инклинометр

Классы МПК:G01C9/00 Приборы для измерения уклонов, например с помощью клинометров, нивелиров
E21B47/022 буровой скважины 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Черемисенов Геннадий Викторович
Приоритеты:
подача заявки:
1995-07-06
публикация патента:

Изобретение относится к устройствам для определения ориентации ствола скважины. Сущность изобретения: для измерения зенитного угла азимута применяются только акселерометры, для определения азимута акселерометры приводятся в колебательное движение и азимут определяется по ведичине возникшего при этом Кориолисова ускорения. Инклинометр содержит направляющие, по которым передвигается каретка, подключенная к механизму возвратно-поступательных движений. Акселерометры установлены на каретке и их выходы подключены к блоку обработки информации. Для возможности точной обработки сигнала акселерометра и вычисления азимута в инклинометр введен датчик текущей скорости каретки, который может быть выполнен как интегратор показаний акселерометра, ось чувствительности которого направлена вдоль направляющих. 2 з.п. ф-лы, 1 табл. 1 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. Инклинометр, содержащий акселерометры и блок обработки информации, отличающийся тем, что в него введены направляющие с кареткой, подключенной к механизму возвратно-поступательного движения, при этом акселерометры установлены на каретке.

2. Инклинометр по п.1, отличающийся тем, что в него введен датчик скорости движения каретки.

3. Инклинометр по п.2, отличающийся тем, что датчик скорости движения каретки выполнен в виде интегратора сигнала акселерометра.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области геодезии, а именно к устройствам для определения ориентации ствола скважины.

Известны инклинометры, использующие датчики наклона (маятники, уровни, акселерометры) для определения зенитного угла скважины и датчики магнитного поля для определения азимута [1] Недостатком этих инклинометров является то, что они не могут работать в скважине, заключенной в стальную обсадную трубу (экранируется магнитное поле). Затруднительно их использовать и в составе бурильной колонны, из-за значительного искажения магнитного поля стальными массами.

Известны инклинометры, в которых азимут передается с поверхности Земли в скважину посредством гироскопов. Можно отметить два недостатка таких инклинометров. Во-первых, из-за дрейфа гироскопов время, в течение которого они "держат" азимут, ограничивается десятками минут. Во-вторых, работающие гироскопы очень чувствительны к ударам и вибрациям, и азимут часто "теряется" уже при опускании прибора в скважину, что заставляет поднимать прибор на поверхность и все начинать сначала. Как первое, так и второе делают невозможным применение этих инклинометров во время бурения.

Известен инклинометр, выбранный нами за прототип, который содержит акселерометры для определения наклонов и точные гироскопы, способные самостоятельно определять направление на север в процессе выставки [1]

Недостатком прототипа является наличие точных гироскопов. Это приводит к большим диаметрам измерительной части (63,5 мм для прототипа), высокой стоимости, большой чувствительности к ударам и вибрациям.

Целью изобретения является уменьшение диаметра измерительной части, повышение вибро- и ударостойкости, уменьшение стоимости.

Эта цель достигается тем, что в инклинометр, содержащий акселерометры, устанавливается каретка с направляющими, подключенная к механизму возвратно-поступательного движения, а акселерометры устанавливаются на каретке.

На чертеже изображена схема инклинометра. Он содержит направляющие 1, по которым может перемещаться каретка 2, приводимая в движение возвратно-поступательным механизмом 3. На каретке установлены акселерометры 4, сигналы с которых поступают в блок обработки информации 5.

Рассмотрим работу инклинометра в случае, когда движение каретки осуществляется по синусоидальному закону. После опускания инклинометра в нужную точку скважины в течение времени t1 при неработающем механизме возвратно-поступательных движений и неподвижной каретке снимаются и вводятся в блок обработки показания акселерометров. Эти показания постоянны и равны проекциям ускорения силы тяжести на оси чувствительности акселерометров. Затем включается механизм возвратно-поступательных движений, и каретка с акселерометрами приводится в колебательные движения. В течение времени t2 вновь снимаются и вводятся в блок обработки показания акселерометров. Эти показания, кроме постоянной части, содержат уже и переменные составляющие, вызванные действием ускорений разгона торможения и ускорением Кориолиса.

Рассмотрим алгоритм обработки информации. При этом для упрощения выкладок будем полагать, что акселерометров три, их оси чувствительности взаимно ортогональны, ось чувствительности одного из акселерометров направлена вдоль направляющих. Свяжем с направляющими систему координат x, y, z, причем ось y направим вдоль направляющих. Введем систему координат инклинометр, патент № 2105952, инклинометр, патент № 2105952, L, связанную с Землей (восток-север-вертикаль). Нам необходимо по снятым показаниям акселерометров вычислить параметры ориентации, устанавливающие связь систем x, y, z и инклинометр, патент № 2105952, инклинометр, патент № 2105952, L.

Связь введенных выше систем можно задать матрицей D направляющих косинусов, приведенной в таблице (см. Ишлинский А.Ю. Ориентация, гироскопы и инерциальная навигация, М. Наука, 1976).

Сигналы акселерометров при движущейся со скоростью V каретке определяются соотношениями

инклинометр, патент № 2105952

где

инклинометр, патент № 2105952г, инклинометр, патент № 2105952в горизонтальная и вертикальная составляющие скорости вращения Земли;

g ускорение силы тяжести.

