агрегат для уборки стогов

Классы МПК:A01D90/00 Транспортные средства для перевозки собранного урожая с устройствами для самозагрузки или разгрузки
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Юго- Востока
Приоритеты:
подача заявки:
1997-12-02
публикация патента:

Агрегат содержит центральный брус, кронштейны-навески для присоединения к энергетическому средству, стенку из стоек, пальцы-иглы и боковые пальцы-фиксаторы, обеспечивающие фиксацию стога по бокам и устойчивость его на агрегате. За счет заднего механизма фиксации стога обеспечивается фиксация стога с его задней части и снижаются потери кормов к месту их складирования. 5 з.п. ф-лы, 9 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9

Формула изобретения

1. Агрегат для уборки стогов, содержащий центральный брус, кронштейны-навески для присоединения к энергетическому средству, стенку из стоек, пальцы-иглы, боковые пальцы-фиксаторы, нижние из которых длиннее верхних, а концы их конусные, механизм фиксации стога с его задней и боковых частей в виде двойного охватывающего механизма с вертикальными соединительными стойками, соединенного с гидросистемой агрегата и энергетического средства, ходовые колеса с рычагами, установленными вместе с колесами шарнирно относительно центрального бруса, которые могут занимать рабочее и транспортное положение, в последнем случае рычаги колес упираются в механизм фиксации колес, отличающийся тем, что механизм фиксации колес включает систему рычагов, состоящую из подвижных рычагов ходовых колес, шарнирно закрепленных на осях кронштейнов, установленных на центральном брусе, кронштейнов-фиксаторов центрального бруса, подвесных рычагов, каждый из которых состоит из двух пластин, в верхней части шарнирно подвешенных с обеих сторон относительно подвижных рычагов ходовых колес, а в нижней части соединенных через ролик зацепления с кронштейном-фиксатором, витых пружин растяжения, поворачивающих подвесные рычаги в сторону кронштейнов-фиксаторов для фиксации ходовых колес в транспортное положение относительно кронштейнов-фиксаторов, цепей, соединенных своими концами с подвесными рычагами и энергетическим средством.

2. Агрегат по п. 1, отличающийся тем, что механизм фиксации стога выполнен в виде двойного охватывающего тросово-цепочно-дискового механизма, состоящего из дисков, установленных на осях, закрепленных с вертикальными и соединительными стойками, присоединенными в нижней части к цепи, в верхней - к тросу, а цепь и трос этого механизма соединены между собой вертикальными стойками, форма дисков сферическая, они установлены под углом к поверхности поля в сторону движения агрегата и закреплены на своих осях шарнирно, причем тросово-цепочно-дисковый механизм последовательно соединен через тросы, цепи и механизмы запора со штоками гидроцилиндров агрегата, последние в свою очередь закреплены к кронштейнам гидроцилиндров, установленным на центральном брусе, а через гибкое устройство типа цепь, трос гидроцилиндры присоединены к жестко установленному элементу агрегата, например, к пальцу-фиксатору, при этом тросово-цепочно-дисковый механизм снабжен механизмами запора, включающими рамки со щеками, к которым с одной стороны шарнирно присоединено Г-образное устройство, соединенное с цепью, а с другой к рамке шарнирно присоединен шток гидроцилиндра, при этом рамка имеет отверстие, в которое установлено петлеобразное устройство, у которого нижний конец петли соединен с Г-образным устройством.

3. Агрегат по каждому из пп.1 и 2, отличающийся тем, что в передней части агрегата имеется разгрузочный трос, уложенный при помощи ползунковых колец на верхние пальцы-фиксаторы, а концы его соединены с цепями для разгрузки стога, соединенными в свою очередь с тросово-цепочно-дисковым механизмом.

4. Агрегат по каждому из пп.1 и 3, отличающийся тем, что пальцы-иглы выполнены полыми, в передней части центрального бруса напротив пальцев-игл имеются заглушки с резьбовыми отверстиями и болтами для залива воды.

5. Агрегат по каждому из пп.1 - 4, отличающийся тем, что в задней части пальцев-игл имеются сменные конусные пустотелые наконечники, в нижней части которых расположены разьбовые отверстия с пробками для слива воды, а в верхней части пальцев-игл - контрольные отверстия уровня воды.

6. Агрегат по каждому из пп.1 - 5, отличающийся тем, что концы пальцев-игл и пальцев-фиксаторов выполнены конусными с углом заострения в вершине конусов 21 - 25o.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, а именно к устройствам для погрузки и транспортировки стогов сена и соломы.

Известен стоговоз (а.с. СССР N 801798, кл. A 01 D 85/00, опубл. 1981 г), который состоит из пальцевого бруса, пальцев, колена полуосей, навесного устройства, прицепного устройства пальцевого бруса и прицепного устройства на пальцах. Пальцы соединяются с пальцевым брусом с возможностью вращения около своей продольной оси. Прицепное устройство на пальцах представлено скобками и предназначено для подъема стоговоза в транспортное положение и транспортировки стога к месту назначения.

