лестничный подъемник для инвалидов

Классы МПК:B66B9/08 комбинированные с лестницами, например для транспортировки инвалидов 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Совет ВОИР Научно-Производственное Объединение "Молния"
Приоритеты:
подача заявки:
1997-09-10
публикация патента:

Подъемник содержит грузовую платформу с вертикальной несущей стенкой и откидной площадкой, установленную с помощью верхней и нижней кареток на двух разнесенных по высоте трубчатых рельсах, в верхнем из которых выполнена продольная прорезь, ведущую звездочку, расположенную на верхней лестничной площадке, привод и замкнутую тросовую передачу, тяговая ветвь которой проложена в вернем рельсе и оснащена равномерно закрепленными по ее длине шаровыми тяговыми элементами, а возвратная ветвь - в нижнем рельсе и оснащена равномерно распределенными вдоль нее и свободно установленными на тросе бочкообразными центрирующими элементами и жестко закрепленными между ними трубчатыми цилиндрическими проставками. Каретки установлены на несущей стенке с возможностью поворота относительно оси, перпендикулярной несущей стенке. Верхняя каретка снабжена двумя роликами, опирающимися на верхний рельс, и двумя поводками, а нижняя каретка - вертикальным и четырьмя горизонтальными роликами, охватывающими нижний рельс. Тяговая и возвратная ветви тросовой передачи соединены между собой на выходе из ведущей звездочки, а их вторые концы закреплены в поводках, скользящих в продольной прорези верхнего рельса. Технической результат от использования изобретения заключается в расширении эксплуатационных возможностей подъемника и снижении мощности электропривода для перемещения грузовой платформы. 7 з.п. ф-лы, 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6

Формула изобретения

1. Лестничный подъемник для инвалидов, содержащий грузовую платформу с вертикальной несущей стенкой и откидной площадкой, установленную с помощью верхней и нижней подвесок на направляющих в виде двух закрепленных на стене лестничного марша и разнесенных по высоте трубчатых рельсов, в верхнем из которых выполнена продольная прорезь, и устройство для перемещения грузовой платформы, включающее расположенный на верхней лестничной площадке привод с ведущей звездочкой на выходном валу, и охватывающую ее замкнутую тросовую передачу, тяговая ветвь которой проложена в верхнем рельсе и оснащена равномерно закрепленными по ее длине шаровыми тяговыми элементами, а возвратная ветвь проложена в нижнем рельсе и оснащена равномерно распределенными вдоль нее центрирующими элементами, при этом грузовая платформа соединена с тяговой ветвью поводком, скользящим в продольной прорези верхнего рельса, а ее верхняя подвеска снабжена роликами, опирающимися на верхний рельс, отличающийся тем, что грузовая платформа снабжена дополнительным поводком, верхняя и нижняя подвески грузовой платформы выполнены в виде кареток, установленных на несущей стенке с возможностью поворота относительно оси, перпендикулярной несущей стенке, верхняя каретка оснащена полкой, расположенной под верхним рельсом, на которой закреплены оба поводка, нижняя каретка снабжена четырьмя горизонтальными роликами с односторонними ребордами, охватывающими попарно сверху и снизу нижний рельс, и размещенным между ними вертикальным роликом, контактирующим с боковой поверхностью нижнего рельса, нижняя ветвь тросовой передачи оснащена трубчатыми цилиндрическими проставками, жестко закрепленными на тросе между центрирующими элементами, центрирующие элементы выполнены бочкообразными и свободно установлены на тросе, тяговая и возвратная ветви тросовой передачи соединены между собой на выходе из ведущей звездочки, а их вторые концы закреплены в поводках верхней каретки.

2. Подъемник по п.1, отличающийся тем, что оси поворота верхней и нижней кареток расположены в одной вертикальной плоскости.

3. Подъемник по п. 1 или 2, отличающийся тем, что он снабжен третьим трубчатым рельсом с продольной прорезью на боковой поверхности, обращенной к грузовой платформе, закрепленным на стене лестничного марша между верхним и нижним рельсами, а грузовая платформа снабжена жестко закрепленным на ее несущей стенке стабилизирующим элементом в виде горизонтального стержня с шаровым наконечником, контактирующим с внутренней поверхностью третьего рельса.

4. Подъемник по п.3, отличающийся тем, что на поверхность шарового наконечника нанесено антифрикционное покрытие.

