способ управления самолетом-носителем после пуска управляемого оружия класса воздух-поверхность с телевизионно-командным наведением на цель

Классы МПК:B64C13/00 Системы управления и передачи для приведения в действие поверхностей управления, предкрылков и закрылков, тормозных щитков или интерцепторов
F41G7/00 Системы наведения для самодвижущихся снарядов
G05D1/08 управление пространственным положением объекта, например управление по крену, тангажу и(или) скольжению 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Акционерное общество открытого типа "ОКБ Сухого"
Приоритеты:
подача заявки:
1998-06-17
публикация патента:

Используется в военной авиации. После пуска управляемого оружия осуществляется набор высоты и отворот самолета от цели, при этом после перехода линии связи самолета от цели, при этом после перехода линии связи самолета-носителя с управляемым оружием с передней антенны на заднюю управление осуществляют только по крену со стабилизацией высоты, изменяя значение крена в зависимости от изменения угла пеленга на оружие задней антенны, что позволяет снять ограничения на возможности маневрирования самолета-носителя.

Формула изобретения

Способ управления самолетом-носителем при применении управляемого оружия с телевизионно-командным наведением, по которому после пуска управляемого оружия осуществляют набор высоты и отворот самолета-носителя от цели, отличающийся тем, что после перехода работы линии связи самолета-носителя с управляемым оружием с передней антенны на заднюю управление осуществляют только по крену со стабилизацией высоты, изменяя значение крена в зависимости от изменения угла пеленга на оружие задней антенны.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к военной авиации.

Известен способ управления самолетом-носителем при применении управляемого оружия с телевизионно-командным наведением, по которому путем набора высоты носителя после пуска ракеты на начальном участке интенсивного отворота до углов 90-120o от направления на цель, обеспечивая условия дистанционного контакта по линии связи носитель-ракета-носитель и мешающего воздействия линии горизонта и рельефа местности, а затем снижением носителя с углами крена и тангажа, исключающими затенение линии связи элементами конструкции самолета, на участке отворота до 180o от направления на цель и удаления от зоны ПВО (см. "Новости зарубежной науки и техники", Информационный бюллетень N 5 (458) от 1975).

После перехода работы линии связи на заднюю антенну контейнера возникает реальная возможность затенения канала связи элементами конструкции самолета. В прототипе этот вопрос решен инструктивно. Разработана программа разворотов по курсу налево или направо на угол 90-110o и назад на угол 160-200o от направления пуска оружия. Однако этот способ сильно снижает область маневрирования самолета (особенно при учете положительных и отрицательных температур применения) и никак не информирует экипаж самолета о подходе к затененной зоне.

Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в устранении указанного недостатка прототипа, т.е. предлагаемое изобретение позволяет расширить возможности самолета-носителя по маневру, учесть влияние внешней среды и повысить информируемость экипажа.

Указанный технический результат достигается за счет того, что в способе управления самолетом-носителем, по которому после пуска управляемого оружия осуществляют набор высоты и отворот самолета от цели, после перехода работы линии связи самолета-носителя с управляемым оружием с передней антенны на заднюю управление осуществляют только по крену со стабилизацией высоты, изменяя значение крена в зависимости от изменения угла пеленга на оружие задней антенны.

Описание сущности способа управления самолетом-носителем при применении управляемого оружия с телевизионно-командным наведением.

При применении управляемого оружия (ракеты, планирующие авиабомбы и т.п. ) с телевизионно-командным наведением возникает необходимость в обеспечении незатемнения телевизионно-командной линии связи самолет-оружие. Затенение может возникнуть как из-за влияния земной поверхности, так и за счет элементов конструкции самолета-носителя. Затенение земной поверхностью устраняется положением самолета-носителя по высоте полета. Должна быть задана высота (Н зад), обеспечивающая радиовидимость цели в конце наведения оружия на цель.

