поршневая машина

Классы МПК:F02B59/00 Конструктивные элементы и отличительные особенности прочих поршневых двигателей с подвижными, например с качающимися цилиндрами, обусловленные внутренним сгоранием
F02B75/06 двигатели с устройствами для выравнивания крутящего момента
F02B41/06 в цилиндрах вторичного расширения 
F01B15/00 Поршневые машины или двигатели с подвижными цилиндрами, не отнесенные к  13/00
F01B31/04 средства для выравнивания крутящего момента в поршневых машинах или двигателях
F16F15/20 гашение вибраций вращающихся систем посредством благоприятного группирования или относительного размещения движущихся элементов системы или систем 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Шалаев Владимир Григорьевич
Приоритеты:
подача заявки:
1997-06-04
публикация патента:

Машина предназначена для использования в качестве двигателя, насоса или компрессора. Машина содержит корпус с плоскими параллельными стенками, два соосных цилиндра, головки которых связаны через штоки с кривошипом выходного вала. В цилиндрах размещены поршни, связанные через штоки с кривошипами. Для сообщения дугообразных окон с рабочими камерами в головках выполнены поперечные отверстия. Наружные поверхности цилиндров со стороны стенок снабжены плоскостями, приближенными к стенкам на минимальное расстояние, необходимое для беспрепятственного перемещения цилиндров. Для организации нужного порядка циркуляции рабочего тела в цилиндрах окна смещены относительно друг друга по оси планетарного движения поперечных отверстий. Механизм синхронизации вращении выходных валов выполнен в виде трехзвенной гипоидной передачи, обеспечивающей встречное синхронное вращение кривошипов с одинаковой частотой поршневая машина, патент № 2136925. Изобретение позволяет существенно улучшить вибрационное состояние и повысить надежность поршневой машины, в основу которой положена классическая цилиндропоршневая группа. 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

Формула изобретения

Поршневая машина, содержащая по меньшей мере один установленный на оси вращения цилиндр с отверстиями для циркуляции рабочего тела, выходной вал с кривошипом, корпус с плоскими стенками и окнами для подачи рабочего тела в цилиндр и отвода его из цилиндра, размещенный в цилиндре поршень, шток которого соединен с кривошипом выходного вала, механизм синхронизации относительных перемещений цилиндра и поршня, отличающаяся тем, что ось вращения цилиндра связана с дополнительным выходным валом и выполнена в виде кривошипа, эксцентриситет и плоскость вращения которого совпадают с эксцентриситетом и плоскостью вращения кривошипа, с которым соединен шток поршня, а стенки цилиндра с наружной стороны снабжены плоскостями, параллельными плоскости вращения упомянутых кривошипов, и на этих плоскостях расположены отверстия для циркуляции рабочего тела, причем плоские стенки корпуса с окнами ориентированы параллельно плоскостям цилиндра и размещены на близком к ним расстоянии, а механизм синхронизации выполнен с обеспечением встречного синхронного вращения кривошипов.

Описание изобретения к патенту

Предполагаемое изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкции поршневых машин, выполняющих функцию компрессора, насоса или двигателя внутреннего сгорания.

Известна поршневая машина, а именно роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания (см. "Автомобильные двигатели", под ред. М.С. Ховаха, М., "Машиностроение", 1977, с. 549, рис. 315), содержащий корпус с рабочей камерой, стенки которой профилированы по двухэпитрохоиде, выходной эксцентриковый вал, трехугольный ротор-поршень и механизм синхронизации вращений ротора-поршня и выходного вала. Достоинствами данного аналога являются: полная уравновешенность и исключительно низкий уровень вибраций, а также простота конструкции и компактность. Однако, аналогу присущи и серьезные недостатки, а именно сложность технологии изготовления, сравнительно невысокий срок службы и худшая экономичность, по сравнению с традиционными поршневыми машинами, - что обусловлено, в частности, сложным профилем стенок рабочей камеры, высокими скоростями скольжения вершин ротора-поршня по указанным стенкам и невозможностью обеспечить достаточно эффективное уплотнение рабочих камер малым количеством уплотнительных элементов.

За прототип, по наибольшему количеству общих элементов, принята поршневая машина, а точнее двигатель внутреннего сгорания (см. авторское свидетельство СССР N 1028859, F 02 B 57/08, 41/06, опубл. в БИ N26 за 1983 г.), содержащая корпус с плоскими боковыми стенками, в которых имеются впускное и выпускное окна, установленные на оси вращения цилиндры с отверстиями для циркуляции рабочего тела и выходной (рабочий) вал с кривошипами (эксцентриковыми дисками), с которыми соединены штоки поршней, установленных в упомянутых цилиндрах. Конструкция предполагает наличие механизма синхронизации относительного движения цилиндров и поршней. Поскольку рабочие стенки цилиндров и поршней данной машины профилированы по окружностям, технология ее изготовления, по сравнению с аналогом, существенно упрощается; кроме того, вследствие уменьшения средней скорости скольжения цилиндра относительно поршня, повышается долговечность; благодаря возможности размещения достаточно большого количества поршневых колец, обеспечивается эффективное уплотнение рабочих камер. Но вместе с тем, наличие в конструкции деталей, совершающих возвратно-поступательное движение (поршневая группа), приводит к неустранимым вибрациям корпуса и снижению надежности.

