космодром в космосе

Классы МПК:B64G1/00 Космические летательные аппараты
B64G1/12 пилотируемые
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Ломанов Апполон Анатольевич
Приоритеты:
подача заявки:
1998-04-09
публикация патента:

Изобретение относится к строительству в космосе (на орбите) комплекса для запуска различных объектов, снабженного средствами для вспомогательных служб. Корпус комплекса имеет цилиндрическое ограждение и жестко связанный с ним соосный туннель. Ограждение и туннель выполнены секционированными из облегченных складных космических блоков. Корпус снабжен наружной сборной облицовкой для защиты от вредного влияния космоса, а также внутренним кольцевым приводом искусственной гравитации, охватывающим туннель. Комплекс оснащен пусковым устройством в виде сквозной шахты с соленоидами электромагнитной системы пуска объектов. Шахта соосна с туннелем и сообщается с ним через герметизированный проем. Сообщение между секциями ограждения и туннеля выполнено по кольцевым и радиальным частям полой силовой конструкции корпуса. Кроме запуска объектов через шахту внутри комплекса могут производиться ремонт и обслуживание космических кораблей. Прием последних осуществляется посредством стыковочных устройств и проемов в стенках корпуса. Изобретение направлено на расширение функций комплекса с возможностью увеличения его размеров и создания в нем искусственной гравитации. 2 з.п. ф-лы, 8 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8

Формула изобретения

1. Космодром в космосе, содержащий служебный корпус цилиндрической формы, пусковое устройство, прикрепленное к торцу корпуса и выполненное в виде связанных в сквозную шахту трубчатых элементов-стоек с кольцевыми конструкциями, к которым прикреплены соленоиды электромагнитной системы пуска, а также обслуживающие устройства, отличающийся тем, что ограждение служебного корпуса состоит из герметичных секций, выполненных из сборных складывающихся и автоматически раскрывающихся в космосе облегченных блоков со сборной наружной облицовкой-защитой от вредного влияния космоса, жестко связано посредством поперечной круговой полой конструкции, имеющей кольцевые и радиальные части, с туннелем, расположенным по продольной оси и выполненным из таких же блоков, при этом на туннеле закреплен кольцевой привод искусственной гравитации, ротор которого с постоянными магнитами прикреплен к туннелю и способен вращать весь корпус, а круговой статор свободно на роликах установлен в направляющих, прикрепленных к туннелю, имеет облицовку с заделанной в нее проволочной обмоткой и объединен с кольцевым трубчатым балансиром-стабилизатором неподвижности статора, снабженным размещенными внутри трубы по ее оси грузами, перемещаемыми электромагнитным полем, и подвесками для предотвращения касания грузов о стенке трубы.

2. Космодром по п.1, отличающийся тем, что сообщение между секциями ограждения и туннелем выполнено через коридоры между ними и по кольцевым и радиальным частям поперечной полой конструкции.

3. Космодром по п.1, отличающийся тем, что туннель имеет в торцах проемы со съемными плитами, объединенными с приемными устройствами для прибывающих кораблей, и герметичные перегородки, которые могут устанавливаться в разных местах по длине туннеля.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к строительству в космосе на околоземной орбите комплекса, состоящего из установки для запуска различных объектов в заданных направлениях и служб, обслуживающих ее.

В качестве прототипа принят летательный аппарат /ЛА/ по авторскому решению N 1837039 от 16.02.94 /МПК6: B 64 G 1/100/, назначенный для вывода на орбиту ИСЗ, срочной доставки специальных капсул терпящим бедствие и пр.

Недостатками прототипа являются сложность стыковки ЛА, фюзеляж которых снабжен крыльями, реактивными двигателями, вертикальным оперением, стыковочными устройствами; оборудование батареями конденсаторов для питания соленоидов; наличие в фюзеляжах ЛА внутренних трубчатых участков для разгона различных объектов; разовая работа ЛА; сложная система стыкования ЛА для образования из них общего фюзеляжа необходимой длины, разделенного временными заглушками, разрушаемыми в промежуточных фазах разгона.

Техническими результатами изобретения являются сооружение комплекса космодрома любых размеров из облегченных, сборных конструктивных элементов, которые могут доставляться в космическую зону строительства легкими грузовыми кораблями и монтироваться индустриальными средствами, обеспечение технологических, различных сборочных, ремонтно-строительных и спасательных функций; создание искусственной гравитации.

