спасательное устройство плавсредства

Классы МПК:B63B23/28 устройства, освобождающие шлюпку или выдвигающие ее за борт для свободного сброса на воду 
Патентообладатель(и):Назаркин Юрий Александрович
Приоритеты:
подача заявки:
1994-03-01
публикация патента:

Сущность изобретения: спасательное устройство плавсредства содержит спасательную шлюпку, установленную посредством своих опорных элементов на закрепленных на плавсредстве направляющих, выполненных с дорожками скольжения и имеющих по длине устройства два раздельных участка для взаимодействия соответственно с носовыми и кормовыми опорными элементами шлюпки. При этом направляющие одного участка параллельно смещены относительно направляющих второго участка, а расстояние между направляющими на разных частках не совпадают друг с другом. 4 з.п.ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. Спасательное устройство плавсредства, содержащее спасательную шлюпку с двигателем, установленную посердством своих опорных элементов на закрепленных на плавсредстве направляющих с возможностью перемещения вдоль последних, регулятор скорости спуска шлюпки и приспособление для снижения трения, отличающееся тем, что опорные элементы расположены у кормовой и носовой оконечностей спасательной шлюпки, а направляющие выполнены с дорожками скольжения и имеют по длине устройства два раздельных участка для взаимодействия соответственно с носовыми и кормовыми опорными элементами спасательной шлюпки, причем направляющие одного участка параллельно смещены относительно направляющих другого участка, а расстояние между направляющими, взаимодействующими с носовыми опорными элементами, не совпадает с расстоянием между направляющими, взаимодействующими с кормовыми опорными элементами, при этом приспособление для снижения трения выполнено в виде антифрикционных накладок, закрепленных на опорных элементах спасательной шлюпки.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что каждая дорожка скольжения выполнена в виде коррозионно-стойкой полосы, скрепленной одной своей стороной с соответствующей направляющей, противоположная сторона которой выполнена с гладкой поверхностью для скольжения по ней антифрикционной накладки соответствующего опорного элемента спасательной шлюпки.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что антифрикционные накладки выполнены из самосмазывающегося, преимущественно, композитно-волокнистого материала, армирующие волокна которого расположены под углом друг к другу и переплетены между собой.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что регулятор скорости спуска выполнен в виде, по крайней мере, одного установленного на спасательной шлюпке двигателя с твердотопливным газовым генератором.

5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что спасательная шлюпка снабжена, по крайней мере, одним ускорительным твердотопливным ракетным двигателем.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым спасательным устройствам для эвакуации экипажей при аварии.

Известно спасательное устройство плавсредства, содержащее спасательную шлюпку с двигателем, установленную на закрепленных на плавсредстве направляющих с возможностью перемещения вдоль последних, регулятор скорости спуска шлюпки и приспособление для снижения трения [1]. При сходе с направляющих в этом спасательном устройстве спасательной шлюпке придается крутящий момент в ее диаметральной плоскости, что может вызвать опрокидывание шлюпки при ее приводнении.

Технический результат достигается тем, что в спасательном устройстве, содержащем спасательную шлюпку с двигателем, установленную посредством своих опорных элементов на закрепленных на плавсредстве направляющих с возможностью перемещения вдоль последних, регулятор скорости спуска шлюпки и приспособление для снижения трения, опорные элементы установлены у кормовой и носовой оконечностей спасательной шлюпки, а направляющие выполнены с дорожками скольжения и имеют по длине устройства два раздельных участка для взаимодействия соответственно с носовыми и кормовыми опорными элементами спасательной шлюпки, причем направляющие одного участка параллельно смещены относительно направляющих другого участка, а расстояние между направляющими, взаимодействующими с кормовыми опорными элементами, не совпадает с расстоянием между направляющими, взаимодействующими с носовыми опорными элементами, при этом приспособление для снижения трения выполнено в виде антифрикционных накладок, закрепленных на опорных элементах спасательной шлюпки.