Недостатками аналога являются следующие. Стоговоз не обеспечивает необходимую производительность и качество уборки и транспортировки стогов, так как стог на пальцах надежно не фиксируется при транспортировке, что, особенно на большие расстояния, приводит к значительным потерям, а при макронеровностях дорог стог сползает с пальцев, требуется дополнительное время на повторную его погрузку, что снижает эффективность использования стоговоза. Кроме того, при наличии длины стога больше или меньше длины пальцев стоговоза стог при больших размерах не укладывается, а при меньших не фиксируется на нем, т.е. при такой конструкции стоговоза требуются определенные габаритные размеры стогов по длине и ширине. А в производственных условиях практически трудно добиться таких размеров в зависимости от убираемой растительной массы в месте формирования стога другими орудиями, например, волокушами, копновозами и другими средствами. Наличие механизма перевода стоговоза из транспортного положения в рабочее при заборе стога, подъеме и установке колес для транспортировки и далее перевод навесного устройства с заднего положения в переднее, присоединение его к скобам на пальцах для транспортировки требует значительных затрат времени для выполнения указанных операций, что приводит к снижению производительности и эффективности стоговоза.

Известен также стоговоз (а.с. СССР N 1256723, кл. A 01 D 85/00, опубл. 1986 г.), состоящий из рамы, установленной на ходовых колесах, снабженной с обоих торцов прицепными элементами; рама включает также консольно установленные заостренные на концах продольные пальцы, причем пальцы смонтированы на брусе с возможностью поворота вокруг своих осей и снабжены приводом для поворота попеременно по ходу и против хода часовой стрелки пальца. Привод поворота пальцев выполнен в виде гидроцилиндра, шток которого связан посредством вилки упором, размещенным на тяге, шарнирно связанной с рычагами, смонтированными на пальцах. Прицепные элементы со стороны заостренных пальцев установлены на каждом консольном конце пальца.

Недостатками известного аналога являются те же, указанные выше для предыдущего аналога (а. с. СССР N 801788). Стоговоз не обеспечивает надежную фиксацию стогов на пальцах, которые при транспортировке на макронеровностях местности и дорогах могут сползать с пальцев, а несоответствие габаритных размеров стога габаритным размерам стоговоза еще более усугубляет устойчивость стога при транспортировке и приводит к потерям убираемой массы и снижению производительности. Механизм поворота пальцев при помощи штока гидроцилиндра для улучшения внедрения пальцев в убираемую массу стога усложняет конструкцию стоговоза, а прицепные элементы со стороны заостренных концов пальцев будут увеличивать сопротивление проникновению пальцев в стог, а при разгрузке стога препятствовать сходу стога с пальцев стоговоза, т.е. ухудшает технологический процесс забора, транспортировки и разгрузки стогов и приводить к первоначальной деформации формы стога.

Известен также стоговоз (а.с. СССР N 1792585, кл. A 01 D 85/00, опубл. 1993 г.), состоящий из поворотной рамы, опирающейся на ходовые колеса, продольных элементов, выполненных в виде отдельных заостренных на конце пальцев, снабженных фиксаторами стога в виде клиновидных пластин, связанных с силовыми цилиндрами привода выдвижения их в рабочее положение. Пальцы выполнены полыми и каждая клиновидная пластина установлена в соответствующую продольную прорезь, выполненную на верхней части пальца, при этом нижняя часть клиновидной пластины снабжена поперечной осью, концы которой размещены в продольных внутренних направляющих пазах пальца и шарнирно связаны со штоком силового цилиндра, который также размещен в полости пальца. Рама стоговоза снабжена задней стенкой, смонтированной на поперечном элементе, и имеет ряд дополнительных заостренных на концах укороченных пальцев для боковой фиксации стога. Они размещены по краям задней стенки над крайними пальцами рамы.

