шаровой кран

Классы МПК:F16K5/20 для пробок со сферическими поверхностями 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Дойче Аудко ГмбХ (DE),
Рургаз Акциенгезельшафт (DE)
Приоритеты:
подача заявки:
1993-11-16
публикация патента:

Шаровой кран предназначен для использования в трубопроводной арматуре. Шаровой кран содержит корпус с патрубками, обеспечивающими проход потока, размещенную в корпусе шаровую пробку, поворачиваемую приводным валом, расположенные концентрично оси патрубков седловые кольца, поджимаемые к шаровой пробке. По меньшей мере одно из седловых колец выполнено с уплотнительными поверхностями, обращенными к шаровой пробке и корпусу. Также кран снабжен дополнительными уплотнительными средствами в виде смазки и/или мягких уплотнений, и кольцевой канавкой, выполненной на обращенной к шаровой пробке уплотнительной поверхности седлового кольца и расположенной концентрично оси патрубков. Кран снабжен контрольной линией продувочного отвода, выходящей в кольцевую канавку седлового кольца с помощью выполненных в стенке корпуса и седлового кольца каналов через разделительную полость между корпусом и седловым кольцом. На поверхности корпуса, обращенной к уплотнительной поверхности седлового кольца, выполнена дополнительная кольцевая канавка. Последняя расположена концентрично оси патрубков и связана через выполненный в стенке корпуса дополнительный канал с контрольной линией продувочного отвода. Такое выполнение обеспечивает возможность проверки герметизации крана в процессе его работы при одновременном снижении экологических нагрузок в результате выхода газов. 16 з.п. ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

1. Шаровой кран, содержащий корпус с патрубками, обеспечивающими проход потока, размещенную в корпусе шаровую пробку, поворачиваемую приводным валом, расположенные концентрично оси патрубков седловые кольца, поджимаемые к шаровой пробке для компенсации осевых перемещений относительно корпуса, причем по меньшей мере одно из седловых колец выполнено с уплотнительными поверхностями, обращенными к шаровой пробке и корпусу соответственно, и снабжено дополнительными уплотнительными средствами в виде смазки и/или мягких уплотнений, а также кольцевой канавкой, выполненной на обращенной к шаровой пробке уплотнительной поверхности седлового кольца и расположенной концентрично оси патрубков, и контрольную линию продувочного отвода, отличающийся тем, что контрольная линия продувочного отвода связана с кольцевой канавкой на обращенной к шаровой пробке уплотнительной поверхности седлового кольца с помощью выполненных в стенке корпуса и седловом кольце каналов и через разделительную полость между корпусом и седловым кольцом, а на поверхности корпуса, обращенной к уплотнительной поверхности седлового кольца, выполнена дополнительная кольцевая канавка, расположенная концентрично оси патрубков, связанная через выполненный в стенке корпуса дополнительный канал с контрольной линией продувочного отвода.

2. Кран по п.1, отличающийся тем, что он снабжен кольцом круглого сечения, размещенным концентрично оси патрубка и опирающимся на корпус с возможностью поджатия седлового кольца в осевом направлении к шаровой пробке.

3. Кран по п.2, отличающийся тем, что седловое кольцо снабжено дополнительным уплотнительным кольцом круглого сечения, расположенным на его наружной цилиндрической поверхности концентрично оси патрубка.

4. Кран по п.2 или 3, отличающийся тем, что дополнительная кольцевая канавка размещена между кольцом круглого сечения и дополнительным уплотнительным кольцом круглого сечения.

5. Кран по по любому из пп.1 - 4, отличающийся тем, что он снабжен связанной с контрольной линией переходной трубкой, расположенной в разделительной полости с зазором для компенсации перемещений седлового кольца относительно корпуса и снабженной средствами герметизации концов трубки, установленными в выполненных в корпусе и седловом кольце соответствующих расточках.