Каждая дорожка скольжения может быть выполнена в виде коррозионно-стойкой полосы, скрепленной одной своей стороной с соответствующей направляющей, противоположная сторона которой выполнена с гладкой поверхностью для скольжения по ней антифрикционной накладки соответствующего опорного элемента спасательной шлюпки.

Антифрикционные накладки могут быть выполнены из самосмазывающегося, преимущественно, композитно-волокнистого материала, армирующие волокна которого расположены под углом друг к другу и переплетены между собой.

Регулятор скорости спуска спасательной шлюпки может быть выполнен в виде, по крайней мере, одного установленного на спасательной шлюпке двигателя с твердотопливным газовым генератором.

Кроме того, спасательная шлюпка может быть снабжена, по крайней мере, одним ускорительным твердотопливным ракетным двигателем.

На фиг. 1 изображен общий вид спасательного устройства; на фиг. 2 - вариант выполнения спасательного устройства.

Спасательное устройство плавсредства содержит спасательную шлюпку 1 с основным двигателем 2, антифрикционные накладки 3 на носовых опорных элементах 4 и кормовых опорных элементах 5, регулятор спуска скорости 6.

Кроме того, спасательное устройство содержит установленные на плавсредстве направляющие, выполненные с дорожками скольжения и имеющие по длине устройства два раздельных участка 7 и 8 для взаимодействия соответственно с носовыми и кормовыми элементами шлюпки 1, причем направляющие одного участка параллельно смещены относительно направляющих другого участка.

Расстояние между направляющими, взаимодействующими с носовыми опорными элементами 4, не совпадает с расстоянием между направляющими, взаимодействующими с кормовыми опорными элементами.

Каждая дорожка скольжения может быть выполнена в виде коррозионно-стойкой полосы 9, например оксидированного дюраля, скрепленной одной своей стороной с соответствующей направляющей, противоположная сторона которой выполнена с гладкой поверхностью для скольжения по ней антифрикционных накладок 3.

В дополнение основному двигателю 2 спасательная шлюпка 1 снабжена, по крайней мере, одним ускорительным твердотопливным ракетным двигателем 10.

Регулятор скорости спуска шлюпки 1 может быть выполнен в виде двигателей с твердотопливными газовыми генераторами, установленными на носовой и кормовой оконечностях шлюпки.

Направляющие могут быть закреплены на плавсредстве под углом к поверхности палубы. При этом расстояние между направляющими, взаимодействующими с антифрикционными накладками 3 носовых опорных элементов 4, выполнено больше расстояния между направляющими, взаимодействующими с антифрикционными накладками 3 кормовых опорных элементов 5. Антифрикционные накладки 3 выполняются из пропитанной фторопластовой эмульсией углеродной ткани, волокна которой расположены под углом друг к другу и переплетены между собой.

Шлюпка 1 перемещается по наклонным направляющим под действием собственного веса, при этом опорные элементы сходят с соответствующих направляющих одновременно. Поэтому не возникает крутящего момента, придающего вращение шлюпке в ее диаметральной плоскости.

При крене плавсредства угол наклона направляющих изменяется и для обеспечения оптимальной скорости перемещения шлюпки по этим направляющим включают двигатели 6, ускоряющие или замедляющие шлюпку.

Направляющие могут быть установлены на плавсредства параллельно его палубе, а кормовой участок 8 направляющей может быть выполнен в виде двух консолей на надстройке плавсредства, которые охватывают кормовые опорные элементы 5, каждый из которых выполнен в виде трубы с днищем 11. При таком выполнении направляющих и опорных элементов разгон шлюпки осуществляют газами порохового заряда, расположенного между торцом консольного участка 8 направляющей и днищем 11.

После приводнения шлюпки 1 ее отвод от потерпевшего аварию плавсредства осуществляют ускорительным твердотопливным ракетным двигателем 10.

Наверх