роторная пластинчатая машина

Классы МПК:F01C1/32 совершающие движение, определенное в группе  1/02, одновременно с относительным возвратно-поступательным движением взаимодействующих элементов 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Иркутский государственный технический университет
Приоритеты:
подача заявки:
1996-08-14
публикация патента:

Роторная пластинчатая машина может быть использована в качестве гидромашин, компрессоров и двигателей. В роторной пластинчатой машине дополнительно установлен внешний ротор (2), соосный со статором (1). Внешний и внутренний роторы (2), (3) вращаются с одной угловой скоростью, а пластины (5) шарнирно закреплены одним концом на внешнем роторе (2), а другой конец свободно скользит в пазах внутреннего ротора (3). При этом пазы выполнены в дополнительных элементах и имеют возможность отклоняться от радиального направления. Применение внешнего ротора (2) значительно снижает относительное скорости и разгружает пластины, устраняя эффект заклинивания. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

Роторная пластинчатая машина, содержащая статор с внутренней цилиндрической расточкой, с торцевыми стенками и каналами подвода и отвода рабочей среды, эксцентрично установленный внутренний ротор с пазами, в которых свободно посажены пластины, отличающаяся тем, что дополнительно установлен внешний ротор, соосный с расточкой статора и синхронизированный с внутренним ротором, имеющим дополнительные элементы с пазами, в которых свободно посажены одним концом пластины с возможностью отклонения от радиального направления, причем внешние концы пластин шарнирно закреплены на внешнем роторе.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к роторным машинам, которые могут быть использованы в качестве гидромашин, компрессоров или двигателей.

Известны роторные пластинчатые машины [1] содержащие статор с цилиндрической расточкой, торцевыми стенками и каналами подвода и отвода жидкости; эксцентрично установленный ротор, в радиальных пазах которого размещены пластины с возможность возвратно-поступательного перемещения, при этом наружный край пластины скользит по расточке статора, прижимаясь к последней за счет либо центробежных сил, либо под действием пружин или избыточного давления жидкости.

Эти машины обладают следующими недостатками.

1. Большие относительные скорости скольжения внешних и боковых сторон пластин относительно цилиндрической расточки и торцевых стенок статора. Большие скорости способствуют быстрому износу трущихся поверхностей (см. Г.С. Игумнов "Маломощные двухтактовые двигатели с самовоспламенением топлива от сжатия", М. Машгиз, 1951, стр. 28-30). В местах контакта трущихся поверхностей необходимо создать достаточно высокое нормальное давление, чтобы обеспечить необходимую герметичность, а повышенное нормальное давление по закону Кулона влечет увеличение силы трения. Все это ведет к снижению механического КПД машины.

2. Заклинивание пластин в пазах ротора происходит благодаря тому, что пластина работает как консольная балка, замещенная с одного конца в пазах ротора, а на другой свободный конец действуют силы трения и избыточного давления. Этот недостаток столь значителен, что применить машины такого типа в качестве двигателя внутреннего сгорания не представляется возможным.

С первым из недостатков борются путем применения различного рода подпятников на внешнем конце пластин (см. например, заявка Великобритании N 2218469, опубликованная в реферативном издании "Изобретения стран мира", F 01, N 2, 1991, с. 64 и заявка РФ N 93019609, опубликованная в бюллетене "Изобретения", N 34, 1995, с. 52). Кроме подпятников применяют свободно вращающиеся втулки, на которые опираются внешним концом пластины (см. патенты Японии N 3-6353 и N 3-6355, опубликованные в реферативном издании "Изобретения стран мира", P 04, N 1, 1992, с. 67).

Эти приспособления позволяют трение с пластин перенести на подпятники или втулки и, таким образом, износу теперь подвергаются трущиеся поверхности подпятников и втулки, что не влияет на повышение КПД машины, уменьшается только износ пластин.

Второй недостаток заклинивание пластин в пазах пытаются устранить путем применения вкладышей в пазах внутреннего ротора и клинообразных пластин, внешний конец пластины при этом скользит по вкладышу. Это уменьшает усилие, действующее на консоль пластины, но не устраняет полностью недостаток. (См. например, официальный бюллетень РФ "Изобретения" N 7/95, патент N 2030598 и заявка N92008717/29 и 92008719/29, в бюллетене N 8/95).

Наиболее близким аналогом заявляемой машины по совокупности существенных признаков, которые влияют на достигаемый результат, является роторная пластинчатая машина по вышеуказанной публикации [1] выбранная в качестве прототипа.

Сущность изобретения заключается в следующем. Скорости скольжения относительно движущихся элементов значительно уменьшаются, а силы нормального давления на цилиндрическую расточку статора переносятся на подшипник путем применения дополнительно внешнего ротора, соосного с расточкой статора, состоящего из цилиндрической втулки, торцевых стенок и двух цапф, посаженных на подшипники в статоре. Внешней ротор синхронизован с внутренним. Так уменьшается износ и повышаются КПД за счет снижения скоростей скольжения и сил трения.

Вторая проблема решается путем более равномерного распределения нагрузки на пластину. Для этого введена дополнительная опора внешнего конца пластины в виде шарнира на внешнем роторе, при этом внутренний конец, помещенный паз дополнительного элемента внутреннего ротора, имеет возможность отклоняться от радиального направления. Теперь пластина имеет две опоры по концам и, следовательно, заклинивание полностью устраняется.

