композиция неэтилированного бензина

Классы МПК:C10L1/04 на основе смесей углеводородов 
C10L1/18 содержащие кислород 
Автор(ы):, , , , , , ,
Патентообладатель(и):Акционерное общество "Нижнекамскнефтехим"
Приоритеты:
подача заявки:
1995-11-27
публикация патента:

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, а именно к композициям неэтилированного бензина, имеющим октановые числа не менее 76 и используемым в качестве автомобильного и авиационного бензинов. Сущность изобретения: получение композиции неэтилированного бензина, включающей, мас. %: фракция бутан-пентановая 1-15; фракция C6-C7 производства этилбензола и/или фракция C9 пироконденсата, и/или смесь ксилолов с температурой кипения 135-145oC, и/или фракция C10 производства этилбензола 1-25; метилтретбутиловый эфир и/или диизопропиловый эфир 1-20; прямогонный бензин и/или бензин каталитического крекинга, и/или фракция изогексанов из широкой фракции легких углеводородов до 100, при этом получают бензины, характеризующиеся высокими октановыми числами и хорошей совместимостью с двигателями, что позволяет их использовать в зимнее и летнее время года. 1 табл.
Рисунок 1

Формула изобретения

Композиция неэтилированного бензина, включающая бутан-пентановую фракцию, фракцию С6 С7 производства этилбензола и/или фракцию С9 пироконденсата и метилтрет-бутиловый эфир, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит фракцию С10 производства этилбензола, и/или смесь ксилолов с температурой кипения 135 145oС, фракцию изогексанов из широкой фракции легких углеводородов, и/или прямогонный бензин, и/или бензин каталитического крекинга, диизопропиловый эфир при следующем соотношении компонентов, мас.

Фракция бутан-пентановая 1 15

Фракция С6 С7 производства этилбензола и/или фракция С9 пироконденсата, и/или смесь ксилолов с температурой кипения 135 - 145oС, и/или фракция С10 производства этилбензола 1 25

Метилтрет-бутиловый и/или диизопропиловый эфир 1 20

Прямогонный бензин, и/или бензин каталитического крекинга, и/или фракция изогексанов из широкой фракции легких углеводородов До 100м

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, а именно к композициям неэтилированного бензина, имеющим октановые числа не менее 76 и используемым в качестве автомобильного и авиационного бензинов.

Известна композиция неэтилированного бензина, обеспечивающая быстрый запуск двигателя внутреннего сгорания при низких температурах [1], содержит, мас.%:

Алкан C4-8 (н-бутан) - 15-30

Алкан C7-8 (н-гептан) - 10-25

Алкан C9-11 (н-нонан) - 1-8

Алкен C4-6 (1-бутен) - 0-25

Алкен C7-8 (4,4-диметил-1-пентен) - 0-7

Алкен C9-11 (1-нонен) - 0-5

Ароматические углеводороды C6-7 (бензол, толуол) - 3-8

Ароматические углеводороды C8-12 (ксилол) - 15-40,

причем должны выдерживаться следующие условия:

35композиция неэтилированного бензина, патент № 2103325А+Гкомпозиция неэтилированного бензина, патент № 210332545, 15композиция неэтилированного бензина, патент № 2103325Б+Д+Жкомпозиция неэтилированного бензина, патент № 210332530, 35композиция неэтилированного бензина, патент № 2103325В+Е+Зкомпозиция неэтилированного бензина, патент № 210332545, содержание алкенов до 25 мас.%, ароматические углеводороды 50 мас.%. Композиция готовится из отдельных компонентов, которые нужно специально получать, а значит загрязнять окружающую среду, кроме того, ее нельзя использовать в качестве летнего топлива. Высокое содержание бутана влечет за собой высокую упругость паров, что является причиной образования паровых пробок в топливной системе, кроме того, по современным требованиям на бензиновые композиции содержание ароматических углеводородов не должно превышать 25%.

Наиболее близкой является композиция неэтилированного бензина [2], содержащая, мас.%:

Бутан-пентановой фракции - 1,0-15,0

Метилтретбутилового эфира - 1,0-10,0

Фракции C7-C8 алкенов производства тримеров пропилена - 5,0-25,0

Фракции C6-C7 производства этилбензола и/или фракции C9 пироконденсата - 2,0-25,0

Фракции C6-C9 газофракционирующей установки и/или производства изопентана - До 100.

Существенными недостатками предлагаемой композиции являются использование относительно узкой сырьевой базы для ее получения и, в том числе, ограниченность ресурсов фракции C7-C8 алкенов производства тримеров пропилена.

Сущностью изобретения является получение композиции неэтилированного бензина с использованием широких углеводородных фракций, характеризующейся высоким октановым числом и высокой химической стабильностью, включающей бутан-пентановую фракцию, C6-C7 фракцию производства этилбензола и/или C9 фракцию пироконденсата и/или смесь ксилолов с температурой кипения 135-145oC и/или C10 фракцию производства этилбензола, метилтретбутиловый эфир и/или диизопропиловый эфир, прямогонный бензин и/или бензин каталитического крекинга и/или фракцию изогексанов из ШФЛУ, взятых в определенном соотношении.