5. Подъемник по любому из пп.1 - 4, отличающийся тем, что шаг между бочкообразными центрирующими элементами тросовой передачи выполнен меньшим шага между шаровыми тяговыми элементами, а тяговая и возвратная ветви тросовой передачи соединены между собой натяжным устройством регулируемой длины в виде стяжной муфты.

6. Подъемник по любому из пп.1 - 5, отличающийся тем, что на боковой поверхности бочкообразных центрирующих элементов выполнены кольцевые канавки, заполненные твердой смазкой, например, на основе парафинов.

7. Подъемник по любому из пп.1 - 5, отличающийся тем, что на боковой поверхности бочкообразных центрирующих элементов выполнены кольцевые канавки, в которых установлены пористые кольца, пропитанные консистентной смазкой.

8. Подъемник по п.7, отличающийся тем, что пористые кольца выполнены из фетра.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, в частности к пассажирским наклонным подъемникам, и может быть использовано в больницах, жилых зданиях, музеях, спортивных сооружениях, магазинах и прочих объектах для транспортирования инвалидных колясок и лиц с ограниченной подвижностью по лестничным маршам.

Известен лестничный подъемник для инвалидов, содержащий грузовую платформу с вертикальной несущей стенкой и откидной площадкой, установленную на направляющих в виде рельсов, два из которых неподвижно закреплены на стене лестничного марша и разнесены по высоте, а третий рельс расположен у перил лестницы. Откидная площадка снабжена консолью с роликом, опирающимся в рабочем положении на третий рельс. Подъемник оснащен ручным приводом грузовой платформы, включающим в себя редуктор и барабан с тросом. Привод смонтирован на вертикальной несущей стенке грузовой платформы и снабжен съемной рукояткой с выступом, соответствующим профилю гнезда выходного вала редуктора (см. авт. св. СССР N 1634618, кл. B 66 B 9/08, 1991). Данный подъемник неудобен в эксплуатации, так как используется ручной привод и все обслуживание подъемника осуществляется непосредственно инвалидом. Кроме того, при спуске и подъеме грузовой платформы перекрывается весь лестничный марш, что делает его недоступным для прохода по нему других лиц.

Известен также лестничный подъемник для инвалидов, содержащий грузовую платформу с вертикальной несущей стенкой и откидной площадкой, установленную с помощью верхней и нижней подвесок на направляющих в виде двух закрепленных на стене лестничного марша и разнесенных по высоте рельсов с ромбовидным поперечным сечением, в верхнем из которых выполнена продольная прорезь, и устройство для перемещения грузовой платформы, включающее расположенный на нижней лестничной площадке привод с ведущей звездочкой на выходном валу, и охватывающую ее замкнутую передачу, состоящую из отдельных подвижно состыкованных толкающих элементов, расположенных непрерывной цепочкой внутри ромбовидных рельсов.

Каждый из толкающих элементов выполнен в виде параллелепипеда со сферической головкой, цилиндрической проточкой в средней части и сферической выемкой в основании. Толкающие элементы оснащены тремя роликами, два из которых контактируют со смежными боковыми поверхностями ромбовидного рельса, а третий ролик обкатывается по поверхности двугранного угла, противолежащего указанным боковым поверхностям. Сферические головка и выемка толкающего элемента контактируют с аналогичными выемкой и головкой соседнего толкающего элемента. Пальцы ведущей звездочки входят в зацепление с цилиндрическими проточками толкающих элементов. Верхняя и нижняя подвески платформы объединены параллелограммным механизмом с двумя вертикальными штангами и соединяющими их поперечными стержнями. Верхняя подвеска выполнена в виде двух закрепленных на верхних концах вертикальных штанг роликов, размещенных внутри верхнего рельса между толкающими элементами, а нижняя подвеска оснащена двумя роликовыми каретками, закрепленными на вертикальных штангах с возможностью поворота (см. патент ЕПВ N 0152136, кл. B 66 B 9/08, 1987). Использование для перемещения грузовой платформы замкнутой передачи в виде цепочки из отдельных контактирующих друг с другом по сферическим поверхностям толкающих элементов делает возможным применение данного подъемника только для лестничных маршев малой протяженности. Оснащение толкающих элементов роликами не приводит к существенному увеличению расстояния, на которое можно переместить грузовую платформу, но приводит к усложнению изготовления и монтажа подъемника и резкому увеличению его стоимости. При увеличении протяженности лестничного марша быстро возрастают усилия на проталкивание цепочки толкающих элементов, а при длине лестничного марша 5 м и более неизбежно заклинивание указанной цепочки даже при наличии роликов.

