гидродинамический подшипник скольжения

Классы МПК:F16C17/02 радиальные 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Акционерное общество "Авиадвигатель"
Приоритеты:
подача заявки:
1994-11-01
публикация патента:

Гидродинамический подшипник скольжения предназначен для высокоскоростных высоконагруженных устройств. Подшипник скольжения содержит цапфу вала и втулку с антифрикционным слоем и кольцевой канавкой. На рабочей поверхности цапфы вала выполнено преимущественно нечетное количество лысок, не меньше трех, ширина которых меньше ширины втулки. На концах лысок по направлению вращения вала выполнены плавные скосы, что повышает надежность и экономичность подшипника. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Гидродинамический подшипник, содержащий втулку и цапфу вала, отличающийся тем, что цапфа вала выполнена с лысками в нечетном количестве не меньше трех, ширина которых меньше ширины втулки и на концах которых по направлению вращения вала выполнены плавные скосы, а втулка выполнена с антифрикционным слоем и кольцевой канавкой.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высокоскоростных высоконагруженных устройствах: центробежных компрессорах, насосах, турбинах и других устройствах.

Известна конструкция гидродинамического подшипника скольжения, включающего втулку и цапфу вала с формой в поперечном сечении в виде трохоиды [1].

Недостатками известной конструкции подшипника являются сложность формы поперечного сечения цапфы вала и ее изготовления, малая площадь соприкосновения со втулкой.

Техническая задача заключается в повышении надежности подшипника путем увеличения площади с гидродинамическим давлением.

Это достигается тем, что в гидродинамическом подшипнике скольжения, содержащем цапфу вала и втулку, цапфа вала выполнена с лысками и в нечетном количестве не меньше трех, ширина которых меньше ширины втулки и на концах которых по направлению вращения вала выполнены плавные скосы, а втулка выполнена с антифрикционным слоем и кольцевой канавкой.

На фиг. 1 изображен продольный разрез подшипника скольжения; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1 по лыскам цапфы вала.

Гидродинамический подшипник скольжения содержит втулку 1 с антифрикционным слоем 2 и кольцевой канавкой 3. Во втулку 1 установлена цапфа вала 4 с выполненными на ней лысками 5, преимущественно с нечетным числом (не меньше трех) причем дальние стороны лысок к направлению вращения вала имеют плавные скосы 6, выполненные, например, в виде радиуса шириной "в" меньше ширины "б" втулки 2.

Подшипник работает следующим образом.

Масло из кольцевой канавки 3 втулки 1 подается в лыски 5, из которых при вращении цапфы вала 4 масло попадает (захватывается) в плавные скосы 6, сжимается и в зазорах между поверхностью втулки 2 и цапфы вала создается повышенное давление масла, например, в трех местах, и цапфа вала 4 всплывает на "гидравлических клиньях", обеспечивая жидкостное трение.

Таким образом, использование изобретения заявляемой конструкции повышает надежность и экономичность подшипника за счет упрощения конструкции и увеличения площади с повышенным гидродинамическим давлением.

Класс F16C17/02 радиальные 

подшипник скольжения с регулярным микрорельефом -  патент 2475653 (20.02.2013)
подшипник скольжения -  патент 2463492 (10.10.2012)
опора скольжения -  патент 2461744 (20.09.2012)
перфоратор или отбойный молоток с подшипником скольжения, снабженным средством фиксации от проворачивания -  патент 2460632 (10.09.2012)
опорный подшипник скольжения тягового двигателя железнодорожного локомотива (варианты), способ увеличения площади смазываемой поверхности контакта такого подшипника скольжения и смазочный фитиль для использования в таком подшипнике скольжения -  патент 2445520 (20.03.2012)
гидродинамический подшипник скольжения -  патент 2437004 (20.12.2011)
способ сборки подшипника скольжения -  патент 2422690 (27.06.2011)
подшипник скольжения -  патент 2422689 (27.06.2011)
подшипниковая опора торсионной рессоры системы подрессоривания боковой качки рельсового транспортного средства -  патент 2415315 (27.03.2011)
материал подшипника скольжения и его применение -  патент 2414631 (20.03.2011)
Наверх