Элементы матрицы D7, D8, D9 определяются по интегральным показаниям акселерометров, снятых в статике в течение времени

инклинометр, патент № 2105952

Элементы D4, D6 вычисляем по показаниям акселерометров, снятым в динамике в течение времени t2. При этом для подавления шумов целесообразно воспользоваться методом синхронного детектирования. Текущую скорость v можно определить или с помощью какого-либо независимого датчика, или по показаниям акселерометра y

инклинометр, патент № 2105952

В течение времени t2 накапливаем следующие интегралы

инклинометр, патент № 2105952

Элементы D4, D6 определяются соотношениями

инклинометр, патент № 2105952

Воспользовавшись свойствами единичности и ортогональности матрицы D, можно определить и все остальные ее элементы. В частности

D2 (D4D9 D1D6) D5 - (D7D4 + D9D6)/D8

Зенитный угол инклинометр, патент № 2105952 и азимут g скважины определяются соотношениями

инклинометр, патент № 2105952

Точность определения зенитного угла в предлагаемом инклинометре не отличается от прототипа и других инклинометров, где используются акселерометры.

Оценим точность определения азимута. Эта точность может ограничиваться чувствительностью и шумами акселерометров. Чувствительность современных маятниковых акселерометров находится на уровне 10-6g-10-7g при диапазоне измерения инклинометр, патент № 210595210g. Чувствительность можно довести до 10-8g при сокращении диапазона до 1инклинометр, патент № 2105952g. Средняя величина ускорения Кориолиса, по которой и определяется фактически азимут, составляет 2инклинометр, патент № 210595210-5g при амплитуде колебаний 50 см и частоте 2 Гц, что позволяет определить азимут с приемлемой погрешностью, меньшей одного градуса.

Что касается шумов, то можно полагать, что при стационарном характере движения по направляющим, например периодическом, с постоянным периодом и амплитудой, их влияние будет тоже стационарным и учитываемым.

Для практической проверки работоспособности предлагаемого устройства был осуществлен простейший эксперимент. По направляющим от оптической скамьи вручную в течение трех минут помещался взад-вперед блок из трех акселерометров. Информация с акселерометров вводилась в ЭВМ и обрабатывалась по алгоритму, описанному выше. Была получена погрешность определения азимута 6-8 мин, что всего в два раза больше требуемой для скважинной инклинометрии. Можно полагать, что реализация механизма стационарных возвратно-поступательных движений и увеличение чувствительности акселерометров позволит еще в 2-3 раза повысить точность.

Применение акселерометров для определения азимута вместо точных гироскопов позволяет прежде всего уменьшить диаметр измерительной части (до 30-36 мм) и сделать инклинометр вибро- и ударостойким. Это позволяет включить инклинометр в состав практически любой буровой колонны, причем без каких-либо специальных немагнитных вставок.

Кроме того, стоимость предлагаемого инклинометра может быть меньше стоимости инклинометра с гироскопами, поскольку точные (чувствующие Землю) гироскопы являются очень сложными и дорогими приборами.

Класс G01C9/00 Приборы для измерения уклонов, например с помощью клинометров, нивелиров

электронный уровень -  патент 2527144 (27.08.2014)
способ контроля взаимного пространственного положения установочных площадок -  патент 2523608 (20.07.2014)
способ определения угла наклона плоскости -  патент 2521270 (27.06.2014)
датчик угла наклона -  патент 2517785 (27.05.2014)
способ дистанционного определения крутизны склона в контрольных точках лавинного очага с использованием лазерного дальномера -  патент 2509288 (10.03.2014)
уровень и ампула с пузырьком -  патент 2507481 (20.02.2014)
датчик угла наклона -  патент 2506540 (10.02.2014)
маятниковый датчик угла наклона -  патент 2500988 (10.12.2013)
устройство для измерения пространственных угловых отклонений -  патент 2495374 (10.10.2013)
лазерный нивелир на отвесе -  патент 2495373 (10.10.2013)

Класс E21B47/022 буровой скважины 

внутрискважинная калибровка инструмента при проведении изысканий пластов -  патент 2525564 (20.08.2014)
способ определения зенитного угла и азимута скважины и гироскопический инклинометр -  патент 2507392 (20.02.2014)
способ определения углов искривления скважины -  патент 2503810 (10.01.2014)
устройство для контроля положения ствола горизонтальной скважины -  патент 2490448 (20.08.2013)
глубинный датчик расхода бурового раствора -  патент 2485309 (20.06.2013)
устройство измерения расстояния и определения направления между двумя буровыми скважинами (варианты), способ измерения расстояния и определения направления между двумя буровыми скважинами, узел соленоида устройства измерения расстояния и определения направления между двумя буровыми скважинами -  патент 2468200 (27.11.2012)
устройство для измерения зенитных и азимутальных углов скважин -  патент 2459951 (27.08.2012)
скважинный генератор -  патент 2442892 (20.02.2012)

интегрированное отображение положения ведущего переводника и ориентации торца долота -  патент 2439315 (10.01.2012)
определение расстояния магнитными средствами при бурении параллельных скважин -  патент 2436924 (20.12.2011)
Наверх