Недостатками известного аналога являются те же, указанные в предыдущих аналогах (а.с. СССР N 801788 и 1256723). Несмотря на то, что для лучшей фиксации стога стоговоз оборудован укороченными пальцами для прокалывания стога и удержания его с боковых сторон в передней части, а также клиновидными пластинами, которые внедряются в соломистую массу снизу, однако при значительной длине стога с боков и сзади он не удерживается другими средствами, что будет приводить к потерям массы. Кроме того, механизм фиксации снизу при помощи клиновидных пластин, установленных в полых удлиненных пальцах, шарнирно связанных со штоками силовых цилиндров, очень сложен по конструкции, а при работе, когда клиновидные пластины выходят из прорезей при фиксации стога снизу или когда при разгрузке стога при помощи силовых цилиндров клиновидные пластины входят в продольные прорези, освобождая тем самым стог снизу, в этих случаях клиновидные пластины в продольных прорезях будут забиваться соломистой массой и выводить стоговоз из рабочего состояния. Устранение поломок механизма фиксации, основные узлы и детали которого смонтированы внутри полых пальцев, крайне затруднительно, что будет приводить к значительным затратам времени и ручного труда и снижать эффективность использования стоговоза, его производительность и ухудшать качество работы, так как при разгрузке стога часть массы будет оставаться на пальцах и особенно в передней части стоговоза. При длительной работе стоговоза концы продольных полых пальцев за счет трения о грунт будут изнашиваться, приходить в нерабочее состояние и требовать замены. Транспортировка стоговоза по каменистому и щебенчатому грунту, а также по бетонным и асфальтовым дорогам в летнее жаркое время будет нагревать концы продольных полых пальцев и может привести к самозагоранию сухой массы. В этом стоговозе отсутствуют устройства для предохранения от возгорания транспортируемой массы.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является стоговоз (Борисов М. И., Волков В.Г., Стягов С.Д. Совершенствовать технологию уборки грубых кормов. /Степные просторы.- 1987 - N 6, с.40-43), содержащий центральный брус, пальцы-иглы; в передней части стоговоза установлена стенка из стоек, к боковым стойкам установлены пальцы-фиксаторы, причем нижние пальцы-фиксаторы длиннее верхних. Концы пальцев-игл и пальцев-фиксаторов конусные с углом заострения в вершине конуса агрегат для уборки стогов, патент № 2121780 = 18-20o. С двух сторон к центральному брусу на подвижных рычагах подвешены два ходовых колеса. Ось рычага вращается во втулках. Рычаг имеет два положения: рабочее и транспортное. В транспортном положении рычаги колес упираются в упоры механизма фиксации, стоговоз в таком положении поднят над поверхностью почвы. Для прокалывания стога орудие поднимается, колеса вывешиваются и вручную переводятся из транспортного положения в рабочее, при этом стоговоз опускается на землю. Энергетическое средство затем заталкивает пальцы-иглы стоговоза снизу под стог, а пальцами-фиксаторами фиксируют стог с правой и левой стороны стога. К энергетическому средству (в данном случае к тракторам типа К-700А, К-701 и т.п.) присоединение стоговоза осуществляется через кронштейны-навески, установленные на центральном брусе. Фиксация стога с задней стороны производится двойным тросовым механизмом типа волокуши. Для этого со стороны центрального бруса стоговоза сбоку слева и справа установлены силовые гидроцилиндры, которые работают от гидравлической системы энергетического средства. Шток первого гидроцилиндра соединен с тросом этого механизма. К концу штока второго гидроцилиндра присоединено цепное устройство. Фиксация скирды производится путем обвода ее с помощью второго энергетического средства двойным тросовым механизмом от первого гидроцилиндра ко второму. При этом штоки гидроцилиндров выводятся вперед. После присоединения цепного устройства двойного тросового механизма ко второму гидроцилиндру гидравлическая система энергетического средства включается в работу: штоки вводятся внутрь гидроцилиндров, дополнительно натягивают двойной тросовый механизм в сторону передней части стога и обеспечивают фиксацию стога с задней стороны стога.

Недостатками прототипа являются те же, указанные выше для аналогов (а.с. N 1792585 и др.), а именно: стоговоз не обеспечивает необходимую производительность и качество уборки стогов из-за того, что механизм перевода ходовых колес из транспортного в рабочее положение для прокалывания стога и далее перевод в транспортное положение является несовершенным, так как колеса устанавливаются путем вывешивания, а перевод их в рабочее и транспортное положение производится с применением ручного труда. Кроме того рекомендованные углы заострения в вершине конуса концов пальцев-игл и пальцев-фиксаторов агрегат для уборки стогов, патент № 2121780 = 18-20o нельзя считать оптимальными, так как за счет удлиненных конусных концов уменьшается жесткость конструкции конца пальца, а увеличение конусной поверхности пальцев повышает сопротивление проникновению пальцев-игл и пальцев-фиксаторов в стог, а при агрегат для уборки стогов, патент № 2121780 = 26o и более будет увеличиваться сопротивление проникновению пальцев-игл и пальцев-фиксаторов в массу стога.

К недостатку прототипа необходимо также отнести отсутствие конструктивного взаимодействия между транспортируемым материалом в задней части стоговоза, когда часть массы стога в нижней части соприкасается с почвой, а в задней - с тросовым механизмом. В результате под воздействием силы тяжести и силы трения, равной произведению веса транспортируемого материала на коэффициент трения транспортируемого материала о поверхность почвы, транспортируемый материал затаскивается под нижнюю часть троса тросового механизма, вызывая тем самым его отрыв от поверхности почвы с задней стороны стоговоза и будет приводить к повышению потерь транспортируемого материала, а в конечном итоге к снижению производительности агрегата в целом. При разгрузке стога в передней части стоговоза (со стороны энергетического средства), за счет сил сцепления соломистой массы с пальцами-иглами, она задерживается на пальцах-иглах, при этом нарушается целостность передней части стога, происходит его деформация и увеличиваются потери убираемой массы.

В прототипе не решены вопросы о технических средствах противопожарного предохранения от возгорания транспортируемой массы, особенно в летний жаркий период уборки стогов, и замене изношенных концов продольных полых пальцев стоговоза. Это приводит к снижению надежности прототипа, нарушению техники безопасности, противопожарных мероприятий, падению производительности и ухудшению качества работы при эксплуатации прототипа в производстве.

Целью предлагаемого изобретения является повышение производительности при улучшении качества работы агрегата за счет предлагаемого фиксирующего механизма перевода ходовых колес из транспортного в рабочее положение для прокалывания стога и перевода в транспортное положение, включающего систему рычагов и фиксаторов, которые позволяют сократить время перевода агрегата из транспортного в рабочее и далее из рабочего в транспортное при прокалывании стога и настройки агрегата для транспортировки стога к месту складирования, переработки или хранения.