6. Кран по п.5, отличающийся тем, что расточки корпуса и седлового кольца выполнены соосными.

7. Кран по п.5 или 6, отличающийся тем, что на концах переходной трубки выполнены установочные канавки с уплотнительными кольцами.

8. Кран по любому из пп.5 - 7, отличающийся тем, что переходная трубка в зоне разделительной полости снабжена дополнительным уплотнительным кольцом, контактирующим своей наружной поверхностью с корпусом и седловым кольцом соответственно, а внутренней поверхностью - с переходной трубкой.

9. Кран по любому из пп.1 - 8, отличающийся тем, что все концентрично расположенные в стенке корпуса каналы сообщены с общей контрольной линией, выведенной наружу.

10. Кран по любому из пп.1 - 9, отличающийся тем, что дополнительное уплотнительное средство выполнено в виде смазочной канавки, расположенной концентрично оси патрубка на уплотнительной поверхности седлового кольца обращенной к шаровой пробке, и выходящей в нее смазочной линии, проходящей через стенку корпуса, седловое кольцо и разделительную между ними полость.

11. Кран по п.10, отличающийся тем, что он снабжен связанной со смазочной линией дополнительной переходной трубкой, расположенной в разделительной полости, снабженной средствами герметизации концов трубки, установленными в выполненных в корпусе и седловом кольце соответствующих дополнительных расточках, причем с одной стороны трубка размещена с зазором, компенсирующим перемещения седлового кольца и корпуса относительно друг друга.

12. Кран по п. 11, отличающийся тем, что расточки корпуса и седлового кольца выполнены соосными, а переходная трубка установлена с возможностью ее перемещения в плоскости, проходящей через ось патрубка.

13. Кран по п.11 или 12, отличающийся тем, что на концах дополнительной переходной трубки выполнены установочные канавки с уплотнительными кольцами.

14. Кран по любому из пп.1 - 13, отличающийся тем, что по меньшей мере одно из седловых колец поджато в сторону к шаровой пробке пружинным средством, опирающимся на корпус.

15. Кран по любому из пп.1 - 14, отличающийся тем, что другое седловое кольцо поджато к шаровой пробке пружинным средством.

16. Кран по любому из пп.1 - 15, отличающийся тем, что другое седловое кольцо снабжено продувочным отводом.

17. Кран по любому из пп.1 - 16, отличающийся тем, что в седловом кольце и корпусе выполнены входящие в зацепление осевые и радиальные выступы, обеспечивающие защиту от проворачивания упомянутого кольца относительно корпуса.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к трубопроводной арматуре.

Известен шаровой кран по EP, заявка N 0231302, кл. F 16 K 5/20, 1989, который содержит корпус с патрубками, обеспечивающими проход потока, размещенную в корпусе шаровую пробку, поворачиваемую приводным валом, расположенные концентрично оси патрубков седловые кольца, поджимаемые к шаровой пробке для компенсации осевых перемещений относительно корпуса, причем по меньшей мере одно из седловых колец выполнено с уплотнительными поверхностями, обращенными к шаровой пробке и корпусу, соответственно, и снабжено дополнительными уплотнительными средствами в виде смазки и/или мягких уплотнений, а также кольцевой канавкой, выполненной на обращенной к шаровой пробке уплотнительной поверхности седлового кольца и расположенной концентрично оси патрубков и контрольную линию продувочного отвода.

При этом шаровая пробка известного крана имеет плавающую установку относительно уплотнительных поверхностей седловых колец взаимодополняющей геометрической формы.