Таким образом, желательно иметь более надежную поршневую машину, не содержащую источников неустранимых вибраций и обладающую всеми достоинствами машин, в основу которых положена классическая цилиндро поршневая группа.

Поставленная цель достигается тем, что в поршневой машине, содержащей по меньшей мере один установленный на оси вращения цилиндр с отверстиями для циркуляции рабочего тела, выходной вал с кривошипом, корпус с плоскими стенками и окнами для подачи рабочего тела в цилиндр и отвода его из цилиндра, размещенный в цилиндре поршень, шток которого соединен с кривошипом выходного вала, механизм синхронизации относительных перемещений цилиндра и поршня, - ось вращения цилиндра связана с дополнительным выходным валом и выполнена в виде кривошипа, эксцентриситет и плоскость вращения которого совпадают с эксцентриситетом и плоскостью вращения кривошипа, с которым соединен шток поршня, а стенки цилиндра с наружной стороны снабжены плоскостями, параллельными плоскости вращения упомянутых кривошипов и на этих плоскостях расположены отверстия для циркуляции рабочего тела, причем плоские стенки корпуса с окнами ориентированы параллельно плоскостям цилиндра и размещены на близком к ним расстоянии, а механизм синхронизации выполнен с обеспечением встречного синхронного вращения кривошипов.

Поскольку боковые стенки рабочей камеры и поршня данной машины имеют классическое исполнение, то есть профилированы по окружностям, технология ее изготовления сохраняется достаточно простой, вместе с тем, благодаря тому, что ось вращения цилиндра связана с дополнительным выходным валом и выполнена в виде кривошипа, эксцентриситет и плоскость вращения которого совпадают с эксцентриситетом и плоскостью вращения кривошипа, с которым соединен шток поршня, удается избежать возвратно-поступательного движения рабочих органов машины и избавиться от источников неустранимых вибраций; благодаря выполнению механизма синхронизации с обеспечением встречного синхронного вращения кривошипов удается добиться взаимообратного перемещения цилиндра и установленного в нем поршня и циклического изменения объема рабочей камеры; наконец, благодаря выполнению стенок цилиндра с наружной стороны в виде плоскостей с отверстиями для циркуляции рабочего тела, параллельных плоским стенкам корпуса, снабженным распределительными окнами, удается организовать на принципе золотника нужный порядок циркуляции рабочего тела в цилиндре.

Изобретение поясняется чертежами, где: на фиг. 1 показана поршневая машина, а конкретно компрессор в продольном разрезе, вид сверху; на фиг. 2 - разрез по А-А на фиг. 1; на фиг.3 - разрез по Б-Б на фиг.2; на фиг. 4 - разрез по В-В на фиг. 1; на фиг. 5 - разрез по Г-Г на фиг. 1.

Поршневая машина, например, компрессор, предназначенный для сжатия и перекачки газообразного рабочего тела, содержит (см. фиг. 1) корпус 1 с плоскими параллельными стенками 2, два соосных цилиндра 3, головки 4 которых связаны через штоки 5 с кривошипом 6 выходного вала 7. Вал 7 установлен в подшипниках 8, закрепленных в подшипниковых гнездах, имеющихся в стенках 2 корпуса 1. Цилиндры 3 со штоками 5 уравновешены противовесами 9. В цилиндрах 3 размещены поршни 10, связанные через штоки 11 с кривошипами 12 выходных валов 13. Поршни 10 со штоками 11 уравновешены противовесами 14. В стенках 2 имеются дугообразные окна 15 и 16, сообщающиеся с патрубками 17 и 18, предназначенными для подачи рабочего тела в рабочие камеры 19 и отвода его из рабочих камер. Для сообщения окон 15 и 16 с камерами 19, в головках 4 выполнены поперечные отверстия 20. Механизм синхронизации вращений выходных валов 7 и 13 представляет собой трехзвенную гипоидную передачу 21, обеспечивающую встречное синхронное вращение кривошипов 6 и 12 с одинаковой частотой поршневая машина, патент № 2136925 (см. фиг. 2). Наружные поверхности цилиндров 3 со стороны стенок 2 снабжены (см. фиг.3) плоскостями 22, приближенными к стенкам 2 на минимальное расстояние, необходимое для беспрепятственного перемещения цилиндров 3. Для организации нужного порядка циркуляции рабочего тела в цилиндрах 3, окна 15 и 16 смещены относительно друг друга по оси планетарного движения отверстий 20 (см. фиг. 4 и 5).