Указанная цель достигается тем, что предлагаемый агрегат для уборки стогов содержит центральный брус, кронштейны-навески для присоединения к энергетическому средству, стенку из стоек, пальцы-иглы, боковые пальцы-фиксаторы, нижние из которых длиннее верхних, а концы их конусные; с двух сторон к центральному брусу на подвижных рычагах установлены два ходовых колеса, которые могут занимать рабочее и транспортное положение при помощи механизма фиксации колес, включающего систему рычагов, состоящую из подвижных рычагов ходовых колес, шарнирно закрепленных на осях кронштейнов, установленных на центральном брусе, кронштейнов-фиксаторов центрального бруса, подвесных рычагов, каждый из которых состоит из двух пластин, в верхней части шарнирно подвешенных с обеих сторон относительно подвижных рычагов, а в нижней части соединенных через ролик зацепления с кронштейном-фиксатором; витых пружин растяжения, поворачивающих подвесные рычаги в сторону кронштейнов-фиксаторов; цепей, соединенных своими концами с подвесными рычагами и энергетическим средством. Для фиксации стога с задней и боковых его частей агрегат имеет механизм фиксации стога в виде двойного охватывающего механизма с вертикальными соединительными стойками.

Лучше всего иметь в этом случае тросово-цепочно-дисковый механизм, состоящий из дисков, установленных на осях, закрепленных с вертикальными соединительными стойками, присоединенными в нижней части к цепи, в верхней - к тросу; форма дисков сферическая, они установлены под углом к поверхности поля в сторону движения агрегата и закреплены на своих осях шарнирно.

Тросово-цепочно-дисковый механизм позволяет копировать рельеф поверхности поля, а диски за счет давления на них транспортируемой массы прижимаются к поверхности поля, а при повороте агрегата или при встрече с микронеровностями или другими препятствиями диски могут вращаться в шарнирном устройстве относительно оси, создавая тем самым благоприятные условия работы механизма, обеспечивающего минимальные потери и загрязнение почвой транспортируемой массы.

При этом тросово-цепочно-дисковый механизм последовательно соединен через тросы, цепи и механизмы запора со штоками гидроцилиндров агрегата, последние в свою очередь закреплены к кронштейнам гидроцилиндров, установленным на центральном брусе, а через гибкое устройство, типа цепь, трос и т. п. , гидроцилиндры присоединены к жестко установленному элементу агрегата, например, к пальцу-фиксатору, причем тросово-цепочно-дисковый механизм снабжен механизмами запора, включающими рамки со щеками, к которым с одной стороны шарнирно присоединено Г-образное устройство, соединенное с цепью, а с другой - к рамке шарнирно присоединен шток гидроцилиндра, при этом рамка имеет отверстие, в которое установлено петлеобразное устройство, у которого нижний конец петли соединен с Г-образным устройством и фиксирует в рабочем положении тросово-цепочно-дисковый механизм при транспортировке стога, а верхний конец петли соединен с тросом, при натяжении которого петлеобразное устройство поворачивается в сторону энергетического средства и механизм запора разъединяет систему: цепь-трос - тросово-цепочно-дисковый механизм.

Это обеспечивает увеличение производительности и снижение затрат труда при подготовке агрегата для забора массы стогов к транспортировке и разгрузке их в месте потребления.

В передней части агрегата может быть дополнительно установлен разгрузочный трос, уложенный при помощи ползунковых колец на верхние пальцы-фиксаторы, а концы его соединены с цепями для разгрузки стога, соединенными в свою очередь с тросово-цепочно-дисковым механизмом.

Разгрузочный трос обеспечивает полноту разгрузки массы стога в передней части агрегата и сохранение формы стога.

Предлагается также механизм для заполнения и слива водой продольных полых пальцев-игл, включающий в передней части центрального бруса напротив пальцев-игл заглушки с резьбовыми отверстиями и болтами для залива воды, а в нижней части пальцев-игл - контрольные отверстия уровня воды, лучше всего в сочетании со сменными конусными пустотелыми наконечниками, установленными в задней части пальцев-игл, при этом в нижней части наконечников расположены резьбовые отверстия с пробками для слива воды.

Кроме того, концы пальцев-игл (наконечников) и пальцев-фиксаторов выполнены конусными таким образом, что имеет угол заострения в вершине конусов 21 - 25o.

Это позволяет улучшить технологический процесс работы агрегата, обеспечит улучшенные противопожарные условия, а сменные конусные наконечники на пальцах-иглах позволяют увеличить надежность, продолжительность и безопасность работы агрегата в целом при его эксплуатации.

Доказательство наличия "новизны и "изобретательского уровня"

В известной научно-технической и патентной литературе не известна совокупность признаков, аналогичная предлагаемой.