Они образуют в закрытом положении первичную уплотнительную систему, состоящую исключительно из металлических поверхностей. Кроме того, в зоне уплотнительной поверхности седловых колец концентрично к оси патрубка встроено по меньшей мере одно эластичное или эластично установленное уплотнительное кольцо таким образом, чтобы оно смогло замыкать щель между уплотнительной поверхностью седловых колец и поверхностью пробки до срабатывания первичной уплотнительной системы, вызванную производственными допусками или зазором опоры шаровой пробки плавающей установки. В уплотнительных поверхностях седловых колец на определенном расстоянии к уплотнительному кольцу выполнены концентричные к оси патрубки кольцевые канавки, в которые входит проходящая через стенку корпуса контрольная линия продувочной системы. В основном предусмотрено два уплотнительных кольца с осевым расстоянием к обеим сторонам кольцевой канавки в зоне уплотнительной поверхности корпуса.

В закрытом положении шаровой пробки герметичность первичной уплотнительной системы может проверяться на стороне отвода потока через кольцевую канавку и выходящий в нее продувочный спуск. В открытом положении пробки на кольцевой канавке между мягкими уплотнениями вторичной уплотнительной системы можно проверить их надежность герметизации. Таким образом, контроль герметичности возможен в обоих рабочих состояниях.

Недостатком известного шарового крана, однако, является тот факт, что в связи с уплотнительными поверхностями корпуса и необходимым соединением деталей корпуса сварными швами после монтажа шара требуется огромная точность производства. Кроме того, возможное нанесение покрытия на уплотнительные поверхности корпуса требовало бы огромных технологических затрат.

Задачей изобретения является создание усовершенствованного шарового крана вышеназванной конструкции, который при уменьшенных производственных издержках обеспечивал бы возможность проверки герметизации в процессе работы при одновременном снижении экологических нагрузок в результате выхода газов.

Технический результат изобретения достигается тем, что в шаровом кране, содержащем корпус с патрубками, обеспечивающими проход потока, размещенную в корпусе шаровую пробку, поворачиваемую приводным валом, расположенные концентрично оси патрубков седловые кольца, поджимаемые к шаровой пробке для компенсации осевых перемещений относительно корпуса, причем по меньшей мере одно из седловых колец выполнено с уплотнительными поверхностями, обращенными к шаровой пробке и корпусу, соответственно, и снабжено дополнительными уплотнительными средствами в виде смазки и/или мягких уплотнений, а также кольцевой канавкой, выполненной на обращенной к шаровой пробке уплотнительной поверхности седлового кольца и расположенной концентрично оси патрубков, и контрольную линию продувочного отвода, согласно изобретению контрольная линия продувочного отвода связана с кольцевой канавкой на обращенной к шаровой пробке уплотнительной поверхности седлового кольца с помощью выполненных в стенке корпуса и седлового кольца каналов через разделительную полость между корпусом и седловым кольцом, а на поверхности корпуса, обращенной к уплотнительной поверхности седлового кольца, выполнена дополнительная кольцевая канавка, расположенная концентрично оси патрубков, связанная через выполненный в стенке корпуса дополнительный канал с контрольной линией продувочного отвода.

При этом кран может быть снабжен кольцом круглого сечения, размещенным концентрично оси патрубка и опирающимся на корпус с возможностью поджатия седлового кольца в осевом направлении к шаровой пробке; седловое кольцо снабжено дополнительным уплотнительным кольцом круглого сечения, расположенным на его наружной цилиндрической поверхности концентрично оси патрубка; дополнительная кольцевая канавка размещена между кольцом круглого сечения, также кран может быть снабжен связанной с контрольной линией переходной трубкой, расположенной в разделительной полости с зазором для компенсации перемещений седлового кольца относительно корпуса и снабженной средствами герметизации концов трубки, установленными в выполненных в корпусе и седловом кольце соответствующих расточках; упомянутые расточки корпуса и седлового кольца выполнены соосными, на концах переходной трубки выполнены установочные канавки с уплотнительными кольцами; переходная трубка в зоне разделительной полости снабжена дополнительным уплотнительным кольцом, контактирующим своей наружной поверхностью с корпусом и седловым кольцом соответственно, а внутренней поверхностью - с переходной трубкой. При этом все концентрично расположенные в стенке корпуса крана каналы сообщены с общей контрольной линией, выведенной наружу.