Наиболее близким к заявляемому изобретению по совокупности существенных признаков является лестничный подъемник для инвалидов, содержащий грузовую платформу с вертикальной несущей стенкой и откидной площадкой, установленную с помощью верхней и нижней подвесок на направляющих в виде двух закрепленных на стене лестничного марша и разнесенных по высоте трубчатых рельсов, в верхнем из которых выполнена продольная прорезь, и устройство для перемещения грузовой платформы, включающее расположенный на верхней лестничной площадке привод с ведущей звездочкой на выходном валу, ведомую звездочку, расположенную на нижней лестничной площадке, и охватывающую ведущую и ведомую звездочки замкнутую тросовую передачу, тяговая ветвь которой проложена в верхнем рельсе и оснащена равномерно закрепленными по ее длине шаровыми тяговыми элементами, а возвратная ветвь проложена в нижнем рельсе и выполнена аналогично тяговой ветви. Грузовая платформа соединена с тяговой ветвью поводком, скользящим в продольной прорези верхнего рельса, а ее верхняя подвеска снабжена роликами, опирающимися на верхний рельс. Нижняя подвеска выполнена в виде двух втулок, свободно скользящих по нижнему рельсу (см. патент Германии N 2719120, кл. B 66 B 9/08, 1987). При перемещении грузовой платформы, например при подъеме ее с нижней лестничной площадки, привод вращает ведущую звездочку, пальцы которой зацепляются за тяговые шаровые элементы верхней ветви замкнутой тросовой передачи и приводят ее в движение. Нижняя ветвь тросовой передачи перемещается внутри нижнего рельса и шаровые элементы обеспечивают центровку троса внутри него.

Данный подъемник с успехом используется для прямолинейных лестничных маршев при высоте подъема до 4 - 6 м. Однако, этот подъемник не может быть использован на многомаршевых лестницах, особенно при их пространственном расположении, так как нижняя подвеска жестко координирует взаимное положение грузовой платформы и нижнего рельса, что делает невозможным ее перемещение при изгибе данного рельса. Кроме того, для перемещения грузовой платформы требуется привод повышенной мощности, так как в тяговой и возвратной ветвях тросовой передачи шаровые элементы жестко закреплены на тросе и при его перемещении возникают большие усилия трения скольжения.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является создание лестничного подъемника для инвалидов, который можно эксплуатировать в любых зданиях и сооружениях с многомаршевыми лестницами, в том числе с пространственным расположением лестничных маршев, и с криволинейными, например, винтовыми лестницами.

Дополнительной задачей изобретения является снижение мощности привода для перемещения грузовой платформы.

Еще одной задачей изобретения является повышение технологичности изготовления и монтажа подъемника и снижение его стоимости.

Поставленные технические задачи решаются тем, что в известном лестничном подъемнике для инвалидов, содержащем грузовую платформу с вертикальной несущей стенкой и откидной площадкой, установленную с помощью верхней и нижней подвесок на направляющих в виде двух закрепленных на стене лестничного марша и разнесенных по высоте трубчатых рельсов, в верхнем из которых выполнена продольная прорезь, и устройство для перемещения грузовой платформы, включающее расположенный на верхней лестничной площадке привод с ведущей звездочкой на выходном валу, и охватывающую ее замкнутую тросовую передачу, тяговая ветвь которой проложена в верхнем рельсе и оснащена равномерно закрепленными по ее длине шаровыми тяговыми элементами, а возвратная ветвь проложена в нижнем рельсе и оснащена равномерно распределенными вдоль нее центрирующими элементами, при этом грузовая платформа соединена с тяговой ветвью поводком, скользящим в продольной прорези верхнего рельса, а ее верхняя подвеска снабжена роликами, опирающимися на верхний рельс, согласно изобретению грузовая платформа снабжена дополнительным поводком, а ее верхняя и нижняя подвески выполнены в виде кареток, установленных на несущей стенке с возможностью поворота относительно оси, перпендикулярной несущей стенке. Верхняя каретка оснащена полкой, расположенной под верхним рельсом, на которой закреплены оба поводка, а нижняя каретка - четырьмя горизонтальными роликами с односторонними ребордами, охватывающими попарно сверху и снизу нижний рельс, и размещенным между ними вертикальным роликом, контактирующим с боковой поверхностью нижнего рельса. Нижняя ветвь тросовой передачи оснащена трубчатыми цилиндрическими проставками, жестко закрепленными на тросе между центрирующими элементами. Центрирующие элементы выполнены бочкообразными и свободно установлены на тросе. Тяговая и возвратная ветви тросовой передачи соединены между собой на выходе из ведущей звездочки, а их вторые концы закреплены в поводках верхней каретки.

