система управления высотой полета при посадке

Классы МПК:B64C13/18 с автопилотом
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Акционерное общество "Раменское приборостроительное конструкторское бюро"
Приоритеты:
подача заявки:
1996-09-24
публикация патента:

Использование: изобретение относится к области приборостроения, в частности к системам управления высотой при посадке на подвижное, колеблющееся основание (палуба авианосца). Сущность: система управления высотой полета при посадке содержит задатчик высоты, блок разности, блок информационных датчиков, контур стабилизации и дополнительно введенные блок формирования относительной высоты и блок формирования сигнала коррекции, обеспечивающие управление по высоте относительно подвижной, колеблющейся плоскости посадки и компенсацию возмущающих воздействий. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

Формула изобретения

1. Система управления высотой полета при посадке, содержащая задатчик высоты, первый блок разности, контур стабилизации, блок информационных датчиков, причем выход задатчика высоты подключен к первому входу первого блока разности, выход которого подключен к входу контура стабилизации, отличающаяся тем, что в нее дополнительно введены блок формирования относительно высоты и блок формирования сигнала коррекции, причем первый, второй и третий выходы блока информационных датчиков подключены соответственно к первому, второму и третьему входам блока формирования относительной высоты, выход которого подключен к второму входу первого блока разности и к первому входу блока формирования сигнала коррекции, на второй вход которого подключен четвертый выход блока информационных датчиков, а выход блока формирования сигнала коррекции подключен к третьему входу первого блока разности.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что блок формирования относительной высоты выполнен на преобразователе координат, блоке умножения, втором блоке разности, блоке извлечения корня квадратного и блоке деления, выход которого подключен к выходу блока формирования относительной высоты, первый и второй входы которого подключены соответственно к первому и второму входам блока умножения, на третий и четвертый входы которого подключены соответственно первый и второй выходы преобразователя координат, на первый и второй входы которого подключены соответственно второй и третий входы блока формирования относительной высоты, причем первый, второй и третий выходы блока умножения подключены соответственно к первому, второму и третьему входам второго блока разности, выход которого подключен к входу блока извлечения корня квадратного, выход которого подключен к первому входу блока деления, на второй вход которого подключен четвертый выход блока умножения.

3. Система по пп.1 и 2, отличающаяся тем, что блок формирования сигнала коррекции выполнен на блоке суммирования, блоке интерполяции, блоке запаздывания, третьем блоке разности, выход которого подключен к первому входу блока интерполяции и к входу блока запаздывания, первый, n-й выходы которого подключены соответственно к второму, (n + 1)-ому входам блока интерполяции, первый, m-й выходы которого подключены соответственно к первому, m-ому входам блока суммирования, выход которого подключен к выходу блока формирования сигнала коррекции, первый и второй входы которого подключены соответственно к первому и второму входам третьего блока разности.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится в области приборостроения, в частности к системам управления летательными аппаратами при посадке на наклонное, подвижное и колеблющееся основание (авианосец).

Известны системы управления высотой полета, описания которых приведены в книгах Михалева И.А. и др. "Системы автоматического управления самолетами", Москва, Машиностроение, 1971 г. с. 255; Загайнова Г.И. Гуськова Ю.П. "Управление полетом самолетов", Москва, Машиностроение, 1981 г. с. 161. Последняя система, структурная схема которой приведена на фиг. 1, принимается в качестве прототипа. Система содержит задатчик высоты (ЗВ), блок разности (БР), контур стабилизации (КС), блок информационных датчиков (БИД).

Сигнал заданной высоты Hз с выхода ЗВ поступает на первый вход БР, на второй вход которого поступает сигнал относительной высоты Hо с выхода БИД. В качестве измерителя относительной высоты Hо используется, например, радиовысотомер.

В БР формируется сигнал управления Hу (Hз-Hо)K, поступающий в КС, имеющего передаточную функцию система управления высотой полета при посадке, патент № 2102281 где R=1+a1p+.+an Pn, K, K1 коэффициенты передачи, p оператор дифференцирования; ai коэффициенты, обеспечивающие качество регулирования в КС, система управления высотой полета при посадке, патент № 2102281 вертикальная скорость полета, Ha - абсолютная высота полета.

