кресло для транспортного средства

Классы МПК:B60N2/42 для защиты человека от чрезмерных перегрузок, например аварийные или безопасные сиденья
B64D11/06 конструктивные особенности сидений
B64D25/04 модификация сидений 
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):АООТ Авиационный научно-технический комплекс им.А.Н.Туполева
Приоритеты:
подача заявки:
1995-08-25
публикация патента:

Изобретение относится к области транспорта и используется для размещения пассажиров в кабине (салоне) транспортного средства. Кресло содержит силовой каркас, шарнирно соединенный с передней и задней стойками, узлы крепления кресла к полу транспортного средства. Подкос с одной стороны шарнирно соединен с задней стойкой, а с другой шарнирно соединен с рычагом. В отверстии рычага на противоположном его конце установлено энергогасящее устройство, выполненное в виде торсионного пластического амортизатора, стержень которого имеет тарированные участки, размещенные между элементами кронштейна, в которых неподвижно установлен амортизатор, а элементы кронштейна закреплены на передней стойке кресла. Конструкция кресла позволит снизить действующие на пассажира нагрузки, обеспечивая его безопасность в аварийной ситуации, ослабить усилия, передаваемые на пол транспортного средства и снизить вес кресла. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

1. Кресло для транспортного средства, содержащее силовой каркас, шарнирно соединенный с передней и задней стойками, подкос, шарнирно соединенный с задней стойкой, энергогасящее устройство с тарированным участком и узлы крепления кресла к полу транспортного средства, отличающееся тем, что оно снабжено рычагом, шарнирно связанным с подкосом, а энергогасящее устройство выполнено в виде торсионного пластического амортизатора, включающего в себя стержень и соединенного по поверхности выступающего на нем участка с рычагом, при этом тарированные участки амортизатора размещены между закрепленными на передней стойке элементами кронштейна, в которых неподвижно установлен амортизатор.

2. Кресло по п.1, отличающееся тем, что рычаг выполнен с цапфами, размещенными в цилиндрических гнездах элементов кронштейна.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области транспорта и используется для размещения пассажиров в кабине (салоне) транспортного средства и обеспечения безопасности пассажиров в аварийных ситуациях, например, при аварийной посадке самолета.

Существующие самолеты имеют конструкцию кресла, рассчитанную на статические перегрузки до 9. Однако если кресло жесткой конструкции рассчитано на перегрузку 9 и не снабжено энергопоглощающим устройством, то ударные нагрузки будут восприниматься не только всеми пассажирами, но, кроме того, полом салона, не рассчитанным на подобные перегрузки (см. air et cosmos, 26 XII 1987/2, 1, 1988, N 1170/71, p.126, 127).

В аварийной ситуации при воздействии ударных нагрузок конструкция кресла при сохранении горизонтального положения должна, с одной стороны, ограничить испытанные пассажирами нагрузки, а с другой стороны - ослабить усилия, передаваемые на пол.

Известно кресло самолета (см. заявку Франции N 2684955, кл. B 64 D 25/04, 1991 г.), содержащее силовой каркас, шарнирно соединенный с передней и задней стойками, соединенными между собой подкосом, узлы крепления кресла к полу транспортного средства и энергогасящие устройство. Подкос выполнен с тарированным сечением, раcсчитанным на поглощение энергии торможения при аварийной посадке.

В указанном кресле подкос опоры при торможении самолета работает на сжатие, в тарированном сечении происходит изгиб. При этом в работе участвует небольшой участок подкоса. Эта зона работает как шарнир, а остальная часть подкоса - как тяга, не участвуя в поглощении энергии, а для поглощения всей энергии торможения для обеспечения безопасности пассажиров требуется большая площадь сечения, что увеличивает вес кресла.

Задача, решаемая предлагаемым изобретением, заключается в снижении нагрузок, действующих на пассажира в аварийной ситуации, ослаблении усилия, передаваемого на пол, и в снижении веса кресла.

Эта задача решается тем, что в кресле для транспортного средства, содержащем силовой каркас, шарнирно соединенный с передней и задней стойками, подкос, шарнирно соединенный с задней стойкой, энергогасящее устройство с тарированным участком и узлы крепления кресла к полу транспортного средства, подкос шарнирно соединен с рычагом, в отверстии которого на другом его конце установлен торсионный пластический амортизатор в виде стержня, соединенный с рычагом по поверхности выступающего участка амортизатора, тарированные участки амортизатора размещены между элементами кронштейна, в которых неподвижно установлен амортизатор, а элементы кронштейна закреплены на передней стойке, при этом цапфы рычага размещены в цилиндрических гнездах элементов кронштейна.

На фиг. 1 представлен вид кресла сбоку; на фиг. 2 - узел I фиг.1; на фиг. 3 - разрез А-А фиг. 2; на фиг. 4 - элементы фиг. 3 в аксонометрии.