Также дополнительное уплотнительное средство может быть выполнено в виде смазочной канавки, расположенной концентрично оси патрубки на уплотнительной поверхности седлового кольца, обращенной к шаровой пробке, и иметь выходящую в нее смазочную линию, проходящую через стенку корпуса, седловое кольцо и разделительную между ними полость.

При этом кран может быть снабжен связанной со смазочной линией дополнительной переходной трубкой, расположенной в разделительной полости, снабженной средствами герметизации концов трубки, установленных в выполненных в корпусе и седловом кольце соответствующих дополнительных расточках, причем с одной стороны труба размещена с зазором, компенсирующим перемещение седлового кольца и корпуса относительно друг друга, а упомянутые расточки корпуса и седлового кольца выполнены соосными, причем переходная трубка установлена с возможностью ее перемещения в плоскости, проходящей через ось патрубка. Кроме того на концах дополнительной переходной трубки выполнены установочные канавки с уплотнительными кольцами.

Также одно из седловых колец крана может быть поджато в сторону к шаровой пробке пружинным средством, опирающимся на корпус, при этом другое седловое кольцо также может быть поджато и шаровой пробке пружинным средством и снабжено продувочным отводом.

Кроме того, в седловом кольце и корпусе крана могут быть выполнены входящие в зацепление осевые и радиальные выступы, обеспечивающие защиту от проворачивания упомянутого кольца относительно корпуса.

В шаровом кране, соответствующем изобретению, кольцевая канавка на уплотнительной поверхности, обращенной к шару, не является смазочной канавкой, а составной частью продувочной системы. В эту канавку входит контрольная линия продувочного отвода, проходящая через стенку корпуса и седловое кольцо, а также через разделяющую их зону. Это позволяет проводить контроль герметичности в зоне между шаровой пробкой и уплотнительной поверхностью, подвергающейся особой опасности износа. Контроль может быть осуществлен в закрытом положении шаровой пробки на седловом кольце на стороне отвода потока, если шаровая пробка прижимается к седловому кольцу благодаря действию перепада давлений между сторонами подачи потока и отвода потока. Контроль, однако, может быть также осуществлен в закрытом положении на седловом кольце стороны подачи потока (если оно имеет продувочный отвод) и в открытом положении на обоих седловых кольцах, если седловое кольцо имеет систему вторичного уплотнения. При продувочном контроле выпускаются объемы газа, которые по величине соответствуют относительно небольшому объему кольцевой канавки. Благодаря отдельным съемным кольцам шаровой кран имеет намного более выгодные производственные характеристики по сравнению с уплотнительными поверхностями корпуса.

Седловое кольцо имеет уплотнительные поверхности к корпусу, которые также снабжены системой вторичного уплотнения. Такое решение противодействует утечкам на пути между корпусом и седловым кольцом. Для контроля этого уплотнения может быть предусмотрена дополнительная концентричная к оси патрубка кольцевая канавка в зоне уплотнительных поверхностей к корпусу, в которую входит вторая контрольная линия продувочного отвода. Таким образом, контролю поддаются все возможности движения вокруг седлового кольца.

В соответствии с шаровым краном по заявке ЕР-В-0231302 кольцевая канавка может находиться в сферической поверхности окружности шаровой пробки. Кроме того, дополнительная кольцевая канавка может быть расположена в седловом кольце. Преимущественно, однако, кольцевая канавка расположена в уплотнительной поверхности седлового кольца. Дополнительная кольцевая канавка в основном предусмотрена в стенке корпуса.