Затенение линии связи элементами конструкции самолета зависит от размещения аппаратуры телевизионно-командной линии связи. Как правило эта аппаратура размещается в подвесном контейнере на боевой или специализированной (аппаратурной) точке подвески.

Аппаратура имеет в своем составе передатчик командной линии связи с блоками кодирования, приемник телевизионной линии связи и две антенны (переднюю и заднюю), обслуживающими всю нижнюю полусферу с антенным переключателем работы с передней на заднюю антенну. Положение антенн телевизионно-командной аппаратуры по курсу и углу места измеряется и передается на носитель. Крен самолета-носителя отрабатывается антеннами, так как сигнал линии связи имеет вертикальную поляризацию и его "скручивание" по крену недопустимо. В момент переключения работы линии связи с передней на заднюю антенну на самолет-носитель из контейнера выдается сигнал ЗПС (задняя полусфера).

Точки подвески расположены на нижней поверхности крыла или фюзеляжа. Старт оружия осуществляется с аналогичной точки подвески, и на начальном этапе (вхождение в связь, работа на первом этапе полета оружия) затенение отсутствует. Такое положение можно сохранять до конца наведения оружия на цель, однако при этом самолет-носитель войдет в зону ПВО цели. По тактическим соображениям необходимо изменить курс полета самолета-носителя. При изменении курса происходит переход линии связи с передней антенны на заднюю. До перехода линии связи на заднюю антенну затенение канала связи исключается, так как курс самолета изменяется за счет крена и вся нижняя полусфера самолета-носителя обращена в сторону применяемого оружия.

Анализ диаграммы обзора для каждого конкретного случая из центра задней антенны контейнера с аппаратурой телевизионно-командного наведения позволяет наметить зоны наиболее благоприятного положения линии связи в конце наведения оружия на цель (с учетом ширины диаграмм направленности антенны).

Исходя из положения свободных для линии связи зон можно предложить следующий способ построения маневра самолета-носителя в процессе применения оружия с телевизионно-командным наведением.

Управление построить традиционным образом по крену способ управления самолетом-носителем после пуска   управляемого оружия класса воздух-поверхность с   телевизионно-командным наведением на цель, патент № 2122962зад и высоте Нзад. На начальном участке отворота (до перехода линии связи на заднюю антенну контейнера) выдавать на пилотажный индикатор Нзад (если необходимо) и способ управления самолетом-носителем после пуска   управляемого оружия класса воздух-поверхность с   телевизионно-командным наведением на цель, патент № 2122962зад в зависимости от заданного направления маневра (налево, направо, назад) с предельным значением по крену (максимальное значение крена - 60-70o). К моменту поступления из контейнера команды ЗПС необходимая высота уже будет набрана и дальнейшее управление самолетом-носителем будет только по крену со стабилизацией высоты. Сигнал способ управления самолетом-носителем после пуска   управляемого оружия класса воздух-поверхность с   телевизионно-командным наведением на цель, патент № 2122962зад формировать в зависимости от курсового положения антенны относительно оси самолета (контейнера) с учетом благоприятного углового положения линии связи, т.е. изменять способ управления самолетом-носителем после пуска   управляемого оружия класса воздух-поверхность с   телевизионно-командным наведением на цель, патент № 2122962зад в зависимости от угла пеленга на оружие задней антенной способ управления самолетом-носителем после пуска   управляемого оружия класса воздух-поверхность с   телевизионно-командным наведением на цель, патент № 2122962A.

Этот угол должен быть ограничен предельным значением.

Предложение основано на физической связи между допустимым креном самолета-носителя и углом пеленга на оружие антенны телевизионно-командной системы наведения: с приближением к затененной зоне угол пеленга антенны на оружие уменьшается, что соответствует необходимости уменьшения угла крена самолета-носителя.