При вращательном воздействии на вал 7 приводного устройства (на чертежах не показано), момент вращения передается через гипоидную передачу 21 на валы 7 и 13, в результате чего кривошипы 6 и 12 приходят во встречное синхронное вращение, заставляя цилиндры 3 и поршни 10 совершать встречные планетарные движения с одинаковой частотой поршневая машина, патент № 2136925. При вращении расстояние между кривошипами 6 и 12 изменяется от нуля до 2d, соответственно чему изменяется и объем рабочих камер 19; таким образом машина совершает работу по сжатию и перемещению газообразного рабочего тела из патрубка 17 в патрубок 18. Как видно, при сохранении всех преимуществ машин с классическим исполнением цилиндропоршневой группы, предлагаемая поршневая машина выгодно отличается полным отсутствием деталей, совершающих возвратно-поступательное движение относительно корпуса, а значит предельно низким уровнем вибраций и повышенной надежностью.

Технико-экономическая эффективность предлагаемого технического решения состоит в улучшении эксплуатационных качеств и повышении надежности поршневой машины.

Класс F02B59/00 Конструктивные элементы и отличительные особенности прочих поршневых двигателей с подвижными, например с качающимися цилиндрами, обусловленные внутренним сгоранием

двигатель внутреннего сгорания -  патент 2516040 (20.05.2014)
поршневой двигатель (варианты) и транспортное средство или судно, содержащее поршневой двигатель -  патент 2398119 (27.08.2010)
двухтактный двигатель внутреннего сгорания -  патент 2361098 (10.07.2009)
зубчатый преобразователь возвратно-поступательного движения во вращательное и наоборот, коленчатая пара, промежуточный вал и узел соединения промежуточного вала с противовесом коленчатой пары для него -  патент 2341709 (20.12.2008)
двухтактный штокомаятниковый двигатель -  патент 2307945 (10.10.2007)
свободнопоршневой двигатель -  патент 2304227 (10.08.2007)
роторный двигатель гадиева -  патент 2293191 (10.02.2007)
двигатель внутреннего сгорания -  патент 2177066 (20.12.2001)
роторный двигатель "рд-т/3" -  патент 2170836 (20.07.2001)
двигатель внутреннего сгорания лад-10 -  патент 2162529 (27.01.2001)

Класс F02B75/06 двигатели с устройствами для выравнивания крутящего момента

двигатель внутреннего сгорания -  патент 2449141 (27.04.2012)
механизм уравновешивания шестицилиндрового двигателя внутреннего сгорания -  патент 2438025 (27.12.2011)
двигатель внутреннего сгорания, содержащий уравновешивающие валы, выполненные с возможностью стопорения шплинтом, и способ установки балансировочной кассеты на блоке двигателя внутреннего сгорания -  патент 2400656 (27.09.2010)
способ улучшения вибрационных характеристик и устранения вибрации роторов турбин или коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания -  патент 2338168 (10.11.2008)
аксиально-поршневой двигатель -  патент 2305195 (27.08.2007)
способ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания -  патент 2267624 (10.01.2006)
способ повышения устойчивости работы двигателя внутреннего сгорания -  патент 2267623 (10.01.2006)
способ оптимизации работы двигателя внутреннего сгорания -  патент 2260131 (10.09.2005)
двигатель внутреннего сгорания -  патент 2169301 (20.06.2001)
способ снижения неравномерности вращения коленчатого вала -  патент 2154177 (10.08.2000)

Класс F02B41/06 в цилиндрах вторичного расширения 

гибридная тепловая машина -  патент 2527000 (27.08.2014)
устройство для преобразования термодинамических процессов в механическую работу -  патент 2526605 (27.08.2014)
комбинированный поршневой двигатель -  патент 2521704 (10.07.2014)
комбинированный четырехцилиндровый двигатель -  патент 2520791 (27.06.2014)
способ работы поршневого двигателя -  патент 2520772 (27.06.2014)
двигатель с расщепленным циклом и способ его эксплуатации -  патент 2517006 (27.05.2014)
двигатель внутреннего сгорания -  патент 2503832 (10.01.2014)
способ осуществления цикла поршневого двигателя и поршневой двигатель -  патент 2477375 (10.03.2013)
способ осуществления рабочего цикла и устройство пульсирующего двигателя внутреннего сгорания -  патент 2455507 (10.07.2012)
двигательная установка с двигателем внутреннего сгорания и не требующей регулирования автоматически запускаемой поршневой машиной -  патент 2417327 (27.04.2011)

Класс F01B15/00 Поршневые машины или двигатели с подвижными цилиндрами, не отнесенные к  13/00

Класс F01B31/04 средства для выравнивания крутящего момента в поршневых машинах или двигателях

Класс F16F15/20 гашение вибраций вращающихся систем посредством благоприятного группирования или относительного размещения движущихся элементов системы или систем 

Наверх