воздушно-алюминиевый элемент, батарея на основе воздушно- алюминиевого элемента и способ эксплуатации батареи

Классы МПК:H01M12/06 с одним металлическим и одним газовым электродом
H01M10/42 способы и устройства для обслуживания и поддержания в рабочем состоянии вторичных элементов или вторичных полуэлементов
Автор(ы):, , , , , ,
Патентообладатель(и):Научно-производственный комплекс источников тока "АльтЭн"
Приоритеты:
подача заявки:
1996-09-30
публикация патента:

Использование: воздушно-металлические батареи в качестве автономного малогабаритного перезаряжаемого источника тока. Сущность изобретения: воздушно-металлический гальванический элемент коробчатого типа, включающий электролитную емкость с заправочным отверстием в ее верхней части, крышку, расходуемый металлический анод плоской формы, помещенный в электролитную емкость, газодиффузионный катод, расположенный на некотором расстоянии от рабочей поверхности анода и свободно омываемый снаружи газом, например воздухом, газосборную камеру. В верхней части электролитной емкости вокруг заправочного отверстия имеется непрерывный конический выступ, выполняющий роль лабиринтного уплотнения, в средней части боковых стенок электролитной емкости и в ее нижней части выполнено по два ограничительных выступа, в нижней части электролитной емкости V образована камера для сбора шлама Vшл с соотношением объемов V : Vшл = 5-15, толщина анода в пределах 1-3 мм и составляет 0,05-0,50 от величины межкатодного зазора, объем электролитной емкости определяется выражениями:

V = Vэл+ Vан;

Vэл=qэлвоздушно-алюминиевый элемент, батарея на основе воздушно-  алюминиевого элемента и способ эксплуатации батареи, патент № 2127932Qвоздушно-алюминиевый элемент, батарея на основе воздушно-  алюминиевого элемента и способ эксплуатации батареи, патент № 2127932nвоздушно-алюминиевый элемент, батарея на основе воздушно-  алюминиевого элемента и способ эксплуатации батареи, патент № 2127932K1;

Vан=qэх+qкорQвоздушно-алюминиевый элемент, батарея на основе воздушно-  алюминиевого элемента и способ эксплуатации батареи, патент № 2127932nвоздушно-алюминиевый элемент, батарея на основе воздушно-  алюминиевого элемента и способ эксплуатации батареи, патент № 2127932K2,

где V - объем электролитной емкости, см3;

Vэл - объем электролита, см3;

Vан- объем анода, см3;

qэл - удельный расход воды из электролита, см3воздушно-алюминиевый элемент, батарея на основе воздушно-  алюминиевого элемента и способ эксплуатации батареи, патент № 2127932ч;

qэх - удельный расход алюминия на электрохимическую реакцию, см3воздушно-алюминиевый элемент, батарея на основе воздушно-  алюминиевого элемента и способ эксплуатации батареи, патент № 2127932ч;

Q - емкость элемента за один цикл, Авоздушно-алюминиевый элемент, батарея на основе воздушно-  алюминиевого элемента и способ эксплуатации батареи, патент № 2127932ч;

n - количество циклов;

K1 = (0,44-1,45) - конструктивный коэффициент;

K2 = (1,97-1,49) -конструктивный коэффициент,

а соотношение длины а, ширины b и высоты с составляет: 1 : 0,38 : 2,7; 1 : 0,35 : 3,1; 1 : 0,33 : 3,9. Воздушно-металлическая батарея содержит корпус, крышку с коммутацией, по крайней мере один воздушно-металлический гальванический элемент предлагаемой конструкции. Способ эксплуатации воздушно-металлического гальванического элемента и батареи на его основе включает разряд, замену анодов и электролита свежими, промывку элементов. Аноды перед использованием предварительно обрабатывают в водном растворе гидроокиси натрия концентрацией (2-5) моль/л с добавкой трехводного натрий метастанната концентрацией (0,01-0,10) моль/л. 3 с.п. ф-лы, 5 ил., 2 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7

