ведомая звездочка цепной передачи

Классы МПК:F16H7/06 цепные 
F16H55/30 звездочки цепных передач
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Кубанский государственный технологический университет
Приоритеты:
подача заявки:
1996-07-09
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных агрегатах, содержащих двухваловые и многоваловые цепные передачи. Ведомая звездочка цепной передачи, обеспечивающая возможность самоустановки в плоскость передачи при работе, содержит зубчатый венец и ступицу. В торцах ступицы выполнены две сообщающиеся полости, заполненные пластичным материалом. Технический результат от использования изобретения заключается в уменьшении трения, упрощение, конструкции, снижении шума и повышении плавности работы передачи. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Ведомая звездочка цепной передачи, обеспечивающая возможность самоустановки в плоскость передачи при работе и содержащая зубчатый венец и ступицу, отличающаяся тем, что в торцах ступицы выполнены две сообщающиеся полости, заполненные пластичным материалом.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных агрегатах, содержащих двухваловые и многоваловые цепные передачи.

Наиболее близким техническим решением является цепная передача, все звездочки которой, кроме ведущей, выполнены плавающими вдоль валов и состоят из зубчатого венца, имеющего возможность осевого перемещения относительно вала посредством скользящего шлицевого (шпоночного) соединения со ступицей и удерживаемого в нейтральном положении с двух сторон упругими элементами. (Авт. св. 1649181, СССР. Цепная передача /А.А. Петрик, В.Г. Сутокский/ /Открытия. Изобретения, 1991, N 18, с.139].

Недостатками конструкции ведомых звездочек данной цепной передачи являются повышенное трение в соединении зубчатый венец - ступица, сложность конструкции из-за наличия двух шлицевых или шпоночных соединений и повышенный шум при работе.

Целью изобретения является снижение износа при осевом перемещении звездочки за счет уменьшения коэффициента трения, упрощение конструкции, снижение шума и повышение плавности при работе передачи.

Сущностью изобретения является наличие двух внутренних полостей в торцах цельной звездочки, заполненных пластичной смазкой и связанных между собой, например, радиальным зазором в скользящем шпоночном (шлицевом) соединении. При работе обеспечивается самоустановка ведомых звездочек в плоскость передачи. Это снижает темп износа и повышает долговечность передачи. Замена упругих элементов сообщающимися полостями с пластичной смазкой позволила упростить конструкцию за счет применения одного скользящего шпоночного (шлицевого) соединения и для передачи вращающего момента, и для обеспечения осевой самоустановки звездочки в плоскость передачи. Демпфирующие свойства пластичной смазки обеспечат снижение шума и повышение плавности при работе.

На фиг. 1 изображена конструкция плавающей ведомой звездочки цепной передачи; на фиг. 2 - схема работы цепной передачи с предлагаемыми ведомыми звездочками.

Плавающая ведомая звездочка цепной передачи (фиг. 1) состоит из звездочки 1, соединенной при помощи скользящего шпоночного (шлицевого) соединения 2 с валом 3. В теле звездочки 1 выполнены с обеих сторон внутренние полости "а" и "б", соединенные между собой радиальным зазором в шпоночном (шлицевом) соединении 2 (сечение А-А). Эти полости закрываются снаружи крышками 4 с прокладками 5 и уплотнениями 6 при помощи болтов 7 и упругих шайб 8. Внутренние полости "а" и "б" заполняются пластичной смазкой через прессмасленки 9. Для страховки от сползания звездочки с вала применена торцевая шайба 10, крепящаяся к валу болтом 11 с многолапчатой шайбой 12.

Натяжные и отклоняющие звездочки, применяемые в ряде случаев в цепных передачах, конструктивно отличаются от ведомых, изображенных на фиг. 1, отсутствием шпонки 2 и шпоночного паза в валу, т.е. для обеспечения сообщения между полостями "а" и "б" делается шпоночный паз только в звездочке 1 и применяется скользящая посадка ее на вал 3.

На фиг. 2 показан контур 3 передачи, ведущая 1 и ведомая 2 звездочки которой находятся в ее плоскости. S1 и S2 - усилия в ветвях цепного контура. При смещении ведомой звездочки от плоскости передачи из-за погрешностей изготовления и монтажа на ведомая звездочка цепной передачи, патент № 2114346Co (цепной контур - пунктирная линия) помимо усилий S1 и S2 в ветвях контура при работе передачи возникает боковое усилие на звездочку Sб, которое стремится переместить ее в плоскость передачи, при этом пластичная смазка перелавливает из одной полости в другую. При изломе цепи в другую сторону боковое усилие с другой стороны звездочки аналогично вернет ее в плоскость передачи. Таким образом, независимо от направления излома ветви цепного контура плавающая ведомая звездочка все время будет находиться в плоскости передачи во время ее работы.

Класс F16H7/06 цепные 

передача втулочной цепью -  патент 2520186 (20.06.2014)
зубчато-цепная передача с внутренним цепным зацеплением -  патент 2520185 (20.06.2014)
динамический вариатор -  патент 2519302 (10.06.2014)
ведущая звездочка промежуточного вала, ведомая звездочка промежуточного вала и комплект ведущей и ведомой звездочек промежуточного вала -  патент 2493458 (20.09.2013)
цепная передача с автоматически изменяемым шагом -  патент 2492377 (10.09.2013)
ролико-зубчатая передача -  патент 2491456 (27.08.2013)
зубчато-цепная передача -  патент 2469229 (10.12.2012)
цепная передача -  патент 2455542 (10.07.2012)
цепная передача (варианты) и составляющие ее элементы -  патент 2439398 (10.01.2012)
шарово-зубчатая передача -  патент 2421641 (20.06.2011)

Класс F16H55/30 звездочки цепных передач

Наверх