Кроме этого, оси поворота верхней и нижней кареток целесообразно расположить в одной вертикальной плоскости.

Подъемник может быть снабжен третьим трубчатым рельсом с продольной прорезью на боковой поверхности, обращенной к грузовой платформе, закрепленным на стене лестничного марша между верхним и нижним рельсами, а грузовая платформа снабжена жестко закрепленным на ее несущей стенке стабилизирующим элементом в виде горизонтального стержня с шаровым наконечником, контактирующим с внутренней поверхностью третьего рельса.

На поверхность шарового наконечника целесообразно нанести антифрикционное покрытие.

Шаг между бочкообразными центрирующими элементами тросовой передачи целесообразно выполнить меньшим шага между шаровыми тяговыми элементами, а тяговую и возвратную ветви тросовой передачи соединить между собой натяжным устройством регулируемой длины в виде стяжной муфты.

На боковой поверхности бочкообразных центрирующих элементов целесообразно выполнить кольцевые канавки, которые могут быть заполнены твердой смазкой, например, на основе парафинов, или в них могут быть установлены пористые кольца из фетра, пропитанные консистентной смазкой.

Сущность изобретения заключается в том, что в заявленном лестничном подъемнике верхняя и нижняя подвески грузовой платформы выполнены в виде кареток, установленных с возможностью поворота относительно несущей стенки грузовой платформы, что дает возможность роликам кареток без заклинивания отслеживать вертикальные, горизонтальные и пространственные изгибы верхнего и нижнего рельсов. Наличие в нижней каретке четырех горизонтальных роликов с односторонней ребордой, попарно охватывающих нижний рельс, и размещенного между ними вертикального ролика, контактирующего с боковой поверхностью нижнего рельса, обеспечивает стабилизацию грузовой платформы при прохождении изгибов.

Оснащение возвратной ветви тросовой передачи бочкообразными центрирующими элементами, свободно установленными на тросе, уменьшает усилия на протягивание тросовой передачи вдоль рельсов, так как заменяет трение скольжения на трение качения. Бочкообразные центрирующие элементы при увеличении трения в точке контакта со стенкой рельса будут вращаться вокруг троса и обкатываться по стенке вокруг точки контакта, исключая, тем самым, заклинивание возвратной ветви тросовой передачи внутри рельса. Свободная установка бочкообразных центрирующих элементов на тросе не ухудшает тяговых характеристик подъемника, так как усилия от веса грузовой платформы воспринимаются шаровыми элементами тяговой ветви и ведущей звездочкой и не передаются на бочкообразные центрирующие элементы возвратной ветви. Так как изготовление тросовой передачи со свободно установленными бочкообразными центрирующими элементами технологически проще и дешевле, чем с жестко закрепленными шаровыми элементами, то такое выполнение возвратной ветви упрощает изготовление подъемника и снижает его стоимость. Наличие двух поводков упрощает сборку подъемника, так как каждая ветвь тросовой передачи может быть полностью изготовлена и испытана в цеховых условиях.

Расположение осей поворота верхней и нижней кареток в одной вертикальной плоскости упрощает проектирование и монтаж подъемника.

Наличие третьего трубчатого рельса с продольной прорезью на боковой поверхности, обращенной к грузовой платформе, и стабилизирующего элемента в виде горизонтального стержня с шаровым наконечником, контактирующим с внутренней поверхностью третьего рельса, обеспечивает устойчивое, без раскачивания, перемещение грузовой платформы вдоль лестничных маршев с крутыми поворотами.

Выполнение возвратной ветви тросовой передачи с шагом между бочкообразными центрирующими элементами, меньшим шага между шаровыми тяговыми элементами, дает возможность использовать для монтажа и наладки тросовой передачи подъемника упрощенного натяжного устройства в виде стяжной муфты регулируемой длины.

