способ гашения колебаний

Классы МПК:F16F1/40 из набора одинаковых элементов, разделенных прокладками из неэластичного материала 
F16F9/00 Пружины, демпферы, амортизаторы, использующие жидкость или газ как поглощающую среду для амортизации
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Брянская государственная сельскохозяйственная академия,
Брянский государственный технический университет
Приоритеты:
подача заявки:
1996-05-31
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способу гашения колебаний с помощью пленок пластичных материалов с послойно уменьшающимся модулем Юнга. Способ заключается в получении на поверхности трения покрытий из материалов с послойно уменьшающимся модулем Юнга (например, методом ФАБО). Это дает возможность демпфирования колебаний покрытиями с широким диапазоном упругих характеристик. 1 табл.

Формула изобретения

Способ гашения колебаний на поверхности трибосопряжений, заключающийся в том, что на указанную поверхность наносят слои виброизолирующего материала, отличающийся тем, что покрытия наносят с послойно уменьшающимся модулем Юнга.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к способу гашения колебаний с помощью пленок пластичных материалов с послойно уменьшающимся модулем Юнга.

Известны способы предотвращения фреттинга с помощью покрытий из легкоплавких материалов (например, кадмия [1], но этим нельзя достичь полного гашения колебаний. Наиболее близким техническим решением является вибродемпфирующий многослойный материал, предлагаемый для повышения амортизационных свойств и предусматривающий использование материалов из металла и стеклоткани [2].

Однако известный способ имеет ограниченный диапазон поглощаемых колебаний. Практика использования пленок пластичных металлов позволяет получить их с послойно уменьшающимся модулем Юнга. Это дает возможность демпфирования колебаний покрытиями с широким диапазоном упругих характеристик.

Целью предложенного способа является расширение диапазона поглощаемых колебаний на поверхности трибосопряжений с помощью виброизолирующего материала с послойной уменьшающимся модулем Юнга.

Поставленная цель достигается тем, что на поверхности трибосопряжений наносят различными способами (например методом ФАБО [3]) виброизолирующий материал с послойно уменьшающемся модулем Юнга. В качестве параметра, характеризующего покрытия, взят модуль Юнга, поскольку он является основной характеристикой упругих свойств как материалов покрытий, так и колебательных систем.

Послойное уменьшение модуля Юнга в виброизолирующем материале требуется для того, чтобы наиболее полно обеспечить правило положительного градиента сдвиговых свойств [4] и гашение колебаний в узлах трения покрытиями с широким диапазоном упругих характеристик. Например, предлагаемый способ может быть реализован в следующем виде: на стальную поверхность трения методом ФАБО [5] наносится сначала медная пленка, затем цинковая и, наконец, оловянная.

Параметры, характеризующие процесс фрикционного нанесения пленок, приведены в таблице.

Использование предлагаемого способа гашения колебаний обеспечивает по сравнению с существующими способами следующие преимущества:

увеличение диапазона демпфирования колебаний;

наиболее полное обеспечение правила положительного градиента сдвиговых свойств на поверхности трения.

Источники информации

1. Уотерхауз Р.Б. Фреттинг-коррозия. Л.: Машиностроение, 1976. - С. 229.

2. А.с. СССР N 1352106 A 1, 16 1/40, 1987 Б.И. N 42.

3. Долговечность трущихся деталей машин./ Сб. науч. ст. Выпуск N 4. Под общ. ред. Д.Н.Гаркунова. М.: Машиностроение, 1990, с. 286, 300.

4. Крагельский И. В. Трение и износ.- М.: Машиностроение, 1968, с 17 - 20.

5. Гаркунов Д.Н. Триботехника.-М.: Машиностроение, 1989, с. 271 - 276.

Класс F16F1/40 из набора одинаковых элементов, разделенных прокладками из неэластичного материала 

устройство для демпфирования продольных и крутильных колебаний -  патент 2515822 (20.05.2014)
эластомерная пружина для железнодорожного вагона -  патент 2510702 (10.04.2014)
сжимаемая упругая эластомерная прокладка (варианты) -  патент 2490527 (20.08.2013)
узел поглощающего аппарата для железнодорожных транспортных средств (варианты) -  патент 2470812 (27.12.2012)
эластичный подшипник и способ его текущего ремонта и технического обслуживания -  патент 2470200 (20.12.2012)
способ изготовления сжимаемой эластомерной пружины, способ изготовления многозвенного сжимаемого пружинного узла и способ обеспечения осевой прямолинейности и/или стабильности в боковом направлении в многозвенном сжимаемом пружинном узле -  патент 2467222 (20.11.2012)
амортизатор -  патент 2462629 (27.09.2012)
амортизатор -  патент 2454578 (27.06.2012)
поглощающий аппарат -  патент 2446068 (27.03.2012)
цельнометаллический фрикционный амортизатор для автосцепного устройства железнодорожных транспортных средств -  патент 2388948 (10.05.2010)

Класс F16F9/00 Пружины, демпферы, амортизаторы, использующие жидкость или газ как поглощающую среду для амортизации

Наверх