устройство для установки возвращающего аппарата шкворневого узла рельсового транспортного средства

Классы МПК:B61F5/20 с амортизаторами, допускающими поперечное перемещение 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Научно-исследовательский институт тепловозов и путевых машин
Приоритеты:
подача заявки:
1998-04-01
публикация патента:

Изобретение относится к рельсовому транспорту и касается установки возвращающих устройств, предназначенных для возврата кузова транспортного средства в исходное положение после прохождения им стрелочных переводов, кривых участков пути и других неровностей пути в плане. Устройство содержит предварительно сжатый посредством стяжного болта и шайб упругий элемент, последовательно ему установленную пружину, опертую на фланец упора. Упор соединен с ползуном шкворня и в нем выполнено отверстие с резьбой. Стяжной болт выполнен полым. Упор соединен с корпусом вытяжным болтом, проходящим через полый стяжной болт и днище корпуса с возможностью перемещения упора вдоль его оси без вращения. Обеспечивается снижение трудозатрат при сборке локомотива (при опускании кузова на тележки) и требуемое качество сборки экипажной части транспортного средства. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

Устройство для установки возвращающего аппарата шкворневого узла рельсового транспортного средства, содержащее упертый в днище корпуса предварительно сжатый посредством стяжного болта, подвижной и неподвижной шайб упругий элемент, последовательно с ним установленную пружину, опертую другим концом на фланец упора, связанного беззазорным соединением с ползуном шкворня, и смонтированный в зоне деформации упругого элемента с возможностью взаимодействия с одной из шайб ограничитель деформации упругого элемента, отличающееся тем, что стяжной болт выполнен полым, в упоре выполнено отверстие с резьбой, в корпусе - пазы, а к фланцу упора прикреплены шпонки, которые входят в упомянутые пазы, причем упор соединен с корпусом вытяжным болтом, проходящим через полый стяжной болт и днище корпуса с возможностью перемещения упора вдоль его оси без вращения.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к рельсовому транспорту и касается возвращающих шкворневого узла, предназначенных для возврата кузова транспортного средства в исходное положение после прохождения им стрелочных переводов, кривых участков и других неровностей пути в плане.

Известно возвращающее устройство шкворневого узла локомотива, содержащее закрепленный вертикально на кузове шкворень, установленный другим концом в расточке ползуна, размещенного в гнезде шкворневой балки тележки с возможностью поперечного перемещения в направляющих, упоры с фланцами, смонтированные в горизонтальных расточках шкворневой балки, перпендикулярной продольной оси тележки по обе стороны ползуна и расположенные от последнего на расстоянии, равном половине хода шкворня, закрепленный с каждой стороны шкворневой балки корпус, в который свободно вложена пружина, одним концом упертая в днище корпуса, другим - в фланец упора /Филонов С.П. и др. Тепловоз 2ТЭ116. Транспорт, 1985, с. 177-180/.

Устройство дает возможность кузову совершать поперечные перемещения относительно тележки /20 мм свободное перемещение и 20 мм упругое/.

Недостатком такого устройства является то, то оно не обеспечивает возврат кузова в исходное положение в связи с недостаточной возвращающей силой резинометаллических элементов боковых опор на участке свободного хода шкворня, в результате кузов во многих случаях приобретает смещенное положение. По этой причине возникают смещения и перекосы в колее тележек, способствующие образованию повышенного износа гребней колес и боковых граней рельсов.

Известно также принятое за прототип возвращающее устройство шкворневого узла рельсового транспортного средства, содержащее шкворень, верхним концом закрепленный к кузову, а нижним концом размещенный в расточке ползуна, смонтированного в гнезде шкворневой балки рамы тележки с возможностью поперечного перемещения в ее направляющих, упоры, расположенные без зазора по сторонам ползуна перпендикулярно продольной оси тележки, каждый из которых установлен в расточке шкворневой балки и опирается фланцем на ее наружную поверхность, закрепленный на этой поверхности корпус, между днищем которого и фланцем упора размещены последовательно пружина и упругий элемент, сжатый посредством стяжного болта, подвижной и неподвижной шайб, и ограничитель деформации упругого элемента, расположенный в зоне деформации упругого элемента с возможностью взаимодействия с одной из шайб.

Для компенсации отклонений по высоте пружин упругого элемента при их изготовлении в устройстве применены компенсирующие технологические прокладки, а для регулировки величины начальной силы возвращающего устройства прокладки установлены между днищем корпуса и упругим элементом /SU, авторское свидетельство N 1581632, кл. B 61 F 5/20, 1988/.

