способ оценки технического состояния машины
Классы МПК: | G01M15/00 Испытание машин и двигателей |
Автор(ы): | Батенин В.И., Батенин Д.В., Ковалев В.Г., Старостин М.М. |
Патентообладатель(и): | Военная академия бронетанковых войск |
Приоритеты: |
подача заявки:
1998-07-29 публикация патента:
27.07.1999 |
Изобретение относится к технической диагностике и может быть применено для оценки технического состояния машины, например двигателя внутреннего сгорания, путем контроля виброакустического сигнала в избранной полосе спектра вибрации при работе двигателя на заданном режиме. Определяют центр тяжести плоской фигуры, образованной виброграммой, и по величине и направлению смещения центра тяжести относительно эталонного выявляют вид и величину неисправности. Изобретение позволяет повысить точность распознавания неисправностей. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Способ оценки технического состояния машины, например двигателя внутреннего сгорания, путем контроля виброакустического сигнала в избранной полосе спектра вибрации на заданном режиме работы, отличающийся тем, что определяют центр тяжести плоской фигуры, образованной виброграммой, и по величине и направлению смещения центра тяжести относительно эталонного выявляют вид и величину неисправности.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к технической диагностике. Известен способ оценки технического состояния машины, например двигателя внутреннего сгорания, путем контроля виброакустического сигнала в избранной полосе спектра вибраций на заданном режиме работы (см. Надежность и эффективность в технике. Справочник. т. 9. М.Машиностроение. 1987 с. 219 - 234). Недостатком данного способа является то, что одиночный возмущающий фактор вызывает изменение уровней амплитуд всех частот составляющих спектра. Сочетание нескольких возмущений приводит к сложному изменению спектра. Уровень сигнала одних частот увеличивается, а других уменьшается, что обуславливает невысокую точность распознавания неисправностей. Сущность изобретенияЗадача настоящего изобретения - повышение точности распознавания неисправностей. Для решения этой задачи определяют центр тяжести плоской фигуры, образованной виброграммой, и по величине и направлению смещения центра тяжести относительно эталонного выявляют вид и величину неисправности. Изобретение поясняется фиг. 1 и 2. Фиг. 1 - способ оценки технического состояния машины. Схема подключения измерительной аппаратуры к контролируемому объекту. Фиг. 2 - способ оценки технического состояния машины. Пример разбивки спектра вибрации на прямоугольные элементы. На фигурах изображены:
1. Контролируемая машина. 2. Виброприемник. 3. Предусилитель. 4. Анализируемая аппаратура. 5. Шифратор. 6. Перфоратор ленточный. 7. Аналого-цифровой преобразователь. Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения. При реализации способа контролируемую машину устанавливают на испытательный стенд и задают ей определенный скоростной и нагрузочный режимы, например n = 1200 об/мин, Mкр = 0. Съем вибросигнала и его обработка осуществляется при помощи виброизмерительной, анализирующей и регистрирующей аппаратуры, выпускаемой отечественными приборными заводами. Применение способа. В процессе работы машины 1 на испытательном стенде вследствие действия внешних и внутренних силовых факторов, а также наличия зазоров в кинематических парах детали машины соударяются, что вызывает упругие колебания сопрягающихся деталей и корпуса машины. Упругие колебания воспринимаются виброприемником 2 и через предусилитель 3 передаются на анализирующую аппаратуру 4. Посредством кодирующей аппаратуры, а именно аналого-цифрового преобразователя 7, шифратора 5 и ленточного перфоратора 6, уровни сигналов фиксируют на каждой измеряемой частоте. Затем по разработанному на основании конкретных данных алгоритму при помощи электронно-вычислительной машины определяют координаты центра тяжести плоской фигуры (см. фиг. 2) и по величине и направлению смещения центра тяжести относительно выявляют вид и величину неисправности. Библиографические данные источников информации, содержащие приведенные аналоги
1. Прототип. Надежность и эффективность в технике. Справочник т. 9. Машиностроение. 1987. с. 219-234.
Класс G01M15/00 Испытание машин и двигателей