Седловое кольцо может опираться в осевом направлении на кольцо круглого сечения в корпусе, расположенное концентрично к оси патрубка, и прижиматься к шаровой пробке. Кольцо круглого сечения может образовать одновременно систему вторичного уплотнения и пружинное устройство. Кроме того, в радиальном направлении седловое кольцо может быть герметизировано через дополнительное кольцо круглого сечения, эластично расположенное в корпусе концентрично к оси патрубка. Это кольцо круглого сечения является составной частью системы вторичного уплотнения и компенсирует радиальный зазор, который может способствовать осевому перемещению седлового кольца. Для контроля вторичной герметизации дополнительная кольцевая канавка расположена преимущественно между кольцом круглого сечения и дополнительным кольцом круглого сечения.

Контрольная линия может проходить через разделяющую зону посредством переходной трубки, имеющей зазор, компенсирующий относительное перемещение седлового кольца и корпуса и закрепленной с герметизирующим действием с одной стороны в крепежном элементе в корпусе, с другой стороны - в крепежном элементе на седловом кольце. Крепежные элементы в корпусе и седловом кольце расположены в одной оси с патрубком, переходная трубка имеет небольшой зазор.

Для уплотнения в крепежных элементах переходная трубка в концах может иметь установочные канавки с уплотнительными кольцами. Для вторичного уплотнения относительно поперечного сечения трубопровода среднее уплотнительное кольцо, проходящее через разделительную зону, может прилегать снаружи к корпусу и седловому кольцу, внутри к переходной трубке.

Контрольная линия уплотнительной поверхности к шару и дополнительная контрольная линия уплотнительной поверхности к корпусу совмещены в стенке корпуса в одну совместную контрольную линию, выведенную через корпус для проведения контрольных работ снаружи.

Вторичное уплотнение в уплотнительной поверхности к шару в качестве дополнительной кольцевой канавки может иметь концентричную к оси патрубка смазочную канавку и входящую в нее смазочную линию, проходящую через стенку корпуса и седловое кольцо, а также через разделительную зону. Такая система вторичного уплотнения преимущественно применяется в тех случаях, в которых не надо опасаться образования комков в смазочном материале вследствие загрязнений твердыми веществами транспортируемой среды. Смазочная линия может проходить через разделительную зону посредством дополнительной переходной трубки, которая имеет зазор, компенсирующий относительное перемещение седлового кольца и корпуса и закрепленной с герметизирующим действием с одной стороны в крепежном элементе в корпусе, с другой стороны - в крепежном элементе в седловом кольце. Крепежные элементы в корпусе и седловом кольце расположены в одной оси с патрубком, зазор обеспечивает возможность небольшого перемещения переходной трубки в плоскости по оси патрубка. Дополнительная переходная трубка также может иметь в концах установочные канавки с уплотнениями.

Седловые кольца расположены в корпусе преимущественно с зазором в осевом направлении патрубка, причем осевой зазор может быть очень незначительным. По меньшей мере одно седловое кольцо может опираться в осевом направлении на пружинное устройство (винтовые пружины), расположенное в корпусе и обеспечивающее предварительный прижим к шару. При этом речь может идти о седловом кольце, не имеющем продувочного отвода. В основном это имеет место в шаровом кране, имеющем лишь одно запорное устройство.

В другой конструкции оба седловых кольца имеют продувочный отвод, входящий в уплотнительную поверхность шара и, возможно, в уплотнительную поверхность к корпусу. Такой кран может иметь любое запорное устройство, причем в зависимости от направления в запорном положении может быть проведен продувочный контроль. В открытом положении оба седловых кольца поддаются отдельному контролю.

В конце концов в исполнении с защитой по проворачиванию предусмотрены входящие в зацепление друг с другом радиальные и осевые выступы на корпусе и седловом кольце. Защита от проворачивания в частности способствует проходу контрольной линии через разделительную зону, причем все-таки обеспечена возможность осевого перемещения седловых колец.

Дальнейшие подробности и преимущества изобретения вытекают из нижеприведенного описания чертежа, на котором изображено два основных исполнения изобретения.