Снижению усилий на перемещение тросовой передачи способствует выполнение на боковой поверхности бочкообразных центрирующих элементов кольцевых канавок, которые заполняются твердой смазкой, например, на основе парафинов. При этом уменьшается трение в нижнем и верхнем рельсах, так как при перемещении возвратной ветви вдоль верхнего рельса одновременно смазывается его внутренняя поверхность.

Аналогичный результат достигается при размещении в канавках пористых колец, например из фетра, пропитанных консистентной смазкой.

Технический результат от использования изобретения заключается в расширении эксплуатационных возможностей подъемника за счет использования их в зданиях и сооружениях с пространственной конфигурацией лестничных маршев и снижения мощности электропривода для перемещения грузовой платформы.

Заявителю неизвестны лестничные подъемники для инвалидов с указанной совокупностью существенных признаков и заявленная совокупность существенных признаков не вытекает явным образом из современного уровня техники, что подтверждает соответствие заявленного изобретения критериям "новизна" и "изобретательский уровень".

На фиг. 1 изображен предлагаемый лестничный подъемник, установленный в здании с пространственным расположением лестничных маршев, общий вид; на фиг. 2 - схема расположения направляющих; на фиг. 3 - вид А на фиг. 2; на фиг. 4 - вид Б на фиг. 2 в увеличенном масштабе, вертикальная стенка грузовой платформы условно не показана; на фиг. 5 - привод грузовой платформы, общий вид; на фиг. 6 - место В на фиг. 5.

Подъемник содержит грузовую платформу 1 с вертикальной несущей стенкой 2 и откидной площадкой 3, установленную с помощью верхней 4 и нижней 5 кареток на направляющих в виде двух закрепленных на стенах лестничных маршев и разнесенных по высоте верхнего 6 и нижнего 7 трубчатых рельсов. В верхнем рельсе снизу выполнена продольная прорезь 8. Верхний и нижний рельсы изогнуты в соответствии с профилем лестничных маршей и имеют участки с изгибами в вертикальной или горизонтальной плоскостях и участки с пространственным изгибом. При проектировании подъемника изгибы верхнего и нижнего рельсов согласуются между собой, исходя из условия сохранения вертикального положения грузовой платформы при ее перемещении.

Верхняя каретка имеет вертикальный несущий элемент 9 с полкой 10, расположенной под верхним рельсом, и силовой скобой 11, в которой закреплены два ролика 12, опирающихся на верхний рельс. Несущий элемент верхней каретки оснащен цапфой 13, закрепленной в подшипнике 14 на вертикальной несущей стенке грузовой платформы. Ось цапфы перпендикулярна данной стенке, что дает возможность верхней каретке поворачиваться относительно нее. Ролики верхней каретки имеют конические проточки 15, что обеспечивает повышенную устойчивость каретки при перемещении по верхнему рельсу.

Нижняя каретка имеет планшайбу 16, на которой закреплены четыре горизонтальных ролика 17 с односторонними ребордами 18, охватывающими попарно сверху и снизу нижний рельс, и размещенный между ними вертикальный ролик 19, контактирующий с боковой поверхностью нижнего рельса. Планшайба нижней каретки оснащена цапфой 20, закрепленной в подшипнике 21 на вертикальной несущей стенке грузовой платформы. Ось цапфы перпендикулярна данной стенке, что дает возможность нижней каретке поворачиваться относительно нее. Оси цапф верхней и нижней кареток расположены в одной вертикальной плоскости, что упрощает проектирование и монтаж подъемника.

Подъемник оснащен устройством для перемещения грузовой платформы, включающим расположенный на верхней лестничной площадке привод 22 с электродвигателем 23. Электродвигатель соединен с помощью ременной передачи 24 с редуктором 25, на выходном валу которого установлена ведущая звездочка 26, имеющая форму барабана 27, на цилиндрической поверхности которого выполнены равномерно распределенные углубления 28 сферической или цилиндрической формы. Привод закрыт кожухом 29, к которому подстыкованы верхний и нижний рельсы, вторые концы которых последовательно соединены между собой на нижней лестничной площадке.

