узел стыковки отсеков ракеты
| Классы МПК: | F42B15/36 устройства для соединения ракетного двигателя с корпусом; соединительные устройства для многоступенчатых ракет; средства разъединения |
| Автор(ы): | Барышников Б.П., Белобрагин В.Н., Денежкин Г.А., Лошневский Г.М., Макаровец Н.А., Плисин Ю.В., Подчуфаров В.И., Родионов С.А., Семилет В.В., Столяров В.А. |
| Патентообладатель(и): | Государственное научно-производственное предприятие "Сплав" |
| Приоритеты: |
подача заявки:
1997-01-27 публикация патента:
20.03.1998 |
Изобретение относится к ракетной технике. Узел стыковки отсеков ракеты содержит фланцы стыкуемых отсеков, шпильки гайки и герметизирующее уплотнение. Фланец одного из отсеков выполнен съемным и установлен с помощью пружинных колец с возможностью поворота относительно продольной оси. Узел стыковки позволяет увеличить коэффициент заполнения отсеков и производить регулировку их взаимного положения. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Узел стыковки отсеков ракеты, содержащий фланцы стыкуемых отсеков, шпильки, гайки, герметизирующее уплотнение, отличающийся тем, что фланец одного из отсеков выполнен съемным и установлен в отсеке с помощью пружинных колец с возможностью проворота относительно продольной оси.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области ракетной техники, в частности к узлам стыковки отсеков реактивных снарядов залпового огня. Известны и широко применяются разнообразные конструкции узлов стыковки отсеков ракет. Наиболее широкое распространение получили фланцевые узлы стыковки, соединительные части которого представляют собой плоские кольца или диски с отверстиями для прохода болтов или шпилек. Так, известно фланцевое соединение [1], принятое авторами за аналог. Указанное соединение состоит из двух соединяемых отсеков с расположенными на их наружных поверхностях фланцами с отверстиями и герметизирующего уплотнения. Крепление отсеков производится с помощью болтового соединения. Данное соединение конструктивно просто, но имеет существенные недостатки:1. Выступание фланцев за габаритные размеры корпуса изделия, что ухудшает аэродинамику изделия. 2. Требуется увеличение диаметра трубчатой направляющей пусковой установки. 3. Не позволяет производить регулировку взаимного положения отсеков. Общими признаками аналога с предлагаемым авторами узлом стыковки являются наличие фланцев на стыкуемых отсеках, герметизирующего уплотнения и элементов крепления. Наиболее близким аналогом к предлагаемому изобретению является узел крепления отсеков фланцевого типа [2], принятый авторами за прототип. Данный узел крепления состоит из двух соединяемых отсеков с расположенными на внутренних поверхностях фланцами с герметизирующим уплотнением. На фланце одного из отсеков имеются резьбовые отверстия для установки шпилек, а на фланце другого - отверстия под шпильки и "карманы" для навинчивания гаек. Данная конструкция частично исключает недостатки аналога, а именно: выступание элементов крепления отсеков за наружную поверхность изделия, что значительно улучшает аэродинамические характеристики изделия и не требует увеличения диаметра трубчатой направляющей пусковой установки. Вместе с тем принятый прототип имеет следующие недостатки:
1. Фланец первого отсека не позволяет устанавливать в отсеке блоки, наружный диаметр которых превышает внутренний диаметр фланца, что приводит к уменьшению коэффициента заполнения отсеков и, как следствие, к увеличению габаритов изделия. 2. Конструкция данного стыка не позволяет проводить регулировку взаимного положения отсеков, что приводит к необходимости задания специальных конструктивных элементов и размеров, обеспечивающих заданное положение отсеков, ужесточению допусков при изготовлении ракеты и, как следствие, удорожанию стоимости ракеты. Общими признаками прототипа с предлагаемым авторами узлом стыковки отсеков являются наличие фланцев на внутренних поверхностях соединяемых отсеков, герметизирующего уплотнения и крепления шпильками. В связи с изложенным, задачей предлагаемого изобретения являлось создание конструкции фланцевого узла стыковки отсеков ракет, обеспечивающего максимальный коэффициент заполнения отсека, а также возможность регулировки взаимного углового положения отсеков. В отличие от прототипа фланец одного из стыкуемых отсеков выполнен съемным и установлен в отсеке с помощью пружинных колец с обеспечением возможности поворота относительно продольной оси ракеты. При этом достигается технический результат, заключающийся в возможности установки в отсеке блоков с габаритными размерами большими, чем внутренний диаметр фланца, что увеличивает коэффициент заполнения отсека, а также в возможности регулировки взаимного углового положения отсеков (до затяжки стыка) с целью обеспечения заданного положения элементов, расположенных на отсеках друг относительно друга (например, регулировка положения отрывного разъема относительно положения направляющего штифта ракеты), что позволяет расширить допуска при изготовлении деталей и узлов ракеты. Именно это позволяет сделать вывод о наличии причинно-следственной связи между совокупностью существенных признаков заявляемого технического решения и достигаемым техническим результатом. Указанные признаки, отличительные от прототипа, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны, во всех случаях достаточны. Сущность изобретения заключается в том, что в узле стыковки отсеков ракеты, содержащем фланцы стыкуемых отсеков, шпильки, гайки, герметизирующее уплотнение, в отличие от прототипа согласно изобретению фланец одного из отсеков выполнен съемным и установлен с помощью пружинных колец с возможностью проворота относительно продольной оси ракеты. Сущность изобретения поясняется чертежом, где представлен узел стыковки отсеков ракеты. Узел стыковки отсеков ракеты содержит: отсек 1, в котором установлен съемный фланец 2, фиксируемый пружинными кольцами 3, в который ввернуты шпильки 4, отсек 5, гайки 6, герметизирующее уплотнение 7. Стыковка отсеков происходит следующим образом. Перед установкой фланца 2 в отсеке 1 устанавливаются блоки и системы управления, наружные диаметры которых могут превышать внутренний диаметр фланца. После установки фланца производится стыковка отсеков, регулировка их углового положения друг относительно друга и затягивание гаек. По предлагаемому изобретению была разработана конструкторская документация, изготовлены образцы, проведены лабораторно-стендовые и летные испытания предложенного узла стыковки ракеты. Результаты испытаний положительные. В дальнейшем узел стыковки предлагается использовать для установки на одном из снарядов реактивных систем залпового огня.
Класс F42B15/36 устройства для соединения ракетного двигателя с корпусом; соединительные устройства для многоступенчатых ракет; средства разъединения
