комплекс наведения и управления полетом летательных аппаратов

Классы МПК:G05B13/04 с использованием моделей или моделирующих устройств
B64C13/18 с автопилотом
Автор(ы):, , , , , , ,
Патентообладатель(и):Акционерное общество открытого типа "Московский вертолетный завод им.М.Л.Миля"
Приоритеты:
подача заявки:
1996-12-25
публикация патента:

Комплекс наведения и управления полетом летательных аппаратов содержит блок управления, блок формирования программного параметра движения, блок датчиков параметров движения, блок датчиков возмущающего воздействия, два блока формирования интерполяционного многочлена, которые выполнены на блоках запаздывания, блоке формирования коэффициентов и суммирующем усилителе. Комплекс обеспечивает отработку начальных условий с заданным качеством управления и точное выполнение полета по пространственно-временным траекториям при возмущающих воздействиях 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. Комплекс наведения и управления полетом летательных аппаратов, содержащий блок формирования программного параметра движения, последовательно соединенные блок датчиков параметров движения и блок управления, отличающийся тем, что в него дополнительно введены два блока формирования сигналов, пропорциональных интерполяционному многочлену, и блок датчиков возмущающего воздействия, выход которого соединен с входом второго блока формирования сигналов, пропорциональных интерполяционному многочлену, выход которого соединен с вторым входом блока управления, третий вход которого соединен с выходом первого блока формирования сигналов, пропорциональных интерполяционному многочлену, вход которого соединен с выходом блока формирования программного параметра движения.

2. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что блок формирования сигналов, пропорциональных интерполяционному многочлену, содержит первый, ..., К-тый блоки запаздывания, блок формирования коэффициентов, второй, ..., К + 1-й входы которого соединены соответственно с выходами блоков запаздывания и суммирующий усилитель, на первый, ..., К + 1-й входы которого подключены соответственно первый, ..., К + 1-й выходы блока формирования коэффициентов, первый вход которого и входы блоков запаздывания объединены и являются входом блока формирования сигналов, пропорциональных интерполяционному многочлену, выходом которого является суммирующий усилитель.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиастроению в частности к управляемым летательным аппаратам (ЛА) - вертолетам, самолетам, крылатым ракетам.

Известны авиационные комплексы, обеспечивающие управление полетом и наведение ЛА по заданному (программному) параметру полета (Михалев И.А. и др. Системы автоматического управления самолетами, М.: Машиностроение, 1976, с. 255-253) а также принимаемый в качестве прототипа (3агайнов Г.И., Гуськов Ю. И. Управление полетом самолетов, М.: Машиностроение, 1980, с. 161) комплекс, содержащий блок формирования программного параметра движения(БФППД), блок управления (БУ), блок датчиков параметров движения (БДПД). На один и второй входы БУ поступают соответственно сигнал программного параметра xп с выхода БФППД, сигнал измеренного текущего параметра x с выхода БДПД. БУ через ЛА отрабатывает разность программного и измеренного текущего параметров (xп-x) и действующие возмущения f (например, порывы ветра) с учетом передаточной функции ЛА

комплекс наведения и управления полетом летательных   аппаратов, патент № 2112268

где

T - постоянная времени, p - оператор дифференцирования, комплекс наведения и управления полетом летательных   аппаратов, патент № 2112268 - полиномы степеней комплекс наведения и управления полетом летательных   аппаратов, патент № 2112268 и комплекс наведения и управления полетом летательных   аппаратов, патент № 2112268 соответственно, комплекс наведения и управления полетом летательных   аппаратов, патент № 2112268 > комплекс наведения и управления полетом летательных   аппаратов, патент № 2112268, ai, bi - близкие к постоянным коэффициенты.

В замкнутом контуре будет иметь место движение (полет) по текущему параметру при a = 1, r1 = 1, R1 = 1, N = 1

x(r + TRp) = xпr + TfR

Например, при r = 1, R = 1 + b1p + b2p2,

x(1 + Tp + b1Tp2 + b2Tp3) = xп + fT(1 + b1p + b2p2),

откуда следует, что при действии возмущений f = 10 м/с, T = 2 с имеет место погрешность комплекс наведения и управления полетом летательных   аппаратов, патент № 2112268x = 20 м; при заданном программном сигнале xп= Asinкомплекс наведения и управления полетом летательных   аппаратов, патент № 2112268t текущий параметр отрабатывается с изменением амплитуды

комплекс наведения и управления полетом летательных   аппаратов, патент № 2112268

(здесь A - амплитуда, комплекс наведения и управления полетом летательных   аппаратов, патент № 2112268 - частота, t - время) и искажением по фазе, что приводит к погрешностям при выполнении маловысотного полета с облетом рельефа местности, выполнении специальных программных пространственно-временных маневров. Техническим результатом, достигаемым при использовании предлагаемого решения, является обеспечение заданного качества управления и повышение точности наведения по программным траекториям при действии возмущений.