Устройство для перемещения грузовой платформы включает в себя также замкнутую тросовую передачу, тяговая ветвь которой проложена в верхнем рельсе, а возвратная - в нижнем. Тяговая ветвь охватывает ведущую звездочку и оснащена равномерно распределенными по ее длине шаровыми тяговыми элементами 30, диаметр которых соответствует диаметру углублений на цилиндрической поверхности барабана. Шаровые тяговые элементы жестко закреплены на тросе 31 тяговой ветви с шагом 126 мм. Возвратная ветвь оснащена равномерно распределенными вдоль нее и свободно установленными на ее тросе 32 бочкообразными центрирующими элементами 33 и жестко закрепленными между ними трубчатыми цилиндрическими проставками 34. На боковой поверхности центрирующих элементов выполнены кольцевые канавки 35, которые могут быть заполнены твердой смазкой на основе парафинов или в них могут быть установлены пористые кольца 36 из фетра, пропитанные консистентной смазкой, как показано на фиг. 4. Центрирующие элементы установлены на возвратной ветви тросовой передачи с шагом 57 мм. Тяговые и центрирующие элементы выполнены из изоляционного материала с низким коэффициентом трения и имеют диаметр, несколько меньший внутреннего диаметра верхнего и нижнего рельсов.

Тяговая и возвратная ветви тросовой передачи соединены между собой на выходе из ведущей звездочки 26 натяжным устройством регулируемой длины в виде стяжной муфты 37, а их вторые концы закреплены в поводках 38 и 39, скользящих в продольной прорези верхнего рельса. Поводки жестко закреплены на полке 10 несущего элемента верхней каретки. При переходе с нижнего рельса на верхний возвратная ветвь тросовой передачи пропущена через обводное колено 40, соединяющее нижние концы рельсов.

При эксплуатации подъемника на лестничных маршах с резкими поворотами верхний и нижний рельсы выполняются с уменьшенными малыми радиусами изгиба и для прохождения нижней каретки через поворот необходимо иметь зазоры между ребордами 18 роликов 17 нижней каретки и нижним рельсом. В этом случае в состав подъемника включается третий трубчатый рельс 41, расположенный между верхним и нижним рельсами. Положение третьего рельса и его изгиб согласуются с изгибами верхнего и нижнего рельсов. Третий рельс выполнен с продольной прорезью 42 на боковой поверхности, обращенной к вертикальной несущей стенке грузовой платформы. На вертикальной несущей стенке грузовой платформы жестко закреплен стабилизирующий элемент 43 в виде горизонтального стержня 44 с шаровым наконечником 45, контактирующим с внутренней поверхностью третьего рельса. На поверхность шарового наконечника нанесено антифрикционное покрытие из фторопласта. Шаровой наконечник 45 также может быть выполнен свободно вращающимся в подшипниках вокруг оси горизонтального стержня.

Подъемник оснащен системой автоматического торможения грузовой платформы при обрыве троса (на чертеже не показана) и сдублированными пультами управления 46, два из которых установлены на верхней и нижней площадках лестничных маршев и предназначены для обслуживающего персонала и лиц, сопровождающих инвалидов, а третий пульт управления - на грузовой платформе.

Грузовая платформа оснащена механизмом для откидывания ее площадки в рабочее или убранное положение (на чертеже не показан), откидными наклонными мостиками 47 для удобства въезда инвалидной коляски на откидную площадку и съезда с нее, откидным сиденьем 48 и откидными поручнями 49. Подъемник может оснащаться также дополнительными средствами, повышающими безопасность подъема или спуска инвалида по лестничным маршам, например фиксаторами инвалидной коляски на откидной площадке грузовой платформы.

Лестничный подъемник обслуживается специально обученным персоналом и работает следующим образом.

Для транспортировки инвалида, например, с нижней лестничной площадки на верхнюю грузовая платформа 1 опускается вниз по рельсам 6 и 7 и останавливается. Затем опускаются мостики 47 на нижнюю лестничную площадку и инвалид в коляске въезжает на откидную площадку 3 грузовой платформы или заходит на нее и садится на откидное сиденье 48, если он может передвигаться без коляски.

После заезда коляски на площадку мостики 47 поднимаются в транспортировочное положение. При нажатии на кнопку подъема на пульте управления 46 включается электродвигатель 23, который вращает ведущую звездочку 26, соединенную с тросовой передачей. Шаровые тяговые элементы 30 верхней ветви входят в зацепление с ответными углублениями 28 на цилиндрической поверхности барабана 27 и приводят в движение замкнутую тросовую передачу. Усилие от верхней ветви тросовой передачи передается через поводок 38 грузовой платформе, и она начинает перемещаться по рельсам 6 и 7 вдоль лестничных маршев. Возвратная ветвь тросовой передачи протягивается через обводное колено 40 и вдоль нижнего рельса 7 с помощью поводка 39, что предотвращает ее заклинивание в нижнем рельсе. Во время движения грузовой платформы инвалид держится за поручень 49, что повышает безопасность подъема-спуска.

