узел стыковки отсеков ракеты

Классы МПК:F42B15/36 устройства для соединения ракетного двигателя с корпусом; соединительные устройства для многоступенчатых ракет; средства разъединения
Автор(ы):, , , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Государственное научно-производственное предприятие "Сплав"
Приоритеты:
подача заявки:
1997-01-27
публикация патента:

Изобретение относится к ракетной технике. Узел стыковки отсеков ракеты содержит фланцы стыкуемых отсеков, шпильки гайки и герметизирующее уплотнение. Фланец одного из отсеков выполнен съемным и установлен с помощью пружинных колец с возможностью поворота относительно продольной оси. Узел стыковки позволяет увеличить коэффициент заполнения отсеков и производить регулировку их взаимного положения. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Узел стыковки отсеков ракеты, содержащий фланцы стыкуемых отсеков, шпильки, гайки, герметизирующее уплотнение, отличающийся тем, что фланец одного из отсеков выполнен съемным и установлен в отсеке с помощью пружинных колец с возможностью проворота относительно продольной оси.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области ракетной техники, в частности к узлам стыковки отсеков реактивных снарядов залпового огня.

Известны и широко применяются разнообразные конструкции узлов стыковки отсеков ракет.

Наиболее широкое распространение получили фланцевые узлы стыковки, соединительные части которого представляют собой плоские кольца или диски с отверстиями для прохода болтов или шпилек.

Так, известно фланцевое соединение [1], принятое авторами за аналог.

Указанное соединение состоит из двух соединяемых отсеков с расположенными на их наружных поверхностях фланцами с отверстиями и герметизирующего уплотнения. Крепление отсеков производится с помощью болтового соединения.

Данное соединение конструктивно просто, но имеет существенные недостатки:

1. Выступание фланцев за габаритные размеры корпуса изделия, что ухудшает аэродинамику изделия.

2. Требуется увеличение диаметра трубчатой направляющей пусковой установки.

3. Не позволяет производить регулировку взаимного положения отсеков.

Общими признаками аналога с предлагаемым авторами узлом стыковки являются наличие фланцев на стыкуемых отсеках, герметизирующего уплотнения и элементов крепления.

Наиболее близким аналогом к предлагаемому изобретению является узел крепления отсеков фланцевого типа [2], принятый авторами за прототип.

Данный узел крепления состоит из двух соединяемых отсеков с расположенными на внутренних поверхностях фланцами с герметизирующим уплотнением. На фланце одного из отсеков имеются резьбовые отверстия для установки шпилек, а на фланце другого - отверстия под шпильки и "карманы" для навинчивания гаек.

Данная конструкция частично исключает недостатки аналога, а именно: выступание элементов крепления отсеков за наружную поверхность изделия, что значительно улучшает аэродинамические характеристики изделия и не требует увеличения диаметра трубчатой направляющей пусковой установки.

Вместе с тем принятый прототип имеет следующие недостатки:

1. Фланец первого отсека не позволяет устанавливать в отсеке блоки, наружный диаметр которых превышает внутренний диаметр фланца, что приводит к уменьшению коэффициента заполнения отсеков и, как следствие, к увеличению габаритов изделия.

2. Конструкция данного стыка не позволяет проводить регулировку взаимного положения отсеков, что приводит к необходимости задания специальных конструктивных элементов и размеров, обеспечивающих заданное положение отсеков, ужесточению допусков при изготовлении ракеты и, как следствие, удорожанию стоимости ракеты.

Общими признаками прототипа с предлагаемым авторами узлом стыковки отсеков являются наличие фланцев на внутренних поверхностях соединяемых отсеков, герметизирующего уплотнения и крепления шпильками.

В связи с изложенным, задачей предлагаемого изобретения являлось создание конструкции фланцевого узла стыковки отсеков ракет, обеспечивающего максимальный коэффициент заполнения отсека, а также возможность регулировки взаимного углового положения отсеков.

В отличие от прототипа фланец одного из стыкуемых отсеков выполнен съемным и установлен в отсеке с помощью пружинных колец с обеспечением возможности поворота относительно продольной оси ракеты.

При этом достигается технический результат, заключающийся в возможности установки в отсеке блоков с габаритными размерами большими, чем внутренний диаметр фланца, что увеличивает коэффициент заполнения отсека, а также в возможности регулировки взаимного углового положения отсеков (до затяжки стыка) с целью обеспечения заданного положения элементов, расположенных на отсеках друг относительно друга (например, регулировка положения отрывного разъема относительно положения направляющего штифта ракеты), что позволяет расширить допуска при изготовлении деталей и узлов ракеты.

Именно это позволяет сделать вывод о наличии причинно-следственной связи между совокупностью существенных признаков заявляемого технического решения и достигаемым техническим результатом. Указанные признаки, отличительные от прототипа, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны, во всех случаях достаточны.

Сущность изобретения заключается в том, что в узле стыковки отсеков ракеты, содержащем фланцы стыкуемых отсеков, шпильки, гайки, герметизирующее уплотнение, в отличие от прототипа согласно изобретению фланец одного из отсеков выполнен съемным и установлен с помощью пружинных колец с возможностью проворота относительно продольной оси ракеты.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где представлен узел стыковки отсеков ракеты.

Узел стыковки отсеков ракеты содержит: отсек 1, в котором установлен съемный фланец 2, фиксируемый пружинными кольцами 3, в который ввернуты шпильки 4, отсек 5, гайки 6, герметизирующее уплотнение 7.

Стыковка отсеков происходит следующим образом. Перед установкой фланца 2 в отсеке 1 устанавливаются блоки и системы управления, наружные диаметры которых могут превышать внутренний диаметр фланца.

После установки фланца производится стыковка отсеков, регулировка их углового положения друг относительно друга и затягивание гаек.

По предлагаемому изобретению была разработана конструкторская документация, изготовлены образцы, проведены лабораторно-стендовые и летные испытания предложенного узла стыковки ракеты.

Результаты испытаний положительные. В дальнейшем узел стыковки предлагается использовать для установки на одном из снарядов реактивных систем залпового огня.

Класс F42B15/36 устройства для соединения ракетного двигателя с корпусом; соединительные устройства для многоступенчатых ракет; средства разъединения

узел разделения отсеков летательного аппарата -  патент 2528473 (20.09.2014)
способ стрельбы пулей и комплекс вооружения, реализующий его -  патент 2527410 (27.08.2014)
управляемая пуля -  патент 2527366 (27.08.2014)
способ стрельбы пулей и комплекс вооружения, реализующий его -  патент 2526725 (27.08.2014)
разделяющийся реактивный снаряд -  патент 2522537 (20.07.2014)
переходной отсек сборочно-защитного блока ракеты космического назначения -  патент 2521078 (27.06.2014)
управляемая ракета в транспортно-пусковом контейнере -  патент 2518126 (10.06.2014)
система отделения отсека летательного аппарата -  патент 2500591 (10.12.2013)
устройство отделения хвостового отсека ракетного блока -  патент 2497732 (10.11.2013)
сбрасываемый головной обтекатель летательного аппарата (варианты) -  патент 2492413 (10.09.2013)
Наверх