При посадке на подвижную и колеблющуюся палубу авианосца вертикальная скорость самолета относительно посадочной плоскости имеет вид:

система управления высотой полета при посадке, патент № 2102281

где vс горизонтальная составляющая скорости полета самолета,

Vн горизонтальная составляющая скорости авианосца, система управления высотой полета при посадке, патент № 2102281н угол наклона посадочной плоскости, r расстояние до центра вращения, система управления высотой полета при посадке, патент № 2102281 угловая скорость вращения палубы.

Так как система управления высотой полета при посадке, патент № 2102281 то и в замкнутом контуре управления высотой будет иметь движение по относительной высоте:

система управления высотой полета при посадке, патент № 2102281

Здесь коэффициенты bi выбираются из условия обеспечения качества регулирования.

Из уравнения движения следует, что при изменениях Hн и rсистема управления высотой полета при посадке, патент № 2102281н имеют место погрешности по высоте и относительной вертикальной скорости:

система управления высотой полета при посадке, патент № 2102281

что при

система управления высотой полета при посадке, патент № 21022810, система управления высотой полета при посадке, патент № 210228160 м/сек, система управления высотой полета при посадке, патент № 2102281н2o, r=60 м, система управления высотой полета при посадке, патент № 21022812o/сек, b1=1 сек составляет система управления высотой полета при посадке, патент № 2102281Hо4 м, система управления высотой полета при посадке, патент № 21022814 м/сек.

Наличие этих погрешностей является недостатком прототипа, так как существенно уменьшаются показатели безопасности при посадке.

Техническим результатом, достигаемым при использовании предлагаемого технического решения, является повышение точности работы системы и соответственно повышение безопасности посадки на подвижное колеблющееся основание (авианосец).

Достигается этот результат тем, что в систему, содержащую задатчик высоты, первый блок разности, контур стабилизации, блок информационных датчиков, причем выход задатчика высоты подключен к первому входу первого блока разности, выход которого подключен к входу контура стабилизации, дополнительно введены блок формирования относительной высоты и блок формирования сигнала коррекции, причем первый, второй и третий выходы блока информационных датчиков подключены соответственно к первому, второму и третьему входам блока формирования относительной высоты, выход которого подключен ко второму входу первого блока разности и к первому входу блока формирования сигнала коррекции, на второй вход которого подключен четвертый выход блока информационных датчиков, а выход блока формирования сигнала коррекции подключен к третьему входу первого блока разности.

Высота полета относительно плоскости посадки определяется в блоке формирования относительной высоты, выполненном на преобразователе координат, блоке умножения, втором блоке разности, блоке извлечения корня квадратного и блоке деления, выход которого подключен к выходу блока формирования относительной высоты, первый и второй входы которого подключены соответственно к первому и второму входу блока умножения, на третий и четвертый входы которого подключены соответственно первый и второй выходы преобразователя координат, на первый и второй входы которого подключены соответственно второй и третий входы блока формирования относительной высоты; причем первый, второй и третий выходы блока умножения подключены соответственно к первому, второму и третьему входам второго блока разности, выход которого подключен ко входу блока извлечения корня квадратного, выход которого подключен к первому входу блока деления, на второй вход которого подключен четвертый выход блока умножения.

Сигнал, компенсирующий влияние наклона и движения посадочной плоскости, формируется в блоке формирования сигнала коррекции, выполненном на блоке суммирования, блоке интерполяции, блоке запаздывания, третьем блоке разности, выход которого подключен к первому входу блока интерполяции и ко входу блока запаздывания, первый n-ый выходы которого подключены соответственно ко второму,(n+1)-му входам блока интерполяции, первый, m-ый выходы которого подключены соответственно к первому, m-му входам блока формирования сигнала коррекции, первый и второй входы которого подключены соответственно к первому и второму входам третьего блока разности.

На фиг. 1 представлена блок-схема прототипа, обозначения блоков приведено выше.