Формула изобретения

1. Воздушно-металлический гальванический элемент коробчатого типа, включающий электролитную емкость с заправочным отверстием в ее верхней части, расходуемый металлический анод плоской формы, помещенный в электролитную емкость, газодиффузионный катод, расположенный на некотором расстоянии от рабочей поверхности анода и свободно омываемый снаружи газом, например воздухом, газосборную камеру, отличающийся тем, что в верхней части электролитной емкости вокруг заправочного отверстия имеется непрерывный конический выступ, выполняющий роль лабиринтного уплотнения, в средней части боковых стенок электролитной емкости и в ее нижней части выполнено по два ограничительных выступа, в нижней части электролитной емкости V образована камера Vшл для сбора шлама с соотношением объемов V : Vшл = 5 - 15, толщина анода в пределах 1 - 3 мм составляет 0,05 - 0,50 от величины межкатодного зазора, объем электролитной емкости определяется выражением:

V = Vэл + Vан;

Vэл = qэл воздушно-алюминиевый элемент, батарея на основе воздушно-  алюминиевого элемента и способ эксплуатации батареи, патент № 2127932 Q воздушно-алюминиевый элемент, батарея на основе воздушно-  алюминиевого элемента и способ эксплуатации батареи, патент № 2127932 n воздушно-алюминиевый элемент, батарея на основе воздушно-  алюминиевого элемента и способ эксплуатации батареи, патент № 2127932 k1;

Vан = (qэх + qкор) воздушно-алюминиевый элемент, батарея на основе воздушно-  алюминиевого элемента и способ эксплуатации батареи, патент № 2127932 Q воздушно-алюминиевый элемент, батарея на основе воздушно-  алюминиевого элемента и способ эксплуатации батареи, патент № 2127932 n воздушно-алюминиевый элемент, батарея на основе воздушно-  алюминиевого элемента и способ эксплуатации батареи, патент № 2127932 k2;

где V - объем электролитной емкости, см3;

Vэл - объем электролита, см3;

Vан - объем анода, см3;

qэл - удельный расход воды из электролита, см3воздушно-алюминиевый элемент, батарея на основе воздушно-  алюминиевого элемента и способ эксплуатации батареи, патент № 2127932ч;

qэх - удельный расход алюминия на электрохимическую реакцию см3воздушно-алюминиевый элемент, батарея на основе воздушно-  алюминиевого элемента и способ эксплуатации батареи, патент № 2127932ч;

qкор - удельный расход алюминия на коррозию, см3/А ч;

Q - емкость элемента за один цикл, Авоздушно-алюминиевый элемент, батарея на основе воздушно-  алюминиевого элемента и способ эксплуатации батареи, патент № 2127932ч;

n - количество циклов;

K1 = (0,44 - 1,45) - конструктивный коэффициент;

K2 = (1,97 - 1,49) - конструктивный коэффициент;

а соотношение длины а, ширины b и высоты с составляет 1 : 0,38 : 2,7; 1 : 0,35 : 3,1; 1 : 0,33 : 3,9.

2. Первичная воздушно-металлическая батарея, содержащая корпус, крышку, по крайней мере один воздушно-металлический гальванический элемент, отличающаяся тем, что в качестве такого элемента взят элемент по п.1.

3. Способ эксплуатации воздушно-металлического гальванического элемента и батареи на его основе путем разряда, замены анодов и электролита свежими, промывка элемента, отличающийся тем, что аноды предварительно обрабатывают в водном растворе гидроокиси натрия концентрацией (2 - 5) моль/л с добавкой трехводного натрий метастанната с концентрацией (0,01 - 0,10) моль/л.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к электрохимии, касается способа эксплуатации воздушно-металлических батарей и может быть использовано при применении воздушно-металлических батарей в качестве автономного малогабаритного перезаряжаемого источника тока.

