, интенсивный отвод тепла из зоны трения.

Увеличение теплоотвода из зоны трения с одновременным увеличением поверхности конвективного теплообмена и периода циркуляции смазывающей жидкости по подшипнику за счет расположенной в корпусе дополнительной емкости позволит увеличить допускаемую окружную скорость вращения вала свыше 6 м/с без подключения внешней циркуляционной системы смазки.

Класс F16C17/06 с поворотными сегментами, например подшипники Митчелла 

упорный подшипник скольжения -  патент 2459984 (27.08.2012)
сегмент подпятника осевого гидродинамического подшипника погружного насосного агрегата для добычи нефти -  патент 2339854 (27.11.2008)
рычажная выравнивающая система упорного подшипника -  патент 2305212 (27.08.2007)
упорный подшипник -  патент 2028516 (09.02.1995)
Наверх