реверсивный воздушный винт

Классы МПК:B64C11/40 автоматические 
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Акционерное общество "Мотор Сiч" (UA)
Приоритеты:
подача заявки:
1998-01-06
публикация патента:

Изобретение относится к авиационной технике. Винт содержит втулку с поворотными лопастями, гидромеханизм изменения шага лопастей, в поршне которого закреплены толкатели воздействующие на толкатели, расположенные в валу винта и предназначенные для перемещения обоймы по валу винта в осевом направлении. Осевое перемещение обоймы через шарикоподшипник передается двойной зубчатой рейке, находящейся в зацеплении с зубчатыми секторами, соединенными с ротором датчика. Изобретение позволяет повысить надежность в работе винта и точность измерения угла установки лопастей винта во всем диапазоне его изменения, что обеспечивает защиту силовой установки от отрицательной тяги в полете, самоконтроль системы автоматического управления винта и двигателя, а также снижение длины пробега и улучшение маневренности самолета на земле. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Реверсивный воздушный винт, содержащий втулку с поворотными лопастями и гидромеханизм изменения шага лопастей винта с обратной связью, включающий зубчатую рейку, зубчатые сектора и датчик, преобразующий угол поворота ротора в электрический сигнал, отличающийся тем, что гидромеханизм изменения шага лопастей ванта снабжен толкателями, закрепленными в поршне, управляющем шагом лопастей, с возможностью взаимодействия с зубчатой рейкой, выполненной двойной и взаимодействующей с зубчатыми секторами, один из которых кинематически связан с ротором датчика.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к воздушным винтам изменяемого шага и механизмам управления ними.

Известен воздушный винт, содержащий втулку с поворотными лопастями и гидромеханизмом изменения шага лопастей винта с обратной связью в виде толкателей, установленных в направляющих втулках, при этом каждый стакан лопасти винта снабжен кулачком, а на каждом толкателе установлен ролик с осью, который взаимодействует с кулачком (см. а.с. N 915382 от 28.12.79 г. B 64 C 11/40).

Недостатком этого устройства является низкая точность преобразования угла поворота лопастей в перемещение толкателей и, следовательно, низкая точность измерения угла установки лопастей, а также низкая надежность работы устройства вследствие возможности заклинивания толкателей во втулках под действием силы, перпендикулярной оси толкателя и неизбежной при применении кулачков.

Известен механизм управления шагом лопастей винта, выбранный в качестве прототипа (см. патент Великобритании N 2189554, кл. B 64 C 11/38 от 28.10.87 г. ), содержащий механизм шага лопастей винта с обратной связью, зубчатую рейку с зубчатыми секторами.

Недостатком этого устройства является низкая точность измерения угла установки гидравлической связи между поршнем, управляющим шагом лопастей, и зубчатой рейкой с втулкой.

Задачей настоящего изобретения является повышение точности измерения угла установки лопастей во всем диапазоне его изменения и повышение надежности работы реверсивного воздушного винта.

Это достигается тем, что в реверсивном воздушном винте, содержащем втулку с поворотными лопастями, гидромеханизм изменения шага лопастей винта с обратной связью, включающий зубчатую рейку, зубчатые сектора и датчик, преобразующий угол поворота ротора в электрический сигнал, гидромеханизм изменения шага лопастей винта снабжен толкателями, закрепленными в поршне, управляющем шагом лопастей, с возможностью взаимодействия их с зубчатой рейкой, выполненной двойной и взаимодействующей с двумя зубчатыми секторами, один из которых кинематически связан с ротором датчика.

Снабжение гидромеханизма изменения шага лопастей винта толкателями, закрепленными в управляющем поршне и выполнение рейки двойной, взаимодействующей с двумя секторами, один из которых связан с ротором датчика, позволяет снизить количество промежуточных звеньев, упростить обработку сигнала в системе автоматического управления винта и двигателя, что повышает точность измерения угла установки лопастей винта во всем диапазоне его изменения и надежность работы винта.

Высокая точность измерения угла установки лопастей винта обеспечивает защиту силовой установки от отрицательной тяги в полете, самоконтроль системы автоматического управления винта и двигателя, снижение длины пробега и улучшение маневренности самолета на земле.

На фиг. 1 изображен реверсивный воздушный винт с частичным разрезом.

На фиг. 2 - разрез механизма обратной связи по осям зубчатых секторов.

Реверсивный воздушный винт содержит втулку 1, в рукавах которой с помощью шариков 2 и стаканов 3 установлены лопасти 4. Для поворота лопастей 4 на требуемые углы воздушный винт снабжен гидромеханизмом изменения шага, который включает в себя цилиндр с поршнем 5, а также механизм обратной связи в виде толкателей 6, установленных в направляющих гильзах 7, закрепленных в поршне 5, толкателей 8, установленных в валу винта 9, обоймы 10, установленной на валу винта 9, при этом на обойме 10 установлены шарикоподшипник 11 и кольцо с двойной зубчатой рейкой 12 находящейся в зацеплении с зубчатыми секторами 13, а на роторе датчика 14 установлен поводок 15, взаимодействующий с прорезью в одном из зубчатых секторов 13. На зубчатых секторах 13 установлены пружины кручения 16. Нерабочие части двойной зубчатой рейки 12 опираются на шарикоподшипник 17.

Устройство работает следующим образом.

При изменении шага воздушного винта происходит перемещение поршня 5, управляющего углом установки лопастей 4 воздушного винта. Толкатели 6, установленные в гильзах 7 и закрепленные в поршне 5, воздействуют на толкатели 8 и перемещают обойму 10 на валу винта в осевом направлении. Осевое перемещение обоймы 10 через шарикоподшипник 11 передается кольцу с зубчатой рейкой 12, выполненной двойной.

Осевое перемещение кольца с зубчатой рейкой 12 преобразуется в поворот зубчатых секторов 13 и ротора датчика 14. Датчик преобразует поворот ротора в электрический сигнал, используемый в системе автоматического управления винта и двигателя. Пружины 16 создают осевую силу, обеспечивающую постоянство контакта толкателей 6 и толкателей 8. Шарикоподшипник 16 служит для исключения перекоса кольца с двойной зубчатой рейкой 7 под действием сил в зубчатом зацеплении.

Наверх