Известен гальванический элемент, например, воздушно-металлического типа. Элемент в основном содержит электролитную емкость, крышку, расходуемый металлический электрод плоской формы, помещенный в электролитную емкость. На некотором расстоянии от рабочей поверхности электрода расположен газодиффузионный катод, который снаружи свободно омывается газом, в частности воздухом. Для улучшения циркуляции электролита и тем самым повышения эффективности электрохимического преобразования энергии водород, образующийся в процессе электрохимической реакции, накапливается в электролитной емкости и повышающееся при этом давление используется для перемещения электролита. При этом электролитная емкость содержит газосборную камеру, газовое давление в которой может воздействовать на электролит. Через систему трубок вытесняемый электролит переходит из верхней части электролитной емкости в нижнюю (Европатент N 0071015 А2 от 22.06.82 - прототип).

Недостатком известного гальванического элемента воздушно-металлического типа являются низкие удельные электроэнергетические характеристики из-за избыточного веса, вызванного усложнением конструкции.

Известна первичная воздушно-металлическая батарея, содержащая корпус, крышку с коммутацией, по крайней мере один воздушно-металлический гальванический элемент (патент США N 4626482, H 01 M 12/6, 1986 - прототип).

Недостатком известной первичной воздушно-металлической батареи являются низкие удельные электроэнергетические характеристики.

Известен способ эксплуатации воздушно-металлического гальванического элемента и батареи на его основе путем разряда, замены анодов и электролита свежими, промывки элемента (а.с. СССР, 621041, H 01 M 10/42, H 01 M 12/08).

Недостатком известного способа является длительный период выхода батареи на заданный режим (10-20) мин.

Целью изобретения является повышение удельных электроэнергетических характеристик воздушно-металлических элементов и батарей на их основе, повышение стабильности характеристик во времени, а также уменьшение времени выхода на режим до (1-3) мин.

Поставленная цель достигается тем, что в известном воздушно-металлическом гальваническом элементе коробчатого типа, включающем электролитную емкость с заправочным отверстием в верхней ее части, крышку, расходуемый металлический анод плоской формы, помещенный в электролитную емкость, газодиффузионный катод, расположенный на некотором расстоянии от рабочей поверхности анода и свободно омываемый снаружи газом, например воздухом, газосборную камеру, в верхней части вокруг заправочного отверстия имеется непрерывный конический выступ, выполняющий роль лабиринтного уплотнения, в средней части боковых стенок электролитной емкости и в ее нижней части выполнено по два ограничительных выступа, в нижней части электролитной емкости (V) образована камера для сбора шлама (Vшл) с соотношением объемов V : Vшл = 5 - 15, толщина анода в пределах (1-3) мм составляет 0,05-0,50 от величины межкатодного зазора, объем электролитной емкости определяется выражением:

V = Vэл + Vан;

Vэл = qэлвоздушно-алюминиевый элемент, батарея на основе воздушно-  алюминиевого элемента и способ эксплуатации батареи, патент № 2127932Qвоздушно-алюминиевый элемент, батарея на основе воздушно-  алюминиевого элемента и способ эксплуатации батареи, патент № 2127932nвоздушно-алюминиевый элемент, батарея на основе воздушно-  алюминиевого элемента и способ эксплуатации батареи, патент № 2127932k1;

Vан (qэх + qкор)воздушно-алюминиевый элемент, батарея на основе воздушно-  алюминиевого элемента и способ эксплуатации батареи, патент № 2127932Qвоздушно-алюминиевый элемент, батарея на основе воздушно-  алюминиевого элемента и способ эксплуатации батареи, патент № 2127932nвоздушно-алюминиевый элемент, батарея на основе воздушно-  алюминиевого элемента и способ эксплуатации батареи, патент № 2127932k2;

где V - объем электролитной емкости, см3;

Vэл - объем электролита, см3;

