устройство для наземного электроснабжения летательного аппарата
Классы МПК: | B64F5/00 Способы проектирования, изготовления, сборки, чистки, эксплуатации или ремонта самолетов, не отнесенные к другим группам H01R13/62 устройства, облегчающие замыкание или размыкание соединительных элементов или удерживающие их в замкнутом состоянии |
Автор(ы): | Голланд В.С., Мамлтюк В.И. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество открытого типа "ОКБ Сухого" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1998-06-15 публикация патента:
10.12.1998 |
Используется в авиации для наземного обслуживания летательных аппаратов. Устройство содержит розетку, соединенную с источником электропитания, и вилку, закрепленную на летательном аппарате. Вилка имеет крышку и замок, служащий для фиксации крышки и розетки относительно корпуса вилки. Выполнение замка с упругим элементом, ползуном с наклонным пазом и элементами фиксации позволяет повысить надежность запирания замка. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
Устройство для наземного электроснабжения летательного аппарата, содержащее связанную с источником электроэнергии наземную часть электрического соединителя и бортовую часть электрического соединителя, несущую крышку и замок, имеющий движок со штырем, отличающееся тем, что замок дополнительно включает в себя корпус, опорную площадку, размещенный между опорной площадкой и движком упругий элемент, ползун с наклонным пазом, выполненный с элементами фиксации для взаимодействия с ответными элементами крышки и корпуса наземной части, при этом движок расположен в направляющих корпуса, а его штырь размещен в наклонном пазу ползуна, при этом упругий элемент выполнен в виде изогнутой пластины с образованием двух волн, а опорная площадка выполнена с двумя сферическими опорными выступами, причем в изогнутой пластине и опорной площадке выполнены пазы, через которые пропущен штырь движка, а также движок выполнен с выступом для его фиксации относительно корпуса.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к авиации и касается устройств наземного электроснабжения летательных аппаратов. Наиболее близкими к предлагаемому изобретению являются изобретения по заявкам ФРГ N 3517301 и 3515720, кл. В 64 F 5/00. В качестве прототипа выбрано устройство по заявке ФРГ N 3517301, содержащее связанную с системой электроснабжения наземную часть электрического соединителя и бортовую часть электрического соединителя, несущую крышку и замок, имеющий движок со штырем. Недостатком известного устройства является сложность конструкции и низкая надежность соединения частей электрического соединителя между собой. Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в обеспечении быстрой стыковки и отсоединения борта летательного аппарата с наземным источником электроэнергии; одновременно с обеспечением надежного запирания наземной розетки и бортовой вилки для предупреждения случайной отстыковки при вибрациях от работающих двигателей; также для запирания бортовой вилки в полете, т.е. в состоянии вилки, закрытой крышкой. Единый двухфункциональный замок без инструментального воздействия обеспечивает надежную работу. Указанный технический результат достигается тем, что в устройстве для наземного электроснабжения летательного аппарата, содержащем связанную с источником электроэнергии наземную часть электрического соединителя, несущую крышку и замок, имеющий движок со штырем, замок дополнительно включает в себя корпус, опорную площадку, размещенный между опорной площадкой и движком упругий элемент, ползун с наклонным пазом, выполненный с элементами фиксации для взаимодействия с ответными элементами крышки и корпуса наземной части, при этом движок расположен в направляющих корпуса, а его штырь размещен в наклонном пазу ползуна, кроме того, упругий элемент может быть выполнен в виде изогнутой пластины с образованием двух волн, а опорная площадка выполнена с двумя сферическими опорными выступами, причем в изогнутой пластине и опорной площадке должны быть выполнены пазы, через которые пропущен штырь движка, имеющий выступ для его фиксации относительно корпуса. На фиг. 1 изображено устройство для наземного электроснабжения летательного аппарата в рабочем состоянии; на фиг. 2 - вилка, вид спереди; на фиг. 3 - сечение А-А на фиг.2. Устройство содержит розетку 1, соединенную с бортовой вилкой 2 с фланцем 3 для крепления ее на борту летательного аппарата и крышкой 4. Розетка 1 с помощью электрического кабеля 5 соединена с наземным источником электроэнергии. В корпусе фланца 3 расположен двухфункциональный замок 6, выполненный в виде движка 7 со штырем 8, помещенным в овальных пазах 9 пружины 10 и опорной площадки 11, а также в наклонной прорези ползуна 12. Движок 7 опирается на двухволновую пружину 10, контактирующую внутренними поверхностями волн со сферическими выступами опорной площадки 11. Для надежного запирания замка движок имеет выступ 13, взаимодействующий с фланцем 3 корпуса вилки 2. Крышка 4 шарнирно укреплена на фланце 3. В крышке со стороны замка выполнен паз 14 для захода зуба 15 ползуна 12. В розетке 1 также выполнен паз 16 для зуба 15. Работает устройство для наземного электроснабжения следующим образом. Открывают крышку 4 вилки 2. Для этого движок 7 замка 6 перемещают в положение ОТКР, при этом зуб 15 ползуна 12 выходит из паза 14 крышки 4 и крышка открывается. Розетку 1 соединяют с вилкой 2, обеспечивая электрическое соединение борта летательного аппарата с наземным источником электроэнергии. Для надежности розетку 1 запирают замком 6. Замок 6 выполняет две функции запирания крышки и розетки.Класс B64F5/00 Способы проектирования, изготовления, сборки, чистки, эксплуатации или ремонта самолетов, не отнесенные к другим группам
Класс H01R13/62 устройства, облегчающие замыкание или размыкание соединительных элементов или удерживающие их в замкнутом состоянии