Достигаемый технический результат отличается тем, что в комплекс наведения и управления полетом летательных аппаратов, содержащий блок формирования программного параметра, блок управления, блок датчиков параметров движения, дополнительно введены первый блок формирования сигналов интерполяционного многочлена, формирующий сигнал, обеспечивающий точное наведение на сложные программные траектории, и второй блок формирования интерполяционного многочлена, формирующий сигнал, компенсирующий возмущающие воздействия, при этом первый и второй блоки формирования интерполяционного многочлена выполнены на К блоках запаздывания, суммирующем усилителе и блоке формирования коэффициентов.

На фиг. 1 представлена блок-схема предлагаемого комплекса, содержащего: 1 - блок формирования программного параметра движения БФППД; 2 - первый блок формирования сигналов интерполяционного многочлена БФИМ1; 3 - блок управления БУ; 4 - блок датчиков параметров движения БДПД; 5 - блок датчиков возмущающего воздействия БДВВ; 6 - второй блок формирования интерполяционного многочлена БФИМ2.

На фиг. 2 представлена блок-схема БФИМ1(2), содержащего: 7 - первый блок запаздывания Б31,...; 8 - блок запаздывания БЗК; 9 - блок формирования коэффициентов БФК; 10 - суммирующий усилитель СУ.

Комплекс наведения и управления полетом летательных аппаратов работает следующим образом.

В БФППД1 формируется сигнал программного параметра xп = xп(t), поступающий на вход БФИМ1(2). Сигнал xп может задаваться летчиком или оператором на наземных и воздушных пунктах командного управления при наведении на цели через бортовые средства связи, формироваться по данным бортовых систем навигации по рельефу местности, бортовых радиолокационных и оптиколокационных средств ([2], с. 165).

В БДПД 4 формируется сигнал измеренного текущего параметра x(t) (текущая высота полета, боковое отклонение). В БДВВ5 формируется сигнал измеренного возмущающего воздействия f(t) (например, порывы скорости ветра).

БДПД4 является комплексом навигационно-пилотажных датчиков, измеряющих параметры состояния летательного аппарата.

БДВВ5 является комплексом датчиков, измеряющих состояния воздушной среды (например, возмущающее воздействие ветра). Примеры технического выполнения БДПД4 и БДВВ5 приведены в книге (Помыкаев И.И. и др., Навигационные приборы и системы, М.: Машиностроение, 1983, с. 385-398).

С выхода БДПД4 сигнал измеренного текущего параметра поступает на первый вход БУЗ, на третий и второй входы которого поступают соответственно сигнал x1 с выхода БФИМ1(2) и сигнал x2 с выхода БФИМ2(6).

БУЗ является физически реализуемым линейным звеном с передаточной функцией комплекс наведения и управления полетом летательных   аппаратов, патент № 2112268 , где a - коэффициент усиления,

комплекс наведения и управления полетом летательных   аппаратов, патент № 2112268

Пример технической реализации БУЗ приведен в книге (Тетельбаум И.М., Шнейдер Ю.Р., 400 схем для АВМ, М.: Энергия, 1978, с. 25).

Сигнал управления комплекс наведения и управления полетом летательных   аппаратов, патент № 2112268 с выхода БУЗ и действующие возмущения f отрабатываются ЛА в соответствии с уравнением движения (полета):

комплекс наведения и управления полетом летательных   аппаратов, патент № 2112268

где

комплекс наведения и управления полетом летательных   аппаратов, патент № 2112268

T - постоянная времени.

При выборе коэффициентов ci = bi, di = ai, a = T/T1 будет R1 = R, r1 = r соответственно

xp = (x1 - x2 - x)комплекс наведения и управления полетом летательных   аппаратов, патент № 21122681/T1N + f, или

комплекс наведения и управления полетом летательных   аппаратов, патент № 2112268

Выбором коэффициентов Tкк полинома R0(p) обеспечивается требуемое качество управления (Кузовков Н. Т. Модальное управление и наблюдающие устройства, М.: Машиностроение, 1976).

В БФИМ1(2) (фиг.2) входной сигнал xп(t) поступает на первый вход БФК9 и на входы Б31(7),..., БЗК (8), в которых формируются сигналы xп1= xп(t-комплекс наведения и управления полетом летательных   аппаратов, патент № 21122681), ... , xпк= xп(t-комплекс наведения и управления полетом летательных   аппаратов, патент № 2112268к), (здесь комплекс наведения и управления полетом летательных   аппаратов, патент № 21122681, ...,комплекс наведения и управления полетом летательных   аппаратов, патент № 2112268к - постоянные времени запаздывания) поступающие соответственно на второй,..... (K+1)-й входы БФК9.