На фиг. 1 изображен шаровой кран с продувочным отводом лишь на одном седловом кольце в частичном разрезе верхней части;

на фиг. 2 - пример установки двух шаровых кранов в соответствии с фиг. 1, расположенных до и после компрессора;

на фиг. 3 - шаровой кран с продувочным отводом на двух седловых кольцах в частичном разрезе верхней части.

В нижеследующем описании предметно и функционально соответствующие друг другу детали различных конструктивных исполнений обозначены идентичными ссылочными номерами. В этом отношении описание распространяется на оба конструктивных исполнения.

Шаровой кран, соответствующий фиг. 1, имеет цельносварной корпус 1 с рубашкой 2 корпуса, торцевыми стенками 3 и 4 и патрубок 5. В корпус 1 вставлена шаровая пробка 6 с верхними поводками 6", которые входят в зацепление с нижней частью приводного вала 8. Под нижней частью 7 приводного вала 8 расположено технологическое отверстие шаровой пробки 6, которая закрыта резьбовой пробкой 6"". Вал 8 проходит через трубчатую рубашку 2 и, герметизируя, расположен в цилиндрической отбортовке 9. В верхнем конце вала 8 предусмотрены призматические шпонки 10, служащие для соединения с переключающей передачей, которая может быть прикреплена к фланцу 11 отбортовки 9.

Для плавающей установки шаровой пробки 6 в корпусе 1 расположены седловые кольца 12 и 13, опирающиеся в осевом и радиальном направлениях на внутренние расточки 14 стенок 3 и 4 корпуса 1. В осевом направлении (этот термин всегда относится к оси патрубков 5) седловые кольца 12 и 13 имеют небольшой зазор, что обеспечивает плавающую установку шаровой пробки 6.

Седловые кольца внутри имеют сферические уплотнительные поверхности 15 и 16, которыми они прилегают к рубашке шаровой пробки 6. Снаружи они имеют уплотнительные поверхности 17, обращенные к внутренним расточкам 14 стенки 3 и 4. Седловые кольца 12 и 13 сферическими уплотнительными поверхностями 15 и 16 прижимаются к шаровой пробке 6 пружинными средствами. В седловом кольце 12 последние выполнены в виде кольца круглого сечения 18, установленного в канавке в торцовом участке уплотнительной поверхности 17. В седловом кольце 13 пружинное средство имеет винтовые пружины 19, которые распределены вокруг оси патрубка в крепежных элементах стенки 4. Винтовые пружины 19 выверены в осевом направлении и прижимаются к торцевой стороне седлового кольца 13.

Кольцо круглого сечения 18, изготовленное из пластмассы или эластомера (например, материала Витон), кроме предварительного натяжения пружины вызывают также эффект герметизации в зоне уплотнительной поверхности 17. Дополнительное кольцо круглого сечения 20, изготовленное из того же материала, расположено в канавке на окружности седлового кольца 12 и опирается также на внутреннюю расточку 14. Кольцо круглого сечения 20 компенсирует необходимый для осевого перемещения седлового кольца 12 меньший размер седлового кольца относительно внутренней расточки 14 и одновременно обеспечивает герметизацию между стенкой 3 и седловым кольцом 12. По тем же причинам в соответствующей окружности седлового кольца 13 в канавке установлено кольцо круглого сечения 21.

Оба седловых кольца 12 и 13 на их сферических уплотнительных поверхностях 15 и 16 снабжены смазочными канавками 22 и 23. По меньшей мере на седловом кольце 12 смазочная канавка 22 соединена со смазочной линией 24, проходящей радиально через седловое кольцо 12 и рубашку 2 корпуса. Смазочная линия 24 в виде переходной трубки 25 проходит через разделительную зону между седловым кольцом 12 и корпусом 1. Переходная трубка с обеих концов имеет уплотнительные кольца 26 в установочных канавках, размещенных в креплениях седлового кольца 12 или рубашки 2 корпуса. Названное крепление выполнено в виде приваренной гильзы 27, в которую вставлен доступный снаружи винт регулировки подачи смазочного материала 28. Переходная трубка 25 имеет небольшой зазор между уплотнительными кольца 26 в седловом кольце 12 в корпусе 1, так что она может незначительно перемещаться в плоскости чертежа и может повторить осевые движения седлового кольца 12.

