уплотнение вала турбокомпрессора

Классы МПК:F16J15/34 со скользящим кольцом, прижимаемым к поверхности, приблизительно перпендикулярной продольной оси 
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Акционерное общество "Сумское машиностроительное научно- производственное объединение имени М.В.Фрунзе" (UA)
Приоритеты:
подача заявки:
1996-06-27
публикация патента:

Уплотнение вала турбокомпрессора относится к уплотнительной технике и может быть использовано в турбокомпрессорах различного назначения для уплотнения вращающихся валов и направлено на повышение надежности и обеспечение работоспособности при малых скоростях вращения вала турбокомпрессора. Уплотнение вала турбокомпрессора содержит установленные в корпусе аксиально подвижное уплотнительное кольцо с нажимной пружиной и установленное на валу вращающееся уплотнительное кольцо, на торцовой поверхности которого имеется уплотнительный поясок и напорный участок, ограниченный диаметрами. На напорном участке выполнены спиральные канавки, по меньшей мере часть из которых сгруппирована в равномерно расположенные по окружности секции и число секций не меньше трех. Кроме того, на наружном диаметре кольца окружная протяженность каждой секции равна или меньше суммы окружных протяженностей входных участков спиральных канавок входящих в данную секцию. Изобретение повышает надежность устройства. 2 з.п.ф-лы, 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6

Формула изобретения

1. Уплотнение вала турбокомпрессора, содержащее аксиально-подвижное кольцо, установленное в корпусе, и установленное на валу вращающееся уплотнительное кольцо, на торцовой поверхности одного из них имеются уплотнительный и напорный участки, причем на последнем выполнены спиральные канавки, отличающееся тем, что по меньшей мере часть спиральных канавок сгруппирована в равномерно расположенные по окружности секции, причем число секций не меньше трех, а окружная протяженность секций на наружном диаметре кольца равна или меньше суммы окружных протяженностей входных участков спиральных канавок, входящих в данную секцию.

2. Уплотнение по п.1, отличающееся тем, что радиальная протяженность перемычек между соседними спиральными канавками в секциях не меньше 1/3 радиальной протяженности напорного участка.

3. Уплотнение по п.2, отличающееся тем, что по меньшей мере в части секций, равномерно расположенных по окружности, радиальная протяженность перемычек между спиральными канавками выполнена монотонно уменьшающейся по направлению вращения кольца.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано в турбокомпрессорах различного назначения для уплотнения вращающихся валов.

Известна конструкция самоустанавливающегося торцового уплотнения со спиральными канавками, содержащая установленное в корпусе аксиально-подвижное с нажимными пружинами и на валу вращающиеся уплотнительные кольца, торцовая поверхность которого имеет уплотнительный и нагнетательный участки, причем на последнем выполнены спиральные канавки, направленные против вращения вала [1].

Недостатком такой конструкции уплотнения вала является неустойчивость слоя газовой смазки в уплотнительном зазоре между уплотнительными кольцами из-за возникновения обратных течений (кольцевых вихрей) в спиральных канавках и на гладких участках между ними, что вызывает неустойчивость уплотнительных колец. Это приводит к снижению надежности работы уплотнения в целом.

Наиболее близкой по назначению, технической сущности и достигаемому результату является конструкция уплотнения вала, принятая в качестве прототипа и содержащая установленное в корпусе аксиально-подвижное с нажимными пружинами и на валу вращающееся уплотнительные кольца, торцовая поверхность которого имеет уплотнительный и напорный участки, причем на последнем выполнены спиральные канавки, соединенные прерывистым кольцевым коллектором в группы с равным количеством канавок [2].

Однако при этом, из-за перетока газа с предыдущих спиральных канавок в последующие, происходит снижение суммарной напорности самих спиральных канавок и, как следствие, снижение надежности уплотнения в целом.

В основу изобретения поставлена задача путем повышения суммарной несущей способности спиральных канавок напорного участка расширить область применения уплотнения, повысить надежность и обеспечить его работоспособность при малых скоростях вращения вала турбокомпрессора.

Поставленная задача достигается тем, что в известной конструкции уплотнения вала турбокомпрессора, содержащей установленные в корпусе аксиально-подвижное уплотнительное кольцо с нажимной пружиной и вращающееся уплотнительное кольцо, установленное на валу, на торцовой поверхности одного из них имеется уплотнительный поясок и напорный участок, причем на последнем выполнены спиральные канавки, согласно изобретению по меньшей мере часть спиральных канавок сгруппирована в равномерно расположенные по окружности секции, причем число секций не меньше трех. Кроме того, на наружном диаметра кольца окружная протяженность уплотнение вала турбокомпрессора, патент № 2133898 каждой секции равна или меньше суммы окружных протяженностей уплотнение вала турбокомпрессора, патент № 2133898 входных участков спиральных канавок, входящих в данную секцию, а радиальная протяженность hi перемычек между соседними спиральными канавками в секциях не меньше 1/3 радиальной протяженности hн напорного участка, причем радиальная протяженность hi перемычек между спиральными канавками в секциях может быть выполнена уменьшающейся по направлению вращения вала турбокомпрессора.