В качестве основных компонентов неэтилированного бензина предлагается использовать отходы производств, не находящие квалифицированного применения:

C6-C7 и C10 фракции производства этилбензола, например, получаемого алкилированием бензола этиленом в присутствии хлористого алюминия и т.д.;

C9 фракция пироконденсата.

Высокая химическая стабильность предлагаемой композиции достигается отсутствием или незначительным количеством в используемых фракциях непредельных углеводородов.

Отличительными признаками изобретения является новый состав композиции неэтилированного бензина, в котором составные части композиции взяты в следующем соотношении, мас.%:

Фракция бутан-пентановая - 1-15

Фракция C6-C7 производства этилбензола и/или фракция C9 пироконденсата, и/или смесь ксилолов с температурой кипения 135-145oC, и/или фракция C10 производства этилбензола - 1-25

Метилтретбутиловый эфир и/или диизопропиловый эфир - 1-20

Прямогонный бензин и/или бензин каталитического крекинга и/или фракция изогексанов из ШФЛУ - До 100

Использование указанных признаков дает возможность улучшить качество бензина за счет его химической стабильности, увеличить сырьевые ресурсы для получения автомобильного топлива путем использования высокооктановых компонентов, уменьшить загрязнение окружающей среды за счет утилизации при приготовлении бензина отходов и побочных продуктов действующих производств.

При сопоставлении существенных признаков изобретения с таковыми прототипа выявлено, что они являются новыми и не описаны в прототипе, можно сделать вывод о соответствии предлагаемого технического решения критерию "новизна".

Введение новых отличительных признаков в сочетании с достигаемым эффектом (высокие октановые числа и возможность использования получаемых композиций в качестве зимних и летних топлив, как видно из данных таблицы), которые не описаны ни в одном аналогичном способе, указывает на "изобретательский уровень" изобретения.

Изобретение соответствует критерию "промышленная применимость", так как подтверждается следующей совокупностью условий:

изобретение предназначено для использования в промышленности;

для изобретения в том виде, как оно охарактеризовано в независимом пункте формулы, подтверждена возможность его осуществления с помощью описанных в заявке средств и методов.

Для экспериментальной проверки предлагаемого состава композиции было подготовлено 19 смесей компонентов (таблица). В таблице представлены не только составы предлагаемых композиций, но и результаты их испытаний: это моторные октановые числа, упругость паров по Рейду, а также коэффициент распределения детонационной стойкости (КРДС).

Пример 1. В емкость с перемешивающим устройством загружается 66 кг бензина каталитического крекинга, туда же добавляется 25 кг смеси ксилолов с температурой кипения 135-145oC (выделенных, например, из продуктов реформинга прямогонного бензина и т.д.), 8 кг диизопропилового эфира. Смесь тщательно перемешивается и в нее через нижнюю часть емкости передавливается 1 кг бутан-пентановой фракции. Соотношения исходных компонентов, а также результаты приведены в таблице.

Примеры 2-19. Выполнялись аналогично описанному в примере 1. Данные по составам и их экспериментальной проверки приведены в таблице.

Из таблицы следует, что композиции предлагаемых составов обладают высокими октановыми числами и такой упругостью паров, которая позволяет использовать их в качестве летних и зимних топлив.

Класс C10L1/04 на основе смесей углеводородов 

способ получения низкозастывающего дизельного топлива -  патент 2527564 (10.09.2014)
способ получения оксигенатов, повышающих эксплуатационные свойства топлив для двигателей внутреннего сгорания (варианты) -  патент 2522764 (20.07.2014)
способ получения реактивного топлива из биоэтанола -  патент 2510389 (27.03.2014)
углеводородная композиция, используемая в качестве топлива и горючего, полученная из компонентов нефти и биологического компонента -  патент 2505582 (27.01.2014)
топливная композиция авиационного бензина -  патент 2503711 (10.01.2014)
способ получения и состав присадки к жидкому топливу -  патент 2502790 (27.12.2013)
котельное топливо -  патент 2500792 (10.12.2013)
композиция неэтилированного экологически чистого высокооктанового бензина -  патент 2493239 (20.09.2013)
интегрированный способ получения дизельного топлива из биологического материала, продукты, применение и установка, относящиеся к этому способу -  патент 2491319 (27.08.2013)
горючее ракетное топливо (варианты) и способ его приготовления -  патент 2486230 (27.06.2013)

Класс C10L1/18 содержащие кислород 

композиция жидкого топлива -  патент 2526620 (27.08.2014)
способы получения и применения топливных композиций -  патент 2525239 (10.08.2014)
методы производства топлива для реактивных двигателей из натурального масла как исходного сырья с помощью реакций обмена -  патент 2522436 (10.07.2014)
модификатор горения твердого, жидкого и газообразного топлива -  патент 2515988 (20.05.2014)
топливная композиция с улучшенными низкотемпературными свойствами -  патент 2515238 (10.05.2014)
жидкие топливные композиции -  патент 2512083 (10.04.2014)
совмещенный способ получения биотоплив из различных типов сырья и родственных продуктов -  патент 2503714 (10.01.2014)
композиция оксигенированного бензина с хорошими дорожными эксплуатационными характеристиками -  патент 2503710 (10.01.2014)
котельное топливо -  патент 2500792 (10.12.2013)
многофункциональная добавка к автомобильному бензину и содержащая ее топливная композиция -  патент 2494139 (27.09.2013)
Наверх