Для достижения указанных технических результатов комплекс принят из двух частей - служебного корпуса цилиндрической формы с ограждением и туннелем, проходящим вдоль его продольной оси, из сборных космических строительных блоков /КСБ/, по патенту N 2077775, по продольным ребрам жесткости которых выполняется негерметизированная облицовка из сборных элементов с креплением к ним пружинными фиксаторами, защищающая от вредного влияния космического пространства, а также - пусковой установки, закрепленной к торцу корпуса, типа шахты сквозной конструкции, снабженной электромагнитной соленоидной системой и сменным устройством для создания начального движения пускаемого объекта.

Конструкция ограждения служебного корпуса жестко развязана колесообразными поперечными конструкциями из полых элементов в единый объем, а для создания в нем гравитации к туннелю прикреплен кольцевой привод с линейным электрическим круговым двигателем, ротор которого с постоянными магнитами прикреплен к туннелю, способен, воздействуя на него, вращать весь комплекс относительно его продольной оси, а круговой статор с облицовкой, в которую заделана рабочая проволочная обмотка, свободно, на роликах установлен в направляющих, прикрепленных к туннелю, объединен с кольцевым стабилизатором его неподвижности, внутри трубы которого по оси размещены грузы магнитного перемещения и подвески, предотвращающие касание грузов о стенки трубы.

Герметичные секции ограждения, имеющие полную гравитацию, сообщаются между собой по продольным коридорам и с туннелем по круговым и радиальным полым конструкциям элементов жесткости с применением шлюзования.

Шахта пусковой установки принята из трубчатых элементов-стоек и поперечных кольцевых, к которым прикреплены соленоиды электромагнитной системы пуска, между стойками развязана крестовыми связями и в целом оттяжками к торцу корпуса, а для передачи пускового усилия по ее оси устанавливаются сменное толкающее устройство, опирающееся на торец корпуса.

Для обеспечения принятой технологии туннель полностью герметизирован, снабжен в торцах стыковочными аппаратами на съемных щитах в проемах с герметизированными притворами, разделен по длине герметизированными перегородками, которые могут устанавливаться в разных местах по его длине, рассчитан на смену давлений воздушной среды, связанных с поступлениями из космоса, и возвращение в него объектов, элементов, материалов и пр., снабжен в стенах герметизированными переходами по условиям технологии /на чертежах не показаны/, а в торцах шлюзовыми кабинами для выхода в космос и принятия спасаемых.

Для иллюстрации изложенного в заявку включены чертежи, где показаны

- на фиг. 1 - продольный разрез по корпусу,

- на фиг. 2 - поперечный разрез по 1-1,

- на фиг. 3 - узел А, в котором показан поперечный разрез внутреннего гравитационного привода,

- на фиг. 4 - поперечный разрез по 2-2,

- на фиг. 5 - узел Б с продольным сечением по приводу,

- на фиг. 6 - узел А с сечением 3-3,

- на фиг. 7 - разрез по 5-5,

- на фиг. 8 - общий вид в разрезе по 4-4.

В КВК входят:

1. Корпус служебный в составе:

- бокового ограждения 1, состоящего из герметичных секций 1А, таких же как в торце 2, со сборной облицовкой 1Б, выполненных из герметичных, облегченных, складывающихся блоков КСБ с наружными продольными ребрами жесткости 7, соединяемых на монтаже в общий каркас, а оболочки из КСБ - в тело тора, снабженное в торце кабиной выхода в космос - с люками II и IIA,

- полых элементов жесткости, состоящих из кольцевой части 3, раскрепленной к ограждению 1, радиальных частей 4, заделанных в конструкции туннеля 5,

- туннеля 5 из КСБ, жестко связанного с элементами 4 и с ограждением торца 2, снабженного выходами наружу через проемы в торцах 2, имеющие съемные герметизированные плиты, совмещенные с приемными аппаратами 6, которые при открытии проемов 6А закладываются в герметизированный карман 10 /при закрытии возвращаются на место/, причем туннель может разделяться герметизированными перегородками 9, имеет проемы 8 с герметизированным заполнением.