Полет самолета-носителя в процессе применения оружия с телевизионно-командным наведением при таком способе управления никогда не будет прямолинейным (всегда по логарифмической кривой), однако он всегда учитывает реальное взаимное положение самолета-носителя и применяемого оружия и позволяет удерживать линию связи в наиболее благоприятной зоне. Кроме того, такое управление позволяет произвести энергичный отворот от зоны ПВО цели без ущерба для проведения сеанса связи с оружием.

Класс B64C13/00 Системы управления и передачи для приведения в действие поверхностей управления, предкрылков и закрылков, тормозных щитков или интерцепторов

система управления вертолетом и раздвижная тяга проводки системы управления -  патент 2527574 (10.09.2014)
привод ходового винта -  патент 2524810 (10.08.2014)
электромеханический линейный привод -  патент 2522646 (20.07.2014)
электромеханический привод интерцептора крыла самолета -  патент 2522638 (20.07.2014)
электромеханический привод предкрылка самолета -  патент 2522635 (20.07.2014)
система повышения управляемости для летательного аппарата -  патент 2520850 (27.06.2014)
подшипниковый узел -  патент 2520706 (27.06.2014)
комплекс бортового оборудования вертолета -  патент 2520174 (20.06.2014)
силовой мини-привод петлеобразной формы -  патент 2519612 (20.06.2014)
устройство, которое подвергается воздействию потока текучей среды -  патент 2519602 (20.06.2014)

Класс F41G7/00 Системы наведения для самодвижущихся снарядов

способ стрельбы управляемой ракетой -  патент 2529828 (27.09.2014)
способ управления ракетой и система управления для его осуществления -  патент 2527391 (27.08.2014)
способ формирования сигнала компенсации фазовых искажений принимаемых сигналов, отраженных от облучаемого объекта визирования, с одновременным его инерциальным пеленгованием и инерциальным автосопровождением и система для его осуществления -  патент 2526790 (27.08.2014)
способ наведения летательных аппаратов на наземные объекты -  патент 2525650 (20.08.2014)
способ приведения летательного аппарата к наземному объекту -  патент 2521890 (10.07.2014)
способ стрельбы ракетой, управляемой по лучу лазера -  патент 2516383 (20.05.2014)
устройство определения направления и величины скачков пеленга на борту самонаводящегося по радиоизлучению оружия -  патент 2516206 (20.05.2014)
способ наведения беспилотного летательного аппарата -  патент 2515106 (10.05.2014)
система определения размотанной/оставшейся длины оптического волокна в катушке, установленной, в частности, в подводном боевом средстве -  патент 2514156 (27.04.2014)
способ формирования сигналов управления вращающейся вокруг продольной оси двухканальной ракетой -  патент 2511610 (10.04.2014)

Класс G05D1/08 управление пространственным положением объекта, например управление по крену, тангажу и(или) скольжению 

комплексная система управления траекторией летательного аппарата при заходе на посадку -  патент 2520872 (27.06.2014)
система терморегулирования космического аппарата -  патент 2513321 (20.04.2014)
система и способ активной и пассивной стабилизации судна -  патент 2507105 (20.02.2014)
способ управления самолетом и устройство для его осуществления -  патент 2504815 (20.01.2014)
способ управления летательным аппаратом при заходе на посадку -  патент 2496131 (20.10.2013)
способ формирования цифроаналогового сигнала стабилизации углового положения летательного аппарата по курсу и устройство для его осуществления -  патент 2491602 (27.08.2013)
способ формирования цифроаналогового адаптивного сигнала управления летательным аппаратом с переменной структурой и устройство для его осуществления -  патент 2491601 (27.08.2013)
способ переориентации и управления тягой вращающегося космического аппарата с солнечным парусом -  патент 2480387 (27.04.2013)
способ формирования прогноза вектора скорости полета -  патент 2466911 (20.11.2012)
способ посадки самолета при боковом ветре и устройство для его осуществления -  патент 2466445 (10.11.2012)
Наверх