Vан - объем анода, см3;

qэл - удельный расход воды из электролита, см3воздушно-алюминиевый элемент, батарея на основе воздушно-  алюминиевого элемента и способ эксплуатации батареи, патент № 2127932ч;

qэх - удельный расход алюминия на электрохимическую реакцию, см3воздушно-алюминиевый элемент, батарея на основе воздушно-  алюминиевого элемента и способ эксплуатации батареи, патент № 2127932ч;

qкор - удельный расход алюминия на коррозию, см3воздушно-алюминиевый элемент, батарея на основе воздушно-  алюминиевого элемента и способ эксплуатации батареи, патент № 2127932ч;

Q - емкость элемента за один цикл, Авоздушно-алюминиевый элемент, батарея на основе воздушно-  алюминиевого элемента и способ эксплуатации батареи, патент № 2127932ч;

n - количество циклов;

k1 = (0,44-1,45) - конструктивный коэффициент;

k2 = (1,97-1,49) - конструктивный коэффициент;

а соотношение длины (a), ширины (b) и высоты (c) составляет:

a:b:c = 1:0,38:2,7;

a:b:c = 1:0,35:3,1;

a:b:c = 1:0,33:3,9.

В известной первичной воздушно-металлической батарее, содержащей корпус, крышку с коммутацией, один или несколько воздушно-металлических гальванических элементов, в качестве такого элемента применен предлагаемый элемент; в известном способе эксплуатации воздушно-металлического элемента и батареи на его основе путем разряда, замены анодов и электролита свежими, промывки элемента аноды предварительно обрабатывают в водном растворе гидроокиси натрия концентрацией (2-5) моль/л с добавкой трехводного натрий метастанната концентрацией (0,01-0,10) моль/л.

Общим признаком является наличие в воздушно-металлическом гальваническом элементе коробчатого типа электролитной емкости с заправочным отверстием в верхней ее части, крышки, расходуемого металлического анода плоской формы, помещенного в электролитную емкость, газодиффузионного катода, расположенного на некотором расстоянии от рабочей поверхности анода и свободно омываемого снаружи газом, например воздухом, газосборной камеры, наличие в батарее корпуса, крышки с коммутацией, одного или нескольких элементов, эксплуатация батареи путем разряда, замены анодов и электролита свежими, промывки элемента.

Отличительным признаком является то, что в верхней части электролитной емкости вокруг заправочного отверстия имеется непрерывный конический выступ, выполняющий роль лабиринтного уплотнения, в средней части боковых стенок электролитной емкости и в ее нижней части выполнено по два ограничительных выступа, в нижней части электролитной емкости (V) образована камера для сбора шлама (Vшл) с соотношением объемов V : Vшл = 5 - 15, толщина анода в пределах (1 - 3) мм составляет 0,05-0,50 от величины межкатодного зазора, объем электролитной камеры определяется выражением:

V = Vэл + Vан;

Vэл = qэлвоздушно-алюминиевый элемент, батарея на основе воздушно-  алюминиевого элемента и способ эксплуатации батареи, патент № 2127932Qвоздушно-алюминиевый элемент, батарея на основе воздушно-  алюминиевого элемента и способ эксплуатации батареи, патент № 2127932nвоздушно-алюминиевый элемент, батарея на основе воздушно-  алюминиевого элемента и способ эксплуатации батареи, патент № 2127932k1;

Vан=(qэх+qкор)воздушно-алюминиевый элемент, батарея на основе воздушно-  алюминиевого элемента и способ эксплуатации батареи, патент № 2127932Qвоздушно-алюминиевый элемент, батарея на основе воздушно-  алюминиевого элемента и способ эксплуатации батареи, патент № 2127932nвоздушно-алюминиевый элемент, батарея на основе воздушно-  алюминиевого элемента и способ эксплуатации батареи, патент № 2127932k2;

где V - объем электролитной емкости, см3;

Vэл - объем электролита, см3;