Введение в конструкцию агрегата для уборки стогов (вместо известного несовершенного механизма фиксации путем перевода ходовых колес из транспортного в рабочее положение для прокалывания стога и далее перевода в транспортное положение путем вывешивания с применением ручного труда) механизма фиксации колес, включающего систему рычагов и фиксаторов, позволяет сократить время перевода агрегата из транспортного в рабочее и далее из рабочего в транспортное положение при прокалывании стога, тем самым повышает производительность и улучшает качество работы агрегата. Введение в агрегат вместо двойного тросового механизма для фиксации с задней части стога тросово-цепочно-дискового механизма, соединенного в продолжении с тросами, цепями, механизмами запора, с силовыми гидроцилиндрами, а в сочетании с сменными пустотелыми конусными наконечниками продольных полых пальцев-игл, а также разгрузочного троса, установленного в передней части агрегата и закрепляемого (для разгрузки стога) через систему цепей с тросово-цепочно-дисковым механизмом и устройств для предохранения от возгорания транспортируемой массы в виде заполнения и слива продольных полых пальцев-игл водой, в также возможность смены изношенных концов пустотелых конусных наконечников полых пальцев-игл - все это обеспечивает снижение потерь материала, уменьшает сопротивление при транспортировке стогов, улучшает надежность агрегата, технику безопасности и противопожарные мероприятия, увеличивает производительность агрегата в целом. Предлагаемый агрегат включает для лучшей фиксации стога с задней его части, взамен известного неэффективно двойного охватывающего тросового механизма с тросами и стойками, более технологичный тросово-цепочно-дисковый механизм со сферическими дисками, установленными под углом к поверхности поля в сторону движения агрегата за счет шарнирной установки на осях, закрепленных к вертикальным стойкам и соединенных в нижней части к цепи, а в верхней - с тросом, что создает в целом тросово-цепочно-дисковый механизм, позволяющий копировать рельеф поверхности поля. А его диски за счет давления на них транспортируемого материала, прижимаясь к поверхности поля, при встрече с микронеровностями поля и другими препятствиями, вращаясь в шарнирном устройстве, создают благоприятные условия работы механизма, обеспечивающего минимальные потери, уменьшение загрязнения массы почвой и снижение сопротивления транспортируемого материала. Последовательное соединение тросово-цепочно-дискового механизма с тросами, цепями, механизмами запора, гидроцилиндрами и разгрузочным тросом дополнительно улучшает технологический процесс работы агрегата при загрузке, транспортировке и разгрузке стогов в месте складирования. Сменные пустотелые конусные наконечники пальцев-игл, дополнительные устройства для заполнения и слива продольных полых пальцев-игл водой обеспечивают улучшенные противопожарные условия, надежность, долговечность и безопасность работы агрегата и в целом увеличивает производительность и качество уборки массы.

В связи с этим предлагаемая конструкция агрегата для уборки стогов, включающая замену известного несовершенного механизма перевода ходовых колес из транспортного в рабочее положение для прокалывания стога и в обратное положение путем вывешивания с применением ручного труда, на механизм фиксации колес, включающий систему рычагов и фиксаторов, позволяющий с наименьшими затратами времени переводить агрегат из транспортного в рабочее и далее из рабочего в транспортное положение при прокалывании стога, повышает производительность и улучшает качество работы агрегата, а в сочетании, взамен известного двойного тросового механизма, с продольным механизмом фиксации стога с задней его части тросово-цепочно-дисковым механизмом, позволяющим копировать рельеф поверхности поля, создает благоприятные технологические условия работы агрегата, обеспечивая минимальные потери и загрязнение почвой и снижение ее сопротивления при транспортировании. Дополнительное последовательное соединение тросово-цепочно-дискового механизма с тросами через механизмы фиксации, включающие механические и гидравлические устройства, улучшает технологический процесс работы агрегата, а механизмы (приспособления) для заполнения и слива продольных полых пальцев-игл водой и замены изношенных концов пустотелых конусных наконечников пальцев-игл обеспечивают улучшенные противопожарные условия, надежность, долговечность работы агрегата, увеличивают его производительность и качество уборки массы. Поэтому предлагаемое решение соответствует критериям изобретения "новизна" и "изобретательский уровень".

Предлагаемый агрегат для уборки стогов иллюстрируется фиг. 1-9. На фиг. 1 изображена рабочая схема предлагаемого агрегата для уборки стогов; на фиг. 2 - схема агрегата, вид сбоку; на фиг. 3 - то же, вид сверху; на фиг. 4 - механизм перевода ходовых колес в рабочее и транспортное положение; на фиг. 5 - тросово-цепочно-дисковый механизм, вид сбоку; на фиг. 6 - то же, вид сверху; на фиг. 7 - механизм запора гидроцилиндра с цепью; на фиг. 8 - схема устройства пустотелого сменного конусного наконечника на пальце-игле; на фиг. 9 - схема для заполнения пальца-иглы водой.

