сани

Классы МПК:B62B13/06 с несколькими параллельными полозьями 
B62B17/04 с рессорной подвеской 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Институт неметаллических материалов
Приоритеты:
подача заявки:
1996-12-27
публикация патента:

Изобретение относится к зимнему транспорту, а именно к конструкции саней. Техническим эффектом изобретения является снижение энергетических затрат при скоростном скольжении нагруженных саней по заснеженной местности. Новым в устройстве является установка основания платформы на сдвоенные посредством пружин опоры, которые соединены с платформой продольными и поперечными эластичными элементами. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Сани, содержащие опоры, платформу и эластичные элементы для соединения платформы с опорами, отличающиеся тем, что опоры выполнены полимерными и сдвоенными через пружины, при этом указанные опоры соединены с платформой посредством поперечных и продольных эластичных элементов для обеспечения поворота опор относительно платформы при переезде через неровности грунта.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к зимнему транспорту, а более конкретно к конструкции саней, и может быть использовано для перевозки грузов и пассажиров по неровному заснеженному покрову тундры и замерзшим руслам рек.

Известна конструкция саней, содержащая опоры, жестко прикрепленные к нагрузочной платформе (Геллер Е.М., Когут Л.П. Минск. Народна Асвета, 1967, с. 9).

Недостатком известной конструкции являются значительные динамические нагрузки при скольжении по неровному заснеженному грунту, что приводит к низкой долговечности саней и дискомфорту пассажиров.

Известны сани, содержащие опоры, платформу и эластичные элементы для соединения платформы с опорами (SU, N 1463608, кл. B 62 B 13/08, опубл. 1987).

Недостатком этой конструкции являются значительные динамические нагрузки при скоростном движении по неровной местности из-за жесткого соединения лыж с рамой и между собой, что не позволяет амортизировать боковые удары и приводит к повышенным энергетическим затратам. Поскольку известные сани несут только часть полезной нагрузки, амортизацию всей нагруженной конструкции известное техническое решение не обеспечивает.

Техническим эффектом изобретения является снижение энергетических затрат при скоростном скольжении нагруженных саней по заснеженной неровной местности.

Поставленная цель достигается тем, что в известной конструкции саней, содержащей опоры, платформу для грузов, эластичные элементы для соединения узлов, согласно изобретению основание платформы установлено на сдвоенные посредством пружин полимерные опоры, которые соединены с платформой продольными и поперечными эластичными элементами.

На чертеже изображены предлагаемые сани, вид сзади (а) и вид сбоку (б), где условно крайняя опора не показана. Сани содержат платформу 1, опоры 2, пружины 3, продольные эластичные элементы 4 и поперечные эластичные элементы 5. Особенностью приведенной конструкции являются сдвоенные упругосвязанные опоры, на которые установлено основание платформы, продольные и поперечные эластичные элементы.

Предлагаемые сани работают следующим образом. При скольжении по неровной местности, например за снегоходом "Буран" или скоростным тягачем, энергия ударов от выступающих препятствий снижается за счет демпфирующей способности продольных 4 и поперечных 5 эластичных элементов, вибрации от неровностей грунта демпфируются упругофрикционным узлом опоры 2 - пружины 3 и гасятся при трении основания платформы 1 по поверхности опор за счет продольного и поперечного перемещения. Опоры также могут поворачиваться вокруг платформы, огибая неровности грунта, что также снижает тряску и сопротивление движению. Использование вместо древесины гидрофобного полимера, например полиэтилена, позволяет снизить силы трения.

Значительная площадь поверхности опор и низкое расположение центра тяжести саней позволяют увеличить нагрузку на платформу и обеспечить устойчивое движение при высоких скоростях. Поскольку трение снега и льда существенно уменьшается с ростом давления и мало зависит от скорости скольжения, скоростное скольжение нагруженных саней по неровной поверхности представляется энергетически выгодным.

Макет предложенных саней был испытан в условиях зимы и показал в 1,5 раза меньше трение по сравнению с серийными прицепами к "Бурану" и нартами Иркутского авиационного завода.

Указанные особенности изобретения представляют его отличия от прототипа и обуславливают новизну предложения. Эти отличия являются существенными, поскольку именно они обеспечивают создание положительного эффекта, отраженного в цели предложения, и отсутствуют известные решения с таким же эффектом.

Наверх