топливная композиция

Классы МПК:C10L1/16 углеводороды 
Автор(ы):, , , , , ,
Патентообладатель(и):Акционерное общество "Московский коксогазовый завод"
Приоритеты:
подача заявки:
1996-09-17
публикация патента:

Изобретение относится к топливным композициям, в частности к составам бензинов, предназначенных для использования в двигателях внутреннего сгорания. Предлагается топливная композиция на основе прямогонной бензиновой фракции, содержащая метил-трет-бутиловый эфир и фракцию 80-180oC ароматических углеводородов коксохимического производства при следующем соотношении компонентов, мас. %: метил-трет-бутиловый эфир 5,0-15,0; фракция 80-180oC ароматических углеводородов коксохимического производства 5,0-30,0; прямогонная бензиновая фракция - остальное. 2 табл.
Рисунок 1

Формула изобретения

Топливная композиция на основе прямогонной бензиновой фракции, содержащая метилтрет-бутиловый эфир, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит фракцию 80 180oС ароматических углеводородов коксохимического производства при следующем соотношении компонентов, мас.

Метилтрет-бутиловый эфир 5 15

Фракция 80 180oС ароматических углеводородов коксохимического производства 5 30

Прямогонная бензиновая фракция Остальноег

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к топливным композициям, в частности к соcтавам бензинов, предназначенных для использования в двигателях внутреннего сгорания.

Расширяющийся парк легковых автомобилей требует создания топлив, обладающих высокими антидетонационными свойствами и обеспечивающих более четкую и эффективную работу автомобильных двигателей.

Известно, что получение высокооктановых бензинов для автомобильной техники возможно путем вовлечения в базовые углеводородные топлива высокооктановых добавок, например, алкилбензина, ароматических углеводородов, кислородсодержащих соединений: спиртов и эфиров.

Известна композиция неэтилированного топлива для карбюраторных двигателей с октановым числом топливная композиция, патент № 2103326100, содержащая об.%: 44-60 - толуола, 7-15 - изо-С5H12, 15-35 - алкилата, 5-10 - метил-трет-бутилового эфира или 44-60 толуола, 2-8 изо-C2H12, 20-35 алкилата, 5-10 метил-трет-бутилового эфира, 1-5-изо-С4H10[1].

Недостатком данной топливной композиции является высокая стоимость и дефицит составляющих ее компонентов.

Известна топливная композиция на основе углеводородов с температурой кипения бензинов, содержащая присадку, повышающую октановое число, в качестве которой используют конденсированнное ароматическое соединение или смесь таких соединений, не содержащих в ядре гетероатомов. Этим соединением могут быть аценафтилен, бензантрацен, нафталин, фенантрен и др. [2]. Наличие конденсированных ароматических углеводородов в композиции приводит к повышению токсичности отработавших газов автомобилей, что ограничивает ее применение.

Известна также композиция экологически чистого бензина, разработанная фирмой АРСО, США. Композиция содержит, об.%: 5,5 олефинов, 15 метил-трет бутилового эфира и 21,6 ароматических углеводородов. По эмиссии вредных веществ данная топливная композиция близка к метанольному топливу, однако стоимость его производства в несколько раз ниже [3].

Ограниченное производство МТБЭ и ароматических углеводородов препятствует широкому применению этой композиции.

Наиболее близкой к предлагаемой является композиция высокооктанового (ОЧтопливная композиция, патент № 210332695) бензина, обеспечивающего пониженную эмиссию NОх с выхлопными газами, содержащая 3-30 об.% метил-трет-бутилового эфира 1-15 об.% легкой прямогонной нафты (фр.30-65o).

Базовые компоненты бензина могут включать бензин риформинга, продукты изомеризации, легкий бензин крекинга или гидрокрекинга, алкилат, продукт полимеризации олефинов [4].

При высоком содержании МТБЭ (более 20%) наблюдается некоторая потеря мощности автомобиля, поэтому, как правило, в состав бензинов вводят не более 15% МТБЭ. Композиция включает низкокипящую прямогонную фракцию 30-65oC подвергается каталитическому риформингу.

Изобретение направлено на расширение ресурсов производства автомобильных бензинов и снижение их себестоимости за счет квалифицированного использования отходов коксохимического производства.

Предлагаемая топливная композиция на основе прямогонной бензиновой фракции, содержащая метил-трет-бутиловый эфир и фракцию 80-180oC ароматических углеводородов коксохимического производства при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Метил-трет-бутиловый эфир - 5,0-15,0

Фракция 80-180oC ароматических углеводородов коксохимического производства - 5,0 - 30,0

Прямогонная бензиновая фракция - Остальное

Новым в предлагаемой композиции является использование в качестве высокооктановой добавки фракции 80-180oC ароматических углеводородов коксохимического производства, которая является побочным продуктом и в настоящее время не находит квалифицированного применения.

Известно использование в качестве высокооктановых добавок различных ароматических углеводородов, например, бензола, толуола, ксилола и/или смеси ароматических углеводородов и 18-30% насыщенного углеводорода, например, пентана, гексана или гептана [5], или конденсированных ароматических соединений [1].