Предлагаемый агрегат для уборки стогов состоит из центрального бруса 1, на котором установлены кронштейны-навески 2 для присоединения к энергетическому средству, стенки 3, состоящей из стоек 4 и боковых пальцев-фиксаторов 5, нижние из которых длиннее верхних, а концы их конусные. К центральному брусу 1 присоединены, лучше пустотелые пальцы-иглы 6, с конусными концами, которые в передней части (в сторону энергетического средства) могут быть закрыты заглушками 7 с резьбовыми отверстиями 8 для залива воды, в которые ввернуты винты 9; а в задней части в пустотелые пальцы-иглы 6 могут быть вставлены, например, на резьбе, конусные, лучше с углом заострения в вершине конусов 21 - 25o, пустотелые наконечники 10, в нижней части которых могут иметься резьбовые отверстия 11 с пробками 12, предназначенные для слива воды, а в верхней части пустотелых пальцев-игл 6 контрольные отверстия 13 для обеспечения уровня воды в пустотелых пальцах-иглах 6 при подготовке агрегата к работе. Справа и слева к центральному брусу 1 на подвижных рычагах 14 установлены два ходовых колеса 15, фиксируемые для транспортного и рабочего положений механизмами фиксации 16.

Механизм фиксации 16 состоит: из подвижных рычагов 14, ходовых колес 15, шарнирно закрепленных на осях 17 кронштейнов 18 на центральном брусе 1; кронштейнов-фиксаторов 19, также закрепленных на центральном брусе 1; подвесных рычагов 20, каждый из которых состоит из двух пластин 21, в верхней части шарнирно подвешенных с обеих сторон относительно подвижных рычагов 14, ходовых колес 15, а в нижней части соединенных через ролик зацепления 22 с кронштейном-фиксатором 19; витых пружин растяжения 23, поворачивающих подвесные рычаги 20 в сторону кронштейнов-фиксаторов 19 для фиксации ходовых колес 15 в транспортное положение относительно кронштейнов-фиксаторов 19; цепей 24, соединенных своими концами с подвесными рычагами 20 и энергетическим средством. Для фиксации стога с задней и боковых частей агрегата имеется механизм фиксации стога в виде двойного охватывающего механизма с вертикальными соединительными стойками, например, двойного тросового механизма, соединенного с гидросистемой агрегата и энергетического средства.

Однако лучше иметь вместо этого тросово-цепочно-дисковый механизм 25, состоящий из сферических дисков 26, установленных под углом к поверхности поля в сторону движения агрегата. Диски 26 шарнирно установлены на осях 27, которые закреплены к вертикальным стойкам 28, присоединенным в нижней части к цепи 29, а в верхней части к тросу 30. Звено 31 цепи 29 может быть соединено с вертикальной стойкой 28 жестко (например, при помощи сварки), а трос 30 с вертикальными стойками 28 соединяется жестко, например, при помощи хомутов 32. Тросово-цепочно-дисковый механизм 25 последовательно соединен через тросы 33, цепи 34, механизмы запоров 35 со штоками 36 гидроцилиндров 37, которые закреплены к кронштейнам 38 центрального бруса 1, а через гибкое устройство 39 в виде, например, цепи, троса присоединены, например, к боковым пальцам-фиксаторам 5.

Предлагаемый агрегат может быть дополнен разгрузочным тросом 40, установленным в передней части агрегата перед стенкой 3, и в исходном положении перед погрузкой стока этот трос 40 может быть уложен на верхние пальцы-фиксаторы 5 или (как показано на фиг. 1, 2) присоединен к ползунковым кольцам 41, вставленным в пальцы-фиксаторы 5. Концы разгрузочного троса 40 могут, например, при помощи колец и крюков (на фигурах не показаны) сцепляться с цепями 34.

Механизмы запора 35 - каждый состоит из рамки 42 со щекой 43, к которой с одной стороны шарнирно присоединяется Г-образное устройство 44 для соединения с цепью 34, а с другой - рамка 42 шарнирно соединяется со штоком 36 гидроцилиндра 37. В отверстие 45 рамки 42 установлена петля 46, которая может быть заменена другим устройством, например, из колец и т.п., в которую устанавливается конец Г-образного устройства 44 и фиксируется в рабочем положении тросово-цепочно-дисковым механизмом 25 при транспортировке стога. Верхняя часть петли 46 соединяется с тросом 47. При натяжении троса 47 петля 46 поворачивается в сторону основного энергетического средства (против часовой стрелки) и механизм запора 35 разъединяет систему: цепь 34, трос 33 и тросово-цепочно-дисковый механизм 25.

Предлагаемый агрегат для уборки стогов работает с двумя энергетическими средствами следующим образом. Агрегат, навешенный на основное энергетическое средство при помощи кронштейнов-навески, подъезжает к стогу и устанавливается в направлении прокалывания массы вдоль осевой линии. Второе энергетическое средство тросами 33 транспортирует к месту забора стога двойным охватывающим тросово-цепочно-дисковым механизмом 25 и далее присоединяет один конец троса 33 к цепи 34 одной из сторон агрегата и отводит двойной охватывающий тросово-цепочно-дисковый механизм 25 в сторону поля за стог. Разгрузочный трос 40 устанавливается в передней части агрегата перед стенкой 3 в исходное положение. Далее при помощи гидравлической системы основного энергетического средства поднимается центральный брус 1 агрегата. Далее производится натяжение цепей 24 в сторону основного энергетического средства, при этом подвесные рычаги 20 выходят из зацепления с кронштейнами-фиксаторами 19, натягивая при этом витые пружины растяжения 23, а при опускании агрегат под воздействием своей массы устанавливается в рабочее положение. Штоки 36 гидроцилиндров 37 выдвигаются в сторону стога. Основное энергетическое средство заталкивает в стог конусные на концах пальцы-иглы 6 и пальцы-фиксаторы 5, за счет чего фиксируют снизу и сбоку в передней части убираемую массу стога. При наличии углов заострения в вершине конуса концов пальцев-игл 6 и пальцев-фиксаторов 5 агрегат для уборки стогов, патент № 2121780 = 21-25o (в отличие от прототипа, у которого агрегат для уборки стогов, патент № 2121780 = 18-20o) с одной стороны снижается сопротивление проникновению пальцев-игл 6 и пальцев-фиксаторов 5 в массу, а с другой стороны обеспечивается жесткость их конструкции.