При представлении xп(t) в виде многочлена

xп(t) = A0 + A1t + ... + Aktk

будут иметь место производные

комплекс наведения и управления полетом летательных   аппаратов, патент № 2112268

комплекс наведения и управления полетом летательных   аппаратов, патент № 2112268

соответственно в каждый момент времени t = 0

комплекс наведения и управления полетом летательных   аппаратов, патент № 2112268

В БФК9 по поступившим сигналам xп(t),

xп1= xп(t-комплекс наведения и управления полетом летательных   аппаратов, патент № 2112268п),...,xпк= xп(t-комплекс наведения и управления полетом летательных   аппаратов, патент № 2112268к)

(здесь комплекс наведения и управления полетом летательных   аппаратов, патент № 21122681,комплекс наведения и управления полетом летательных   аппаратов, патент № 21122682,...,комплекс наведения и управления полетом летательных   аппаратов, патент № 2112268к - постоянные времени запаздывания) формируются коэффициенты интерполяционного многочлена A0, A1, A2, ..., Ak, которые с первого, . ..., (K+1)-й входы СУ10, в котором при известных параметрах Tкк в каждый момент времени формируется суммарный сигнал

комплекс наведения и управления полетом летательных   аппаратов, патент № 2112268

следовательно по сигналу наведения x1 текущий параметр отслеживает во времени программный параметр xп

комплекс наведения и управления полетом летательных   аппаратов, патент № 2112268

Примеры технической реализации блоков СУ и БЗ приведены в книге (Тетельбаум И. М., Шнайдер Ю.Р., 400 схем для АВМ, М.: Энергия, 1978, с. 8, с. 49). Пример реализации БФК9 приведен (Бронштейн И.Н., Семендяев К.А., Справочник по математике, М.: Наука, 1986, с. 503).

Сигнал измеренного возмущения f(t) с выхода БДВВ5 поступает на вход БФИМ2(6), который по техническому исполнению аналогичен БФИМ1(2).

При представлении f(t) в виде многочлена

f(t) = B0 + B1t + ... + mBmtm

будут иметь место производные

комплекс наведения и управления полетом летательных   аппаратов, патент № 2112268

соответственно в каждый момент времени t = 0

комплекс наведения и управления полетом летательных   аппаратов, патент № 2112268

На выходе БФИМ2(6) при известных величинах T1, li в каждый момент времени формируется сигнал

комплекс наведения и управления полетом летательных   аппаратов, патент № 2112268

откуда следует, что сигнал x2 = T1fN компенсирует влияние возмущений fT1N, в итоге после обработки начальных условий текущий параметр x(t) = xпкомплекс наведения и управления полетом летательных   аппаратов, патент № 2112268(t), т. е. x(t) точно отслеживает программный параметр xп(t), что свидетельствует о достижении технического результата.

Класс G05B13/04 с использованием моделей или моделирующих устройств

управление реактором газофазной полимеризации -  патент 2507556 (20.02.2014)
система идентификации объектов управления -  патент 2486563 (27.06.2013)
способ активно-пассивной идентификации объектов со сменой действующих систем управления объектами -  патент 2459227 (20.08.2012)
способ выработки управляющего воздействия для промышленного объекта управления -  патент 2450303 (10.05.2012)
способ идентификации влияния технологических изменений во времени входных величин управления на динамические характеристики канала регулирования объекта с переменной структурой -  патент 2450302 (10.05.2012)
моделирующий комплекс для проверки системы управления беспилотного летательного аппарата -  патент 2432592 (27.10.2011)
способ и устройство для управления процессом разделения материала -  патент 2424546 (20.07.2011)
способ управления процессом получения уксусной кислоты -  патент 2392262 (20.06.2010)
система прямого адаптивного управления -  патент 2367991 (20.09.2009)
генерация последовательности операций по комплексному анализу на основе предсказательной модели одиночной скважины - модульного динамического тестера (swpm-mdt) -  патент 2336567 (20.10.2008)

Класс B64C13/18 с автопилотом

способ автоматического пилотирования летательного аппарата с несущим винтом, содержащего, по меньшей мере, один толкающий винт, устройство автоматического пилотирования и летательный аппарат -  патент 2513189 (20.04.2014)
способ захода самолета на посадку в аварийных условиях (варианты) -  патент 2509684 (20.03.2014)
система автоматического управления углом курса и ограничения нормальной перегрузки летательного аппарата -  патент 2503585 (10.01.2014)
стартовая система предупреждения критических режимов одновинтового вертолета -  патент 2497718 (10.11.2013)
способ формирования сигнала управления системой стабилизации беспилотного летательного аппарата -  патент 2487052 (10.07.2013)
система управления углом тангажа летательного аппарата -  патент 2461041 (10.09.2012)
система автоматического управления углом тангажа и ограничения угла атаки летательного аппарата -  патент 2434785 (27.11.2011)
система автоматического управления углом крена и ограничения угловой скорости крена летательного аппарата -  патент 2430858 (10.10.2011)
способ пилотирования летательного аппарата в фазе захода на посадку -  патент 2389647 (20.05.2010)
система поддержки принятия решений экипажа воздушного судна по предотвращению особых ситуаций -  патент 2386569 (20.04.2010)
Наверх