Таким образом, уплотнение вала турбокомпрессора обладает следующими существенными отличительными признаками:

выполнение по меньшей мере части спиральных канавок сгруппироваными в равномерно расположенные по окружности секции позволит обеспечить более высокое давление газа на этих участках, что способствует образованию дополнительной волнообразной деформации более податливого уплотнительного кольца, при этом в уплотнительном зазоре дополнительно образуются несколько микроклиньев рабочей среды, обеспечивая устойчивую работу уплотнения в широком диапазоне частот вращения, а также, как следствие, раскрытию уплотнительного зазора при малых скоростях вращения вала турбокомпрессора:

выполнение секций, окружная протяженность уплотнение вала турбокомпрессора, патент № 2133898 которых на наружном диаметре кольца меньше суммы окружных протяженностей уплотнение вала турбокомпрессора, патент № 2133898 входных участков спиральных канавок, при этом радиальная протяженность hi перемычек между соседними спиральными канавкам в секциях меньше чем радиальная протяженность hн напорного участка, способствует более полному поступлению газа в спиральные канавки, кроме того, уменьшается величина падения давления на входе в спиральные канавки, что способствует повышению их суммарной напорности;

выполнение в секциях перемычек между спиральными канавками с монотонно уменьшающейся радиальной протяженностью hi+1 и hi (по направлению вращения) способствует более полному поступлению газа в каждую спиральную канавку, а также уменьшает величину падения давления на входном участке.

Все это позволяет повысить надежность и экономичность уплотнения в целом за счет обеспечения динамической устойчивости уплотнительных колец и обеспечения требуемого уплотнительного зазора в широком диапазоне окружных скоростей.

Заявляемая конструкция уплотнения вала турбомашины с указанной совокупностью признаков обеспечивает повышение надежности и уплотняющей способности уплотнительного узла за счет повышения динамической устойчивости уплотнительных колец, а также поддержания расчетной величины уплотнительного зазора в широком диапазоне окружных скоростей ротора турбокомпрессора и может быть применена в качестве концевых уплотнений на центробежных компрессорах, перекачивающих различные газовые среды, в химической, газовой и других областях промышленности.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 показан продольный разрез уплотнительного узла, а на фиг. 2...6 различные варианты выполнения спиральных канавок, сгруппированных в секции.

Уплотнение вала турбокомпрессора (фиг. 1) содержит установленные в корпусе 1 аксиально-подвижное уплотнительное кольцо 2 с нажимной пружиной 3 и установленное на валу 4 вращающееся уплотнительное кольцо 5, на торцовой поверхности которого имеется уплотнительный поясок 6 и напорный участок 7. Напорный участок ограничен диаметрами d1 и dк, а уплотнительный поясок - диаметрами dк и d2. На напорном участке выполнены спиральные канавки 8, по меньшей мере часть из которых сгруппирована в равномерно расположенные по окружности секции 9, причем число секций не меньше трех (фиг. 2..6). Кроме того, на наружном диаметре d1 кольца 5 окружная протяженность уплотнение вала турбокомпрессора, патент № 2133898 каждой секции равна или меньше суммы окружных протяженностей уплотнение вала турбокомпрессора, патент № 2133898 входных участков спиральных канавок 8, входящих в данную секцию, а радиальная протяженность hi перемычек 10 между соседними спиральными канавками в секциях не меньше 1/3 радиальной протяженности hн напорного участка (фиг. 5), причем радиальная протяженность hi+1 и hi перемычек между спиральными канавками в секциях может быть выполнена уменьшающейся по направлению вращения вала турбокомпрессора (фиг. 6). Герметизация по нерабочим поверхностям аксиально-подвижного и вращающегося колец осуществляется вторичными уплотнительными элементами 11 и 12, соответственно.

Уплотнение вала турбокомпрессора работает следующим образом. В исходном положении кольца 2 и 5 прижаты друг к другу с помощью пружин 3. Газ, находящийся перед узлами уплотнений, удерживается от перетечек через зазоры между корпусом и кольцом 2, а также между валом 4 и кольцом 5 - уплотнительными элементами 12 и 11 соответственно. Сила, раскрывающая уплотнительный стык, меньше газостатической силы, прижимающей уплотнительные кольца 2 и 5 друг к другую, при этом уплотнительный участок 6 контактирует с уплотнительной торцовой поверхностью ответного кольца и препятствует проникновению газа с полости высокого давления в полость низкого давления, чем обеспечивается герметизация уплотнительного стыка.