Кресло для транспортного средства содержит силовой каркас 1, на котором шарнирно установлены передняя 2 и задняя 3 стойки, узлы крепления 4 кресла к полу транспортного средства. Стойки соединены между собой подкосом 5, шарнирно установленным на задней стойке 3 и шарнирно связанным c рычагом 6, в отверстии которого на противоположном его конце установлено энергогасящее устройство - торсионный пластический амортизатор 7 в виде стержня, соединенный с рычагом 6 по поверхности выступающего участка 8 амортизатора. Тарированные участки 9 амортизатора размещены между элементами кронштейна 10, в которых неподвижно установлен амортизатор. Элементы кронштейна 10 закреплены на передней стойке 2.

При этом рычаг 6 может поворачиваться вокруг оси амортизатора 7 между элементами кронштейна 10 за счет размещения цапф 11 рычага 6 в цилиндрических гнездах 12 кронштейна 10.

Работа предлагаемого кресла происходит следующим образом.

При возникновении нагрузок торможения, действующих на пассажира, сидящего в кресле и зафиксированного привязными ремнями, динамическая нагрузка передается на силовой каркас кресла 1. При этом начинается взаимное перемещение относительно друг друга передней 2 и задней 3 стоек и вокруг шарниров на узлах крепления кресла к полу 4. Возникающая в подкосе 5 нагрузка передается через рычаг 6 на торсионный пластический амортизатор 7. Под действием нагрузки происходит скручивание тарированных участков 9 относительно торцов стержня, закрепленных в кронштейне 10. Торсионный пластический амортизатор рассчитан таким образом, что до заданной нагрузки амортизатор работает в пределах упругих деформаций, а при увеличении нагрузок амортизатор начинает работать в пределах пластических деформаций. При этом большая часть энергии поглощается за счет пластической деформации стержня. Конструкция рычага 6 и кронштейна 10 такова, что она обеспечивает работу амортизатора только на кручение, полностью исключая его изгиб, включая в работу - кручение всю длину тарированных участков 9 торсионного пластического амортизатора.

Конструкция предложенного кресла обеспечивает выполнение требования норм летной годности по прочности в условиях динамического нагружения при аварийной посадке.

Применение предлагаемой конструкции кресла позволит снизить действующие на пассажира нагрузки, обеспечивая его безопасность в аварийной ситуации, ослабить усилия, передаваемые на пол, и снизить вес кресла.

Кроме того, при воздействии нагрузок, превышающих расчетные, опоры кресла-прототипа сложатся и кресло упадет на пол, a в предлагаемой конструкции при срезе тарированных участков 9 амортизатора рычаг 6 развернется относительно цапф 11 в одну линию с подкосом 5 и удержит кресло от падения.

Класс B60N2/42 для защиты человека от чрезмерных перегрузок, например аварийные или безопасные сиденья

кабина повышенной безопасности транспортного средства -  патент 2528514 (20.09.2014)
устройство для уменьшения вибрации кресла пилота вертолета -  патент 2504487 (20.01.2014)
рама спинки сиденья для транспортного средства -  патент 2501676 (20.12.2013)
амортизационное кресло транспортного средства -  патент 2448848 (27.04.2012)
устройство безопасности транспортного средства -  патент 2443584 (27.02.2012)
устройство защиты пассажира транспортного средства -  патент 2424924 (27.07.2011)
защитная система -  патент 2390440 (27.05.2010)
индивидуальное устройство для защиты человека от пуль и осколков -  патент 2382316 (20.02.2010)
виброзащитная подвеска сиденья транспортного средства -  патент 2360806 (10.07.2009)
автомобильное сиденье -  патент 2359845 (27.06.2009)

Класс B64D11/06 конструктивные особенности сидений

оптимизированная компоновка салона летательного аппарата -  патент 2517624 (27.05.2014)
сиденье, система управления и контролирования сидений, способ управления и контролирования сидений -  патент 2514308 (27.04.2014)
устройство для уменьшения вибрации кресла пилота вертолета -  патент 2504487 (20.01.2014)
усовершенствованная кабина экипажа самолета -  патент 2499731 (27.11.2013)
кресло космического аппарата и космический аппарат, оборудованный этим креслом -  патент 2495801 (20.10.2013)
компоновка сидений -  патент 2469881 (20.12.2012)
устройство размещения ручной клади для общественного транспортного средства и летательный аппарат, содержащий такое устройство -  патент 2456176 (20.07.2012)
блок летательного аппарата и летательный аппарат, включающий в себя такой блок -  патент 2451626 (27.05.2012)
покрытие опорной направляющей самолетного сиденья или штифта самолетного сиденья -  патент 2446077 (27.03.2012)
система и способ подачи кислорода -  патент 2443605 (27.02.2012)

Класс B64D25/04 модификация сидений 

Наверх