Vан - объем анода, см3;

qэл - удельный расход воды из электролита, см3воздушно-алюминиевый элемент, батарея на основе воздушно-  алюминиевого элемента и способ эксплуатации батареи, патент № 2127932ч;

qэх - удельный расход алюминия на электрохимическую реакцию, см3воздушно-алюминиевый элемент, батарея на основе воздушно-  алюминиевого элемента и способ эксплуатации батареи, патент № 2127932ч;

qкор - удельный расход алюминия на коррозию, см3воздушно-алюминиевый элемент, батарея на основе воздушно-  алюминиевого элемента и способ эксплуатации батареи, патент № 2127932ч;

Q - емкость элемента за один цикл, Авоздушно-алюминиевый элемент, батарея на основе воздушно-  алюминиевого элемента и способ эксплуатации батареи, патент № 2127932ч;

n - количество циклов;

k1 = (0,44-1,45) - конструктивный коэффициент;

k2 = (1,97-1,49) - конструктивный коэффициент;

а соотношение длины (a), ширины (b) и высоты (c) составляет:

a:b:c = 1:0,38:2,7;

a:b:c = 1:0,35:3,1;

a:b:c = 1:0,33:3,9.

В батарее в качестве воздушно-металлического гальванического элемента применен предлагаемый элемент; при эксплуатации воздушно-металлического гальванического элемента и батареи на его основе аноды предварительно обрабатывают в водном растворе гидроокиси натрия концентрацией (2-5) моль/л с добавкой трехводного натрий метастанната концентрацией (0,01-0,10) моль/л.

Заявляемая совокупность и взаимосвязь отличительных признаков в известных источниках патентной и научно-технической литературы не обнаружены.

Таким образом, предлагаемое техническое решение обладает новизной и изобретательским уровнем.

Изобретение является промышленно применимым, т.к. может быть использовано в качестве экологически чистого автономного источника тока в составе следующих систем:

- портативный переносной магнитофон типа "плеер" с функциями записи и воспроизведения через внешнюю акустическую систему;

- портативный телевизионный приемник на жидких кристаллах;

- портативный электрофонарь;

- электровентилятор;

- детские видеоигры на жидких кристаллах;

- детские радиоуправляемые электромобили;

- портативный радиоприемник;

- зарядное устройство для аккумуляторов;

- переносной измерительный прибор.

Предлагаемый источник тока обеспечивает высокие удельные электроэнергетические характеристики, сохраняя их стабильными в течение всего своего ресурса, а также позволяет снизить время выхода на расчетный режим с 10 - 20 до 1-3 мин.

Состояние показателей позволяет сделать вывод о целесообразности использования полученных геометрических соотношений в проектировании воздушно-алюминиевых батарей.

Изобретение поясняется чертежом, где на фиг. 1 показан воздушно-алюминиевый элемент - вид N 1, на фиг. 2 - воздушно-алюминиевый элемент - вид N 2, на фиг. 3 - воздушно-алюминиевый элемент - вид N 3. На фиг. 4 изображена электролитная емкость воздушно-алюминиевого элемента, а на фиг. 5 - батарея на основе воздушно-алюминиевых элементов.