После этого второе энергетическое средство, к которому присоединен конец троса 33, объезжает стог и с задней стороны охватывает его двойным охватывающим тросово-цепочно-дисковым механизмом 25 с натяжением в сторону основного энергетического средства. Конец цепи 34 с тросом 33 освобождается от второго энергетического средства и цепь 34 присоединяется к механизму запора 35. Включается гидросистема основного энергетического средства, при этом штоки 36 гидроцилиндров 37 перемещаются вперед и последовательно через механизм запора 35, цепи 34 и тросы 33 дополнительно натягивают тросово-цепочно-дисковый механизм 25 в сторону основного энергетического средства, за счет чего дополнительно фиксируется стог с задней его части. Концы разгрузочного троса 40 соединяются при помощи крюков или колец с цепями 34. Таким образом, за счет передней стенки 3, пустотелых пальцев-игл 6, боковых пальцев-фиксаторов 5, тросово-цепочно-дискового механизма 25, при помощи двух запоров 35 и двух гидроцилиндров 37 стог надежно устанавливается и фиксируется на агрегате. Затем основное энергетическое средство поднимает брус 1 агрегата и за счет двух механизмов фиксации 16 ходовые колеса 15 автоматически устанавливаются относительно кронштейнов-фиксаторов 19 в транспортное положение. Второе энергетическое средство сцепляется спереди с основным и агрегат становится подготовленным для транспортировки стога к месту складирования. При необходимости, для улучшения противопожарных условий от самозагорания соломистой массы со стороны пустотелых пальцев-игл 6 за счет трения их о грунт или твердое дорожное покрытие, полые концы пальцев-игл 6 заполняют водой. Для этого перед подготовкой агрегата к работе отворачивают винты 9 из отверстий 8 заглушек 7. В отверстия 8 заливают воду в пустотелые пальцы-иглы 6, уровень залива воды в которых ограничивается и контролируется отверстиями 13 в задней части пальцев-игл 6. При необходимости слива воды, например, при работе агрегата в осенне-зимний период, вода сливается из пустотелых пальцев-игл 6 через отверстия 11 пустотелых конусных наконечников 10, для чего выворачивают пробки 12 из конусных наконечников 10. При износе на пустотелых пальцах-иглах 6 пустотелых конусных наконечников 10, они, например, за счет резьбовых соединений выворачиваются из пальцев-игл 6 и заменяются новыми, что позволяет продлить срок службы агрегата в целом и надежность при эксплуатации.

При транспортировке стога за счет предлагаемой конструкции тросово-цепочно-дискового механизма 25, состоящего из сферических дисков 26, установленных под углом к поверхности поля в сторону движения агрегата и имеющих возможность копировать неровности поверхности поля, а в сочетании с цепью 29, стойками 28, тросом 30 создаются благоприятные технологические условия, направленные на увеличение производительности, снижение потерь, загрязнения убираемой массы почвой и снижение сопротивления ее транспортировки.

Разгрузка стога производится в последовательности, обратной загрузке, т. е. установив стог на место разгрузки с помощью механизма фиксации 16, когда при незначительном подъеме (за счет гидросистемы основного энергетического средства) центрального бруса 1 и при натяжении цепи 24 в сторону основного энергетического средства, подвесные рычаги 20 выходят из зацепления с кронштейнами-фиксаторами 19, агрегат под воздействием своей массы и массы стога опускается на поверхность почвы. Штоки 36 гидроцилиндров 37 выпускаются и освобождают натяжение цепей 34, тросов 33 и тросово-цепочно-дискового механизма 25. При натяжении тросов 47 в сторону основного энергетического средства механизмы запора 35 разъединяют Г-образные устройства 44 с петлями 46, т. е. происходит полное освобождение стога со стороны его задней части. Второе энергетическое средство подъезжает к задней части стога и зацепляет тросом (на фиг. не показан) в середине за тросово-цепочно-дисковый механизм 25. Основное энергетическое средство движется вперед, вытягивает пустотелые пальцы-иглы 6 и пальцы-фиксаторы 5 из стога, при этом разгрузочный трос 40 способствует улучшению разгрузки и целостности стога в передней его части. После разгрузки стога энергетические средства устанавливают агрегат в первоначальное транспортное положение.