Поставленная цель в совокупности с известными элементами достигается следующими средствами:

вводится дополнительно внешней ротор;

обороты внешнего ротора и внутреннего согласуются с помощью синхронизаторов вращения;

пазы внутреннего ротора выполнены в дополнительных элементах, которые делают возможным отклонение пластин от радиального направления;

пластины шарнирно опираются одним концом на внешний ротор и скользят в пазах дополнительных элементов внутреннего ротора.

Поскольку вся совокупность существенных признаков предлагаемого изобретения, обеспечивающая повышение КПД, в отличие от прототипа неизвестна из уровня техники, она обладает новизной.

В патентной и технической литературе не обнаружено конструкцией с отличительными признаками заявляемого технического решения, поэтому оно соответствует критерию "изобретательский уровень".

На фиг. 1 изображена схема торцевого разреза одного из вариантов заявляемой машины; фиг. 2 разрез по осям внешнего и внутреннего роторов; на фиг. 3 проставлены углы и размеры элементов.

Внутри цилиндрической расточки статора 1 установлен внешний ротор 2 с торцевыми стенками 2в и цапфами 2а. Внутренний ротор 3 с валом 3а эксцентричен по отношению к внешнему ротору.

Дополнительные элементы в виде плунжеров 4 имеют возможность отклонения относительно радиального направления. В пазах плунжеров свободно посажены пластины 5 одним концом, а другой конец 5а шарнирно закреплен на внешнем роторе.

Введены следующие обозначения:

e эксцентриситет;

роторная пластинчатая машина, патент № 2105884 = роторная пластинчатая машина, патент № 2105884t угол поворота ротора;

w угловая скорость вращения;

t время;

R радиус внешнего ротора;

r радиус плунжера;

h высота пластины;

роторная пластинчатая машина, патент № 2105884 угол отклонения пластины 5 от радиального направления, т.е. угол поворота шарнира 5а.

Из геометрических соображений получается

роторная пластинчатая машина, патент № 2105884

или с точностью до

роторная пластинчатая машина, патент № 2105884

роторная пластинчатая машина, патент № 2105884

Таким образом, угол отклонения пластины от радиального направления может быть конструктивно выбран достаточно малым. Наименьшее значение роторная пластинчатая машина, патент № 2105884 получается, если ось плунжера совпадает с осью внутреннего ротора.

В этом случае роторная пластинчатая машина, патент № 2105884 Угловая скорость получается путем дифференцирования по t выражения для роторная пластинчатая машина, патент № 2105884

роторная пластинчатая машина, патент № 2105884

Итак, наибольшая линейная скорость скольжения внешнего конца пластины у прототипа роторная пластинчатая машина, патент № 2105884R а у заявляемой машины, если допустить, что hроторная пластинчатая машина, патент № 21058842 ч,

роторная пластинчатая машина, патент № 2105884

Столь малые скорости скольжения и малые углы отклонения позволяют создать надежное уплотнение рабочих полостей и тем самым повысить объемный КПД.

Предложенная машина работает следующим образом. Торцевые стенки внутреннего ротора 3 движутся поступательно относительно торцевых стенок внешнего ротора 2, т.е. любая точка торцевой стенки внутреннего ротора 3 описывает за оборот дугу в виде окружности радиуса e на торцевой стенке внешнего ротора. У прототипа этот радиус изменяется от нуля до R-e. Таким образом, и здесь получается выигрыш в линейной скорости скольжения, по крайней мере, для периферийных значений радиуса внутреннего ротора 3, где и требуется наиболее тщательное прилегание для обеспечения герметичности. Шарнирное крепление пластин 5а на внешнем роторе 2 позволяет с одной стороны применять совершенное уплотнение, а с другой стороны обеспечивает разгрузку пластин. В роторных машинах это наиболее уязвимое с точки зрения и износа место контакта (см. например, В.С.Бениович, Г.Д.Апазиди, А.М.Бойко "Роторно-поршневые двигатели", Машиностроение, 1968, с. 62-80).

Заявляемую машину целесообразно использовать в качестве двигателя внутреннего сгорания, при этом с целью повышения термического КПД поверхности рабочих полостей выполнить из керамики.

Класс F01C1/32 совершающие движение, определенное в группе  1/02, одновременно с относительным возвратно-поступательным движением взаимодействующих элементов 

способ повышения кпд двигателей с помощью сложного теплового цикла, роторно-поршневой двигатель для осуществления указанного способа и регулятор оборотов вала роторно-поршневого двигателя -  патент 2403414 (10.11.2010)
универсальный двигатель внешнего сгорания -  патент 2402687 (27.10.2010)
двухконтурная роторная машина -  патент 2400634 (27.09.2010)
роторная машина -  патент 2397326 (20.08.2010)
импульсный двигатель внутреннего сгорания -  патент 2392459 (20.06.2010)
тепловой роторный двигатель (варианты) -  патент 2387850 (27.04.2010)
роторный двигатель внутреннего сгорания -  патент 2386823 (20.04.2010)
роторно-поршневой двигатель -  патент 2383751 (10.03.2010)
рабочая камера роторного двигателя внутреннего сгорания -  патент 2374463 (27.11.2009)
роторно-поршневой двигатель (варианты) -  патент 2361089 (10.07.2009)
Наверх