Воздушно-алюминиевый гальванический элемент состоит из электролитной емкости 1, которая имеет по внешним боковым стенкам 2 окна 3, в верхней части 4 заправочное отверстие 5, окруженное непрерывным коническим выступом 6, выполняющим роль лабиринтного уплотнения, с внутренней стороны электролитной емкости 1 на средней части боковых стенок 2 и в ее нижней части выполнены два ограничительных выступа 7, в нижней части электролитной емкости 1 образована камера 8 для сбора шлама, который нарабатывается в процессе эксплуатации. В электролитную емкость 1 герметично вставлены газодиффузионные катоды 9 в окна 3 рамки 10. Герметичность электролитной емкости 1 достигается при помощи нейтрального по отношению к водному раствору электролита герметика. Электрическая связь катодов 9 с потребителем при использовании воздушно-алюминиевого элемента как вне батареи, а также в составе ее осуществляется с помощью катодного токосъемника 11, охватывающего электролитную емкость 1 двумя горизонтальными поджимами 12, которые электрически связаны с двумя вертикальными поджимами 13. В электролитную емкость 1 через заправочное отверстие 5 вставляется плоский металлический анод 14 с выступом 15 прямоугольной формы, предназначенным для осуществления токосъема. Плоскость выступа 15 служит также для уплотнения по линии "анод 14 - крышка 16". Заправочное отверстие 5 закрывается и уплотняется крышкой 16, содержащей одно отверстие 17 для пропускания через него анода 14 и одно или несколько отверстий 18 для отвода водорода из электролитной емкости 1 в процессе работы воздушно-алюминиевого элемента через крышку 16, являющуюся одновременно гидрофобной мембраной. Наличие в верхней части электролитной емкости 4 по периметру вокруг заправочного отверстия 5 выступа конической формы 6 позволяет усилить уплотнительные свойства крышки 16. Геометрические соотношения конструкции, позволяющие улучшить удельные электроэнергетические параметры следующие:

Н1/(Н2+Н3+Н4) = 1,05-1,20

Н3/Н2=Н3/Н4= 5-15

Н5/Н1= 1,1-1,5

Н6/Н3=1-1,1

L2/LI = 1-1,1

L3/LI= 1,1-1,5

L5/L6= 0,05-0,50

2xL4/L6= 0,95-0,75

Батарея на основе воздушно-алюминиевых элементов состоит из корпуса 19 с внутренними вертикальными пазами 20 для удержания воздушно-алюминиевых элементов и окон 21 для организации внешнего свободного притока воздуха внутрь батареи, замков 22 для крепления крышки с коммутацией 23 к корпусу 19, одной или нескольких электролитных емкостей 1 с установленными катодными токосъемниками 11, с вставленными в них анодами 14 и надетыми поверх крышками 16, токоразводящей двухсторонней платы 24, содержащей на стороне, повернутой к воздушно-алюминиевым элементам, токопроводящие дорожки 25 для осуществления электрической связи от катодов 9 к электролитным емкостям 1 через катодные токосъемники 11 к токоразводящей двухсторонней плате 24, несколько отверстий 26 прямоугольной формы для пропускания выступа 15 металлического анода 14 с целью осуществления электрической связи между металлическим анодом 14 и анодным токосъемником 27, несколько отверстий произвольной формы 28 для дренажа водорода из электролитной емкости 1 в атмосферу через крышку 23, несколько разъемов 29, расположенных на верхней стороне токоразводящей двухсторонней платы 24, перемыкаемых электропроводящей перемычкой 30 для выбора потребителем рабочего напряжения и связи с электропроводящими дорожками 25 и 31 с обеих сторон, несколько разъемов 32, расположенных на верхней стороне токоразводящей двухсторонней платы 24, служащих для подключения потребителя, а также крышки 23, закрывающей батарею сверху и содержащей несколько отверстий 33 под разъемы 32, несколько отверстий 34 под разъемы 29, одно или несколько отверстий 35 под дренаж водорода, два продольных паза 36 под замки 22, этикетку 37 с краткой инструкцией по эксплуатации.

Принцип действия и способ эксплуатации воздушно-металлического гальванического элемента и батареи на его основе, например батарея 3 ВА-24, заключаются в следующем.