При вращении вала 4 газ захватывается спиральными канавками 8 и подается к центру торцовых уплотнительных поверхностей колец 2 и 5, где, встречая сопротивление перемычек 10 и уплотнительного участка 6, сжимается. Возникающая при этом результирующая газодинамическая сила увеличивает силу, раскрывающую уплотнительный стык, и при определенной частоте вращения ротора происходит разделение уплотнительных поверхностей и уплотнение начинает работать без контакта. При этом кольцо 2 занимает некоторое равновесное положение, образуя с кольцом 5 номинальный уплотнительный зазор.

Увеличение зазора между кольцами 2 и 5 приведет к уменьшению результирующей газодинамической силы и нарушению баланса сил, действующих на аксиально-подвижное кольцо 2, в результате чего последнее сместится в сторону уменьшения зазора. При уменьшении зазора меньше номинального результирующая газодинамическая сила, раскрывающая уплотнительный стык, увеличивается и аксиально-подвижное кольцо начнет смещаться в сторону увеличения зазора, пока не займет равновесное положение.

Выполнение по меньшей мере части спиральных канавок 8 сгруппированными в равномерно расположенные по окружности секции 9 позволит обеспечить более высокое давление газа на этих участках, что способствует образованию дополнительной волнообразной деформации более податливого уплотнительного кольца, при этом в уплотнительном зазоре дополнительно образуются несколько микроклиньев рабочей среды, обеспечивая устойчивую работу уплотнения в широком диапазоне частот вращения, а также, как следствие, раскрытию уплотнительного зазора при малых скоростях вращения вала турбокомпрессора.

Спиральные канавки 8 могут быть так сгруппированы в секциях 9, что их окружная протяженность уплотнение вала турбокомпрессора, патент № 2133898 на наружном диаметре кольца меньше суммы окружных протяженностей уплотнение вала турбокомпрессора, патент № 2133898 входных участков спиральных канавок 8 (фиг. 4 а, б). При этом радиальная протяженность hi перемычек 10 между соседними спиральными канавками в секциях может изменяться в пределах уплотнение вала турбокомпрессора, патент № 2133898 Такое конструктивное исполнение способствует более полному поступлению газа в спиральные канавки, при этом также уменьшается величина падения давления на входе в спиральные канавки, что способствует повышению их суммарной напорности. Дальнейшее уменьшение радиальной протяженности hi перемычек между соседними канавками в секциях, т.е. при уплотнение вала турбокомпрессора, патент № 2133898 приводит к уменьшению напорности секции.

Напорный участок 7 может быть выполнен на аксиально-подвижном кольце 2. При этом работа уплотнения будет аналогичной.

Выполнение в секциях перемычек между спиральными канавками с монотонно уменьшающейся радиальной протяженностью hi+1 > hi (по направлению вращения - при выполнении напорного участка на вращающемся кольце и против направления вращения вала - при выполнении напорного участка на кольце 2, установленном в корпусе) способствует более полному поступлению газа в каждую спиральную канавку в секции, а также уменьшает величину разрежения на входном участке и тем самым повышает их напорность.

Таким образом, предлагаемое техническое решение по сравнению с прототипом и другими известными техническими решениями обладает значительными технико-экономическими преимуществами, заключающимися в повышении надежности уплотнительного узла путем поддержания номинального рабочего зазора между уплотнительными кольцами в широком диапазоне частот вращения, а также в возможности широкого промышленного применения уплотнений такой конструкции в качестве концевых уплотнительных узлов центробежных компрессоров, перекачивающих агрессивные, взрывоопасные, токсичные и другие газы.

Класс F16J15/34 со скользящим кольцом, прижимаемым к поверхности, приблизительно перпендикулярной продольной оси 

уплотнения в сборе -  патент 2529299 (27.09.2014)
торцевое уплотнение ротора турбомашины -  патент 2525378 (10.08.2014)
скользящее кольцевое уплотнение с вращающимся контркольцом с точно определенным зажимом -  патент 2518799 (10.06.2014)
осевое торцевое уплотнение -  патент 2518736 (10.06.2014)
уплотнение вала для турбомашины -  патент 2518734 (10.06.2014)
скользящее кольцевое уплотнение -  патент 2514573 (27.04.2014)
торцевое уплотнение -  патент 2494300 (27.09.2013)
механическое уплотнение -  патент 2488730 (27.07.2013)
стояночное уплотнение центробежного компрессора -  патент 2482363 (20.05.2013)
механическое уплотнение с усовершенствованным узлом уплотнения -  патент 2480654 (27.04.2013)
Наверх