Однако указанные добавки являются целевыми продуктами специальных производств, которые являются дефицитными и дорогостоящими.

Использование же в качестве высокооктановой добавки фракции 80-180oC ароматических углеводородов коксохимического производства наряду с прямогонной бензиновой фракцией позволяет расширить ресурсы производства неэтилированных автомобильных бензинов, которые по себестоимости будут значительно ниже, чем известные композиции.

В предлагаемой композиции в качестве прямогонной бензиновой фракции можно использовать бензин экспортный технологический (ТУ 38.001500-88), в частности, был использован бензин марки П-2.

Плотность при 20oC кг/м3, не более - 725.

Фракционный состав:

Н.К., - н/ниже 35

10% - н/выше 75

50% - н/выше 110

90% - н/выше 150

К.К. - н/выше 180

Остаток в колбе - 1,5

Остаток и потери - 4,5

Рнп, Па/мм.рт.ст. - 66661 (500)

Кислотность, мг КОН на 100 см3 бензина, - н/б 1

Концентрация факт. смол, мг на 100 см3 бензина, - н/б 2

Массовая доля серы, %, - н/б 0,04

Сод. Рв мг/кг топлива, - н/б 0,05

В качестве высокооктановой добавки топливная композиция содержит фракцию 80-180oC ароматических углеводородов коксохимического производства, получаемую в процессе высокотемпературного пиролиза угля при температуре выше 700oC. В результате этого процесса получается кокс, водородсодержащий газ, аммиак, пары воды, смола, фракция ароматических углеводородов и т.д.

Поток паров и газов, выделяющихся в процессе пиролиза угля, поступает на охлаждение, при этом выделяется смола и фенол, который растворяется в воде, образующейся при охлаждении ее паров. Далее поток газов и паров поступает на установки сероочистки и выделение аммиака. Оставшаяся часть паров и газов поступает на блок выделения фракции ароматических углеводородов.

Ароматические углеводороды из паров и газов выделяются с применением поглотительного масла при определенной температуре. Далее из поглотительного масла путем обработки его острым паром выделяется фракция ароматический углеводородов, которая выкипает в пределах 80-180oC и имеет следующий состав, мас.%:

Органические соединения добензольной части - 0,5-2,0

Бензол - 36,8-51,5

Толуол - 22,1-29,3

Сумма изомеров ксилола - 8,8-15,9

Стирол - 3,63-5,40

Инден - 3,20-5,45

Нафталин - 0,24-1,05

Тиофен - 0,01-0,1

Сера - 0,14-1,2

Для улучшения эксплутационных характеристик топливной композиции фракции ароматических углеводородов дополнительно можно подвернуть гидроочистке.

Топливную композицию готовят путем смешения компонентов в предлагаемом соотношении при постоянном перемешивании.

Было приготовлено 4 образца предлагаемой топливной композиции, состав которых приведен в табл. 1. причем, в составе по примеру 2 использована гидроочищенная фракция ароматических углеводородов, содержащая мас.%:

Сера - 0,04

Непредельные углеводороды - Отсутствие

Фактические смолы мг/100 мл - 4,0

Приготовленные образцы были испытаны стандартными методами на соответствие их техническим условиям на бензины А-76 (ГОСТ-2084).

Результаты испытаний приведены в табл.2.

Данные, приведенные в табл. 2, подтверждают, что предлагаемая топливная композиция соответствует по всем параметрам требованиям ГОСТ 2084.

Источники информации, принятые во внимание при составлении заявки:

1. Патент США N 4812146, МКИ C IO L 1/18, 1989 г.

2. Патент США N 4699629, НКИ 44-79, 1987 г.

3.

4. Патент США N 5256167, МКИ C IO L 1/18, 1993 г.

5. Заявка Японии N 1-131299, C IO L 1/04, 1/6, 1989 г.

Класс C10L1/16 углеводороды 

способ повышения энергетических характеристик жидкостных ракетных двигателей -  патент 2527918 (10.09.2014)
топливная композиция с улучшенными низкотемпературными свойствами -  патент 2515238 (10.05.2014)
гибридное эмульсионное топливо -  патент 2501844 (20.12.2013)
применение повышающего вязкость компонента в дизельном топливе -  патент 2495916 (20.10.2013)
композиция неэтилированного экологически чистого высокооктанового бензина -  патент 2493239 (20.09.2013)
химический маркер и способ его получения -  патент 2489476 (10.08.2013)
бензиновые композиции -  патент 2487922 (20.07.2013)
топливо для импульсного детонационного двигателя -  патент 2484123 (10.06.2013)
применение моющих присадок для улучшения характеристик хладотекучести минеральных масел и средних дистиллятов -  патент 2475519 (20.02.2013)
применение минеральных масел, содержащих моющую присадку для улучшения характеристик хладотекучести, и средний дистиллят -  патент 2475516 (20.02.2013)
Наверх