Электрическая энергия в батарее генерируется при осуществлении электрохимической реакции окисления алюминия на аноде и восстановления кислорода на катоде. В качестве электролита используют водные растворы или едкого натрия (NaOH), или хлористого натрия (NaCI), или смеси указанных растворов с ингибирующими добавками: Na2SnO3воздушно-алюминиевый элемент, батарея на основе воздушно-  алюминиевого элемента и способ эксплуатации батареи, патент № 21279322О - в щелочном электролите и NaHCO3 - в солевом. В процессе реакции наряду с расходом алюминия идет потребление кислорода из воздуха и воды из электролита, поэтому при эксплуатации батареи по мере их расходования в процессе разряда периодически проводят замену анода и электролита на свежие. Продуктами реакции являются гидроокись алюминия Al(OH)3 и тепло. Батарея работает в диапазоне температур от -10oC до +60oC без дополнительного подогрева при запуске от минусовых температур. Одним из отрицательных факторов воздушно-алюминиевой батареи является коррозия анода. Это приводит к снижению электрических характеристик батареи и выделению небольшого количества водорода. В большей степени влияние коррозии проявляется на пусковых характеристиках, вследствие чего время выхода на заданный режим составляет (10-20) мин. Предлагаемая обработка анодов, при которой их поверхность покрывается оловом, позволяет снизить плотность тока коррозии и значительно улучшить режим эксплуатации воздушно-алюминиевой батареи, в результате чего повышаются электрические характеристики и время выхода на режим снижается до (1-3) мин. Нанесение покрытия на анод проводят перед началом включения батареи в работу. Предварительно анод обезжиривают, а затем обрабатывают в водном растворе гидроокиси натрия концентрацией (2-5) моль/л с добавкой трехводного натрий метастанната концентрацией (0,01- 0,10) моль/л при комнатной температуре в течение 5-60 мин.

Результаты испытаний предлагаемой воздушно-алюминиевой батареи и прототипа представлены в табл. 1 и 2.

Как видно из таблиц, предлагаемая воздушно-алюминиевая батарея обеспечивает высокие удельные и стабильные во времени электроэнергетические характеристики при малом времени выхода на режим.

Класс H01M12/06 с одним металлическим и одним газовым электродом

электрохимическое устройство с твердым щелочным ионопроводящим электролитом и водным электролитом -  патент 2521042 (27.06.2014)
первичный воздушно-цинковый химический источник тока -  патент 2420835 (10.06.2011)
источник питания -  патент 2403657 (10.11.2010)
способ изготовления сплава для получения катализатора на основе серебра, способ получения катализатора на основе серебра и катализатор на основе серебра -  патент 2325735 (27.05.2008)
способ эксплуатации никель-водородной аккумуляторной батареи в составе искусственного спутника земли -  патент 2320055 (20.03.2008)
источник для топливного элемента, имеющий материалы, совместимые с топливом -  патент 2319257 (10.03.2008)
источник питания и способ его эксплуатации -  патент 2302060 (27.06.2007)
способ и продукты для улучшения рабочих характеристик батарей/топливных элементов -  патент 2288524 (27.11.2006)
газодиффузионный катод и способ его изготовления -  патент 2260878 (20.09.2005)
металловоздушный источник тока -  патент 2199801 (27.02.2003)

Класс H01M10/42 способы и устройства для обслуживания и поддержания в рабочем состоянии вторичных элементов или вторичных полуэлементов

цепь нагрева аккумуляторной батареи -  патент 2528622 (20.09.2014)
аккумулятор энергии -  патент 2520309 (20.06.2014)
электролит для батареи гальванических элементов -  патент 2496188 (20.10.2013)
устройство термостатирования аккумуляторных батарей -  патент 2483399 (27.05.2013)
аккумуляторный источник питания для приводного инструмента и приводной инструмент -  патент 2477550 (10.03.2013)
способ неразрушающего контроля технического состояния химических источников тока -  патент 2467436 (20.11.2012)
способ определения степени разряженности свинцового кислотного аккумулятора -  патент 2439753 (10.01.2012)
аккумуляторная батарея космического аппарата -  патент 2390885 (27.05.2010)
система электропитания космического аппарата -  патент 2390478 (27.05.2010)
способ проведения ресурсных испытаний аккумуляторов космического назначения и устройство для его реализации -  патент 2390477 (27.05.2010)
Наверх