В таком исполнении лишь седловое кольцо 12 оснащено продувочными отводами. Продувочный отвод имеет кольцевую канавку 29 сферической уплотнительной поверхности 15. В кольцевую канавку 29 входит контрольная линия 30, проходящая через седловое кольцо 12 и стенку 3 корпуса. Через разделительную полость между седловым кольцом 12 и внутренней расточкой 14 проходит переходная трубка 31, установленная с обоих концов в креплениях стенки 3 и седловым кольцом 12. Трубка 31 в местах крепления имеет уплотнительное кольцо 32, размещенное в установочной канавке трубки. Переходная трубка 31 имеет небольшой зазор в местах крепления, чтобы она смогла компенсировать осевые движения седлового кольца 12.

Кроме этого продувочного отвода для уплотнительной поверхности 15 к шаровой пробке 6 предусмотрен продувочный отвод для уплотнительной поверхности 17 к корпусу 1. Он также оснащен кольцевой канавкой 33 (лишь условно обозначенной на чертеже), проходящей концентрично к оси патрубка по окружности радиально расположенной поверхности внутренней расточки 14. В кольцевую канавку 33 входит дополнительная контрольная линия 34, совмещенная в стенке 3 с контрольной линией 30 в общую контрольную линию 35. Общая контрольная линия 35 доходит до игольчатого клапана 36, на котором снаружи может быть осуществлен продувочный процесс.

Шаровой кран имеет следующие возможности эксплуатации и контроля. Через него проходит поток в направлении стрелки А, в котором должна быть обеспечена герметизация. В показанном открытом положении шаровой пробки 6 давление среды оказывает воздействие на торцевые поверхности седловых колец 12 и 13, прижимая их с обеспечением первичной герметизации к пробке 6. Кроме того, на седловом кольце 12 действуют вторичные уплотнения смазочными материалами в зоне уплотнительной поверхности 15 и колец круглого сечения 18 и 20 (мягкие уплотнения) в зоне уплотнительной поверхности 17. С помощью продувочного отвода через контрольную линию 35 можно проверить эффект герметизации шаровой пробки 6 посредством седлового кольца 12 при открытом шаровом кране без прерывания эксплуатации. Если седловое кольцо 12 герметично, первичные и вторичные уплотнения предотвращают утечку газов из полости 37 между корпусом 1, седловым кольцом 12 и шаровой пробкой 6 через кольцевые канавки 29 и 33. Со стороны подачи потока соответствующий эффект герметизации седлового кольца 13 поддается контролю только через вентиляционный выпуск 2" в корпусе.

В закрытом положении шаровой пробки 6, достигаемом путем ее проворачивания на 90o по отношению к показанному на чертеже положению, шаровая пробка 6 под действием перепада давлений между стороной отвода потока (слева на чертеже) и стороной подачи потока (справа на чертеже) прижимается к сферическим уплотнительным поверхностям 15 седлового кольца 12. Созданию усилия прижима способствует вторичное уплотнение седлового кольца 13 посредством смазочной системы и кольца круглого сечения 23. Высокие усилия прижима вызывают первичное уплотнение между двумя металлическими поверхностями в зоне контакта уплотнительной поверхности 15 и шаровой пробки 6. В этом положении продувочный отвод через контрольную линию 35 также позволяет определить негерметичности, которые могут вызвать утечку из полости 37 в патрубок 5 на стороне отвода потока. Для проверки герметизации седлового кольца 13 на стороне подачи потока необходимо также использовать вентиляционный выпуск 2 в корпусе.