При перемещении грузовой платформы по криволинейным участкам верхнего и нижнего рельсов, изогнутых в вертикальной плоскости, верхняя 4 и нижняя 5 каретки поворачиваются относительно вертикальной несущей стенки 2 грузовой платформы, отслеживая изгиб рельсов. При этом сама грузовая платформа остается в вертикальном положении, так как изгибы верхнего и нижнего рельсов согласованы между собой.

При перемещении грузовой платформы по криволинейным участкам верхнего и нижнего рельсов, изогнутых в горизонтальной плоскости, нижняя каретка 5 отслеживает изгиб нижнего рельса 7, все время касаясь вертикальным роликом 19 боковой поверхности нижнего рельса. Реборды 18 горизонтальных роликов 17 обкатываются по противоположной стороне нижнего рельса, удерживая грузовую платформу от соскальзывания с этого рельса. Ролики 12 верхней каретки 4 обкатываются по верхнему рельсу 6, отслеживая его изгиб. В целом грузовая платформа сохраняет вертикальное положение. Допустимый радиус изгиба рельсов определяется размерами грузовой платформы, выносом ее относительно верхнего и нижнего рельсов и зазорами между ребордами 18 горизонтальных роликов 17 и нижним рельсом 7.

При пространственном изгибе верхнего и нижнего рельсов в двух плоскостях одновременно с обкаткой вертикального ролика 19 по нижнему рельсу верхняя 4 и нижняя 5 каретки поворачиваются относительно вертикальной несущей стенки грузовой платформы, отслеживая пространственный изгиб верхнего и нижнего рельсов.

При подходе к верхней лестничной площадке грузовая платформа замыкает конечный контакт и останавливается. Опускаются мостики 47 на верхнюю лестничную площадку, и инвалид в коляске съезжает с откидной площадки грузовой платформы или сходит с нее, если он может передвигаться без коляски.

Транспортировка инвалида с верхней лестничной площадки на нижнюю производится аналогично. Основное усилие для удержания грузовой платформы при спуске приходится на участок тяговой ветви тросовой передачи между поводком 38 и ведущей звездочкой 26 и скорость спуска определяется режимом работы электродвигателя. Усилие для натяжения тросовой передачи и предотвращения ее заклинивания при перемещении бочкообразных центрирующих элементов 33 возвратной ветви вдоль верхнего рельса и шаровых элементов 30 тяговой ветви вдоль нижнего рельса создается ведущей звездочкой 26.

При эксплуатации подъемника на лестничных маршах с резкими поворотами используются подъемники с третьим рельсом 41. В этом случае при перемещении грузовой платформы 1 верхняя и нижняя каретки 4 и 5 работают аналогично предыдущему примеру выполнения, но требуются большие зазоры между ребордами 18 горизонтальных роликов 17 и нижним рельсом 7. Шаровой наконечник 45 перемещается вдоль третьего рельса 41, стабилизируя грузовую платформу от раскачивания при резких поворотах, компенсируя люфты в указанных зазорах.

Заявленное изобретение может быть изготовлено промышленным способом с использованием современных материалов и технологий, что подтверждает его промышленную применимость.

Класс B66B9/08 комбинированные с лестницами, например для транспортировки инвалидов 

подъемник для прямолинейных лестничных маршей -  патент 2509711 (20.03.2014)
зубчатая рейка и способ ее формирования -  патент 2509242 (10.03.2014)
лестничный подъемник -  патент 2462408 (27.09.2012)
подвесной лестничный подъемник -  патент 2453490 (20.06.2012)
подвесной лестничный подъемник -  патент 2448893 (27.04.2012)
подъемник -  патент 2435727 (10.12.2011)
устройство для перемещения инвалидов по лестничным пролетам лаврентьева в.н. -  патент 2423312 (10.07.2011)
устройство для транспортировки тяжеловесных грузов по лестничным пролетам -  патент 2380307 (27.01.2010)
устройство для перемещения инвалидов по лестничным пролетам -  патент 2324640 (20.05.2008)
лестничный подъемник (варианты) -  патент 2317936 (27.02.2008)
Наверх