Недостаток известного устройства заключается в том, что при спуске кузова на тележки при сборке локомотива после ремонта совмещение шкворня с гнездом ползуна затруднено и требует больших трудозатрат.

Техническим результатом изобретения является снижение трудоемкости при сборке локомотива путем обеспечения установки возвращающего аппарата в требуемое положение.

Указанный технический результат достигается тем, что в устройстве для установки возвращающего аппарата шкворневого узла рельсового транспортного средства, содержащем упертый в днище корпуса предварительно сжатый посредством стяжного болта, подвижной и неподвижной шайб упругий элемент, последовательно ему установленную пружину, опертую другим концом на фланец упора, связанного беззазорным соединением с ползуном шкворня, и смонтированный в зоне деформации упругого элемента с возможностью взаимодействия с одной из шайб ограничитель деформации упругого элемента, стяжной болт выполнен полым, в упоре выполнено отверстие с резьбой, фланец упора снабжен шпонками, а корпус - ответными пазами и упор соединен с корпусом вытяжным болтом, проходящим через полый стяжной болт и днище корпуса с возможностью перемещения упора вдоль его оси без вращения.

На фиг. 1 приведен общий вид устройства /продольный разрез/, на фиг. 2 - разрез по А-А фиг. 1 - вид на шпоночное соединение, на фиг. 3 - разрез по Б-Б фиг. 2 - продольный разрез шпоночного соединения.

Шкворневой узел /фиг 1/ размещен в гнезде шкворневой балки 1 тележки /на фиг. не показана/ и включает шкворень 2, закрепленный верхним концом к кузову /на фиг. не показан/, а нижним концом установленный в расточке ползуна 3, который имеет возможность поперечного перемещения в направляющих 4 шкворневой балки 1. С обеих сторон шкворневой балки 1 установлены без зазора с ползуном 3 упоры 5, каждый из которых опирается фланцем на наружную поверхность шкворневой балки 1. К этой же поверхности закреплен болтами корпус 6, между днищем которого и фланцем упора 5 размещены последовательно основная /серийная/ пружина 7 и упругий элемент, состоящий из параллельно работающих пружин 8 и 9, сжатых предварительно посредством полого стяжного болта 10, подвижной шайбы 11, расположенной между основной пружиной и упругим элементом 8, 9, и неподвижной шайбы 12, размещенной со стороны днища корпуса 6.

Для предупреждения перегрузки пружин 8 и 9 упругого элемента возвращающий аппарат снабжен ограничителем деформации 13, расположенным в зоне деформации упругого элемента 8, 9.

Для установки ползуна 3 в требуемое положение, необходимое для совмещения его с шкворнем 2 при опуске кузова на тележки, в упоре 5 выполнено отверстие с резьбой, в которое заворачивается вытяжной болт 14, проходящий через полый стяжной болт 10 и опирающийся заплечиками головки 15 болта 14 на днище корпуса 6. К фланцу 16 упора 5 /фиг. 2, 3/ с двух сторон закреплены шпонки 17, а в соответствующих местах корпуса 6 выполнены шпоночные пазы 18. Технологические отверстия 19, необходимые для выполнения шпоночных пазов 18, во избежание попадания пыли и влаги закрыты заглушками 20.

Устройство работает следующим образом.

Под кузов, поднятый на домкратах, после ремонта подкатываются тележки. При этом, как правило, ось шкворня 2 и расточка ползуна 3 не совпадают, и опуск кузова становится невозможным. Для совмещения вертикальных осей шкворня 2 и ползуна 3 необходимо освободить ползун 3 от начальной силы с той стороны, в которую смещен шкворень 2. С это целью через отверстие в днище корпуса 6 /фиг. 1/ вставляется вытяжной болт 14 и заворачивается в резьбу упора 5.

Для предотвращения поворота упора 5 вместе с вытяжным болтом 14 на фланце 16 упора 5 /фиг. 2, 3/ закреплены шпонки 17, которые входят свободно в пазы 18 корпуса 6. Поэтому при заворачивании вытяжного болта 14 упор 5 будет перемещаться вдоль своей оси без вращения, образуя зазор между ползуном 3 и торцом упора 5. Вытяжной болт 14 в продольном направлении остается неподвижным, так как опирается заплечиками головки 15 на днище корпуса 6. Освобожденный ползун 3 совмещается с шкворнем 2 и кузов опускается на тележку.

После опуска кузова вытяжной болт 14 выворачивается, упор 5 возвращается на исходную позицию, смещая шкворень 2 /кузов/ в соосное положение с тележками. Отверстие в днище корпуса 6 закрывается заглушкой /на фиг. не показано/.

Наверх