В соответствии с фиг. 2 могут применяться два шаровых крана 38 вышеописанного типа перед и за компрессором 39. В компрессорном режиме работы газ протекает в направлении D. Для проведения контрольных и инспекционных работ на компрессоре 39 последний должен иметь возможность отсоединения от газопроводной сети 40. Для этого два шаровых крана 38 седловыми кольцами на стороне ствола потока и соответствующими продувочными отводами 36 соответственно обращены к компрессору 39. Таким образом, запорные устройства шаровых кранов 38 расположены противоположно друг к другу.

В шаровом кране в соответствии с фиг. 3 седловые кольца 12 соответствуют друг другу, они оснащены соответственно продувочными отводами к шаровой пробке 6 и стенкам 3 корпуса. Продувочные отводы сконструированы в соответствии с фиг. 1, причем дополнительное уплотнительное кольцо 41, размещенное между разделительным разъемом, прилегает снаружи к стенке 3 и седловому кольцу 12, а внутри - к суженному цилиндрическому участку переходной трубки 31.

Относительно вторичного уплотнения в сферических уплотнительных поверхностях 15 к шару имеется разница в том отношении, что там предусмотрены концентричные к оси патрубка мягкие уплотнения 42 и 43 из материалов ПТФЭ. Уплотнительное кольцо 42 имеет цилиндрическую форму и выверено в осевом направлении, а уплотнительное кольцо 43 имеет плоскую форму и радиальную установку.

Уплотнительная поверхность 17 оснащена, как и в предыдущих примерах исполнения, мягкими уплотнениями 18 и 20 в виде колец из Витона, имеющих снаружи соответственно два дополнительных кольца из ПТФЭ.

В конечном счете в этом варианте представлена защита от проворачивания для седлового кольца 12 указанного слева на чертеже. Она имеет радиально расположенный палец 44 седлового кольца 12, взаимодействующий с двумя установленными в осевом направлении пальцами 45 стенки 3 корпуса. Пальцы 44 и 45 соответственно ввернуты в несущие элементы.

Шаровой кран, соответствующий фиг. 3, имеет возможность прохода потока и закрытия в обоих направлениях. В представленном на фиг. 3 открытом положении шаровой пробки 6, в частности, действуют вторичные уплотнения 18, 20, 42 и 43, обеспечивающие разделение поперечного сечения потока от полости 37. Дополнительно на торцевые поверхности обоих седловых колец 12 действует давление среды, прижимая их с герметизирующим эффектом к шаровой пробке 6. Эффективность действия уплотнений может быть проверена в режиме работы при помощи продувочных отводов в контрольной линии 36.

В закрытом положении шаровой пробки, достигаемой за счет ее поворачивания на 90o по отношению к плоскости чертежа, вторичные уплотнения 42, 43, 18 и 29 способствуют созданию давления прижима, под действием которого шар прижимается к седловому кольцу 12 на стороне отвода потока с герметизирующим эффектом. Седловое кольцо 12 на стороне подачи потока в результате действия давления среды на его торцевую поверхность с герметизирующим эффектом прижимается к пробке 6, благодаря чему прижатие шара к седловому кольцу 12 на стороне отвода потока дополнительно повышается. И в этой закрытой позиции герметизирующий эффект относительно потока газа, проходящего от полости 37 в патрубок 5, может быть проверен через продувочный отвод в контрольной линии 36. В этом положении, однако, также может быть проверен герметизирующий эффект на седловом кольце 12 на стороне подачи потока, для этого применяется продувочный отвод на стороне подачи потока в контрольной линии 36 или традиционный вентиляционный клапан 44.

В связи с симметричным выполнением седловых колец вышеописанные проверки могут быть проведены также при обратном направлении потока и закрытии.

Класс F16K5/20 для пробок со сферическими поверхностями 

Наверх