Таким образом, предложен агрегат для уборки стогов с новой конструкцией механизма фиксации 16 ходовых колес 15 взамен известного несовершенного механизма перевода ходовых колес 15 из транспортного в рабочее положение для прокалывания стога и далее перевода в транспортное положение путем вывешивания с применением ручного труда. Оригинальность предлагаемого решения механизма фиксации включает систему подвижных рычагов 14, шарнирно закрепленных на осях 17 кронштейнов 18, кронштейнов-фиксаторов 19, установленных на центральном брусе 1, подвесных рычагов 20, состоящих из пластин 21, в верхней части шарнирно подвешенных относительно подвижных рычагов 14, а в нижней части - соединенных через ролики зацепления 22, которые в транспортном положении заходят в зацепление с кронштейнами-фиксаторами 19 и удерживают агрегат на ходовых колесах 15, а также витых пружин растяжения 23, цепей 24, соединенных с подвесными рычагами 20, что обеспечивает возможность перевода ходовых колес 15 из транспортного в рабочее положение для выполнения фиксации стога на пальцах-иглах 6 и пальцах-фиксаторах 5, обеспечивая подготовку стога к транспортированию, одновременно в сочетании с новой конструкцией тросово-цепочно-дискового механизма 25, состоящего из сферических дисков 26, установленных под углом к поверхности поля в сторону движения агрегата и шарнирно закрепленных к вертикальным стойкам 28, соединенным в нижней части с цепью 29, в верхней части с тросом 30, а вместе соединенными через тросы 33 и цепи 34 механизмами запора 35 с гидроцилиндрами 37 гидравлической системы основного энергетического средства и одновременно с разгрузочным тросом 40, что улучшает фиксацию и устойчивость стога на агрегате, создает благоприятные технологические условия, направленные на увеличение производительности, улучшение качества уборки, снижение сопротивления при работе агрегата и снижение потерь при транспортировке и разгрузке массы. А предложенные конструкции для заполнения полых концов пальцев-игл 6 водой и сменные полые конусные наконечники 10 обеспечивают противопожарную безопасность рабочего процесса при транспортировке стогов, улучшает надежность и долговечность при эксплуатации агрегата.

Технико-экономические преимущества предложенного агрегата для транспортировки стогов в сравнении с прототипом следующие:

1. Повышается производительность при улучшении качества рабочего процесса уборки стогов за счет введения новой конструкции механизма фиксации ходовых колес в виде системы подвижных и подвесных рычагов и кронштейнов-фиксаторов. В результате введения механизма фиксации ходовых колес перевод агрегата из транспортного в рабочее положение для забора стогов со стороны основного энергетического средства и возврат агрегата в транспортное положение производится без применения ручного труда, при этом сокращается операционное время технологического процесса фиксации стога, улучшаются условия труда и техники безопасности при работе оператора.

2. Происходит увеличение производительности и улучшение качества уборки стогов за счет предложенной новой конструкции тросово-цепочно-дискового механизма, состоящего из сферических дисков, установленных под углом к поверхности поля в сторону движения агрегата и шарнирно закрепленных к вертикальным стойкам, соединенным в нижней части с цепью, в верхней части - с тросом, а вместе соединенным через тросы и цепи с механизмами запора и далее с гидроцилиндрами и за счет гидросистемы основного энергетического средства совместно с разгрузочным тросом, что обеспечивает фиксацию и устойчивость положения стогов на агрегате. При транспортировке и разгрузке стогов предложенная совокупность конструкций на агрегате снижает потери и загрязнение массы, целостность формы при разгрузке стогов, уменьшает их сопротивление при перевозке за счет копирования микронеровностей поверхности поля сферическими дисками в сочетании с цепью, вертикальными стойками и тросами тросово-цепочно-дискового механизма, что обеспечивает в целом устойчивость технологического процесса работы агрегата.

3. Происходит увеличение производительности, улучшение качества, надежности, долговечности и улучшение условий противопожарной безопасности рабочего процесса агрегата за счет предложенных конструкций для заполнения концов пальцев-игл водой и сменных наконечников, устанавливаемых вместо изношенных на пустотелые пальцы-иглы.

Класс A01D90/00 Транспортные средства для перевозки собранного урожая с устройствами для самозагрузки или разгрузки

кузов-перегрузчик -  патент 2521640 (10.07.2014)
транспортное средство для загрузки, перевозки и разгрузки рулонов сена -  патент 2517858 (10.06.2014)
погрузочно-транспортное средство -  патент 2486076 (27.06.2013)
транспортное средство со сменным кузовом для перевозки насыпных сельскохозяйственных грузов малой плотности -  патент 2481998 (20.05.2013)
транспортный адаптер для автомобилей и тракторных прицепов -  патент 2447643 (20.04.2012)
устройство для разматывания рулонов стебельчатого корма -  патент 2435359 (10.12.2011)
передвижной перегрузчик для зерна сельскохозяйственных культур -  патент 2400963 (10.10.2010)
способ вывозки зеленой массы от комбайнов и устройство для его осуществления -  патент 2399193 (20.09.2010)
транспортный адаптер для автомобилей и тракторных прицепов -  патент 2394416 (20.07.2010)
устройство для равномерной загрузки сельхозмашины -  патент 2376746 (27.12.2009)
Наверх