2. Привод гравитационный - П в составе:

- линейного кругового электрического двигателя, укрепленного на туннеле 5, ротор которого 12 с постоянными магнитами 13 прикреплен жестко к туннелю 5, способен вращать весь комплекс относительно продольной оси, а круговой статор 14 с прикрепленной к нему облицовкой 15, в которую заделана проволочная рабочая обмотка, свободно, на роликах 19, в составе П-образной 17, ужесточенной стержнями 18 конструкции, установлен в направляющих 20, прикрепленных к туннелю 5, объединен с кольцевым трубчатым балансиром 16 - стабилизатором неподвижности статора 14.

3. Пусковая установка в составе:

- шахты из трубчатых элементов типа КСБ, закрепленной в торце корпуса, состоящей из стоек 21, к которым прикреплены поперечные кольцевые конструкции 22, оснащенные соленоидными устройствами электромагнитной системы пуска и между стойками развязанные крестовыми связями, и укрепленные оттяжками 23 к торцу корпуса, причем при пусковых операциях по оси шахты устанавливается на торец корпуса толкающее устройство - Т и на него - комический объект - КО.

Работа КВК заключается в следующем:

- прием в туннель подготовленных на земле элементов,

- укрупнительная сборка КО до полной готовности и установка в шахту на толкающее устройство - Т,

- включение электропитания в толкатель и соленоидный двигатель, причем производится страгивание с места и разгон с ускорением в пределах шахты, после выхода из нее КО при необходимости использует свои двигатели.

Кроме этого, в служебной зоне корпуса, обеспеченной искусственной гравитацией, выполняются научно-исследовательские, различные вспомогательные работы, обслуживание экипажа и другие операции, а также ремонт космических объектов с заведением их в туннель и некоторые действия спасательного характера.

При практическом выполнении указанного на земле заводским путем изготавливается полный комплект элементов КВК, которые доставляются в рабочую зону на околоземной орбите, где индустриальным путем без складирования производится монтаж КВК.

Использование КВК позволяет добиться значительного положительного эффекта, а именно

- облегчить и сделать менее металлоемкими его конструкции,

- сократить в несколько раз расходы по доставке в космос этих конструкций, а также средств, трудовых и производственных затрат,

- внедрить индустриальные способы строительства,

- обеспечить искусственную гравитацию, полную в помещениях ограждения, частичную в туннеле и создать лучшие условия для эксплуатации КВК и жизни экипажа.

Класс B64G1/00 Космические летательные аппараты

шариковый замок -  патент 2529250 (27.09.2014)
двухступенчатая аэрокосмическая система /варианты/ -  патент 2529121 (27.09.2014)
система хранения криогенной жидкости для космического аппарата -  патент 2529084 (27.09.2014)
устройство фиксации предметов в невесомости -  патент 2528516 (20.09.2014)
фиксатор предметов в невесомости -  патент 2528509 (20.09.2014)
развертываемое тормозное устройство для спуска в атмосфере планет -  патент 2528506 (20.09.2014)
страховочное устройство для условий невесомости -  патент 2528504 (20.09.2014)
устройство фиксации предметов в невесомости -  патент 2528497 (20.09.2014)
способ обеспечения переносимости космонавтами эксплуатационных и аварийных перегрузок в космическом летательном аппарате -  патент 2527615 (10.09.2014)
кресло космонавта -  патент 2527603 (10.09.2014)

Класс B64G1/12 пилотируемые

фюзеляжная конструкция и способ изготовления этой конструкции -  патент 2434782 (27.11.2011)
авиационный ракетный комплекс -  патент 2401777 (20.10.2010)
способ доставки экипажа с поверхности земли на окололунную орбиту и возвращения с окололунной орбиты на поверхность земли -  патент 2376214 (20.12.2009)
размеростабильная оболочка -  патент 2373118 (20.11.2009)
лунный комплекс с многоразовыми элементами, транспортная система земля-луна-земля и способ ее осуществления -  патент 2337040 (27.10.2008)
устройство для дозаправки в полете рабочим телом гидравлической магистрали системы терморегулирования космического аппарата, снабженной гидропневматическим компенсатором объемного расширения рабочего тела, и способ его эксплуатации -  патент 2324629 (20.05.2008)
устройство для дефектации в полете заправленной рабочим телом гидравлической магистрали системы терморегулирования пилотируемого космического объекта и способ его эксплуатации -  патент 2322377 (20.04.2008)
пилотируемый космический корабль -  патент 2310586 (20.11.2007)
город в космосе -  патент 2285639 (20.10.2006)
космический аппарат -  патент 2271965 (20.03.2006)
Наверх