На фиг. 2 представлено геометрическое расположение летательного аппарата относительно посадочной плоскости, здесь обозначено:

BO; BO1 горизонтальные линии, CC1 продольная строительная ось летательного аппарата, система управления высотой полета при посадке, патент № 2102281с угол тангажа летательного аппарата, O2Ak линия посадки (палуба авианосца), система управления высотой полета при посадке, патент № 2102281н угол наклона палубы, OO1система управления высотой полета при посадке, патент № 2102281B1O1Hо = OO2система управления высотой полета при посадке, патент № 2102281O2Aк, OA1 D1 наклонная дальность, измеряемая первым измерителем дальности под углом визирования система управления высотой полета при посадке, патент № 21022811 относительно строительной оси OC1, OAk=Dk наклонная дальность, измеряемая K-ым измерителем под углом визирования система управления высотой полета при посадке, патент № 2102281к относительно строительной оси OC1. При этом относительная высота Hо=OO2 по параметрам D1, Dk, система управления высотой полета при посадке, патент № 2102281 = система управления высотой полета при посадке, патент № 21022811 - система управления высотой полета при посадке, патент № 2102281к определяется зависимостью

система управления высотой полета при посадке, патент № 2102281

На фиг. 3 представлена блок-схема предлагаемой системы, содержащей:

1 первый блок разности БР1, 2 задатчик высоты ЗВ, 3 контур стабилизации КС, 4 блок информационных датчиков БИД, 5 блок формирования относительной высоты БФОВ, 6 блок формирования сигнала коррекции БФСК.

На фиг. 4 представлена блок-схема БФОВ 5,содержащего:

7 преобразователь координат ПК, 8 блок умножения БУ, 9 второй блок разности БР 2, 10 блок извлечения корня квадратного БИКК, 11 блок деления БД.

На фиг. 5 представлена блок-схема БФСК6, содержащего: 12 третий блок разности БРЗ, 13 блок запаздывания БЗ, 14 блок интерполяции БИ, 15 блок суммирования БС.

Система работает следующим образом.

С выхода ЗВ 2 сигнал заданной высоты Hз поступает на вход БР1 (1), на второй и третий входы которого поступают соответственно сигналы относительной высоты Hо с выхода БФОВ5 и сигнала коррекции F с выхода БФСК6. В БР1 1(1) формируется сигнал управления Hу=(Hз+F-Hо)K, поступающего на вход КСЗ, имеющего передаточную функцию система управления высотой полета при посадке, патент № 2102281

Как было показано выше при Hар = (Hо + Hн + rсистема управления высотой полета при посадке, патент № 2102281н)р, R=1+a1p+.anpn в замкнутом контуре управления будет иметь место движения по высоте

система управления высотой полета при посадке, патент № 2102281

В диапазоне времени Tсистема управления высотой полета при посадке, патент № 21022810,1 Tн, здесь Tн период частоты колебаний палубы авианосца функцию (Hн + rсистема управления высотой полета при посадке, патент № 2102281н) можно представить в виде временного ряда степени m=n+1

(Hн + rсистема управления высотой полета при посадке, патент № 2102281н) = f = Cо + C1t + C2t2 + Cмtм,

тогда HoQ=Hз -fP (b1+b2P+.+bmRn)+F.

БИД4 содержит датчик абсолютной высоты Hа и датчики наклонной дальности, измеряющие (см. фиг. 2) дальность D1=OA1 с углом визирования система управления высотой полета при посадке, патент № 21022811 и дальность Dk с углом визирования система управления высотой полета при посадке, патент № 2102281к В качестве датчиков D1, Dk могут использоваться многолучевой разновысотомер соответственно с углами наклонов система управления высотой полета при посадке, патент № 21022811, система управления высотой полета при посадке, патент № 2102281к; радиолокационный датчик или оптиколокационный датчик, а в качестве датчиков абсолютной высоты используется, например, барометрический датчик.

С первого, второго и третьего выходов БИД4 сигналы D1, Dk, система управления высотой полета при посадке, патент № 2102281 = система управления высотой полета при посадке, патент № 21022811 - система управления высотой полета при посадке, патент № 2102281к поступают соответственно на первый, второй и третий входы БФОВ5. В БФОВ5 первый вход (сигнал D1) подключен к первому входу БУ8, на второй вход которого подключен сигнал Dk со второго входа БФОВ5, подключенного также к первому входу ПК 7, на второй вход которого подключен сигнал система управления высотой полета при посадке, патент № 2102281 с третьего входа БФОВ5. В ПК 7 формируются сигналы Dкsinсистема управления высотой полета при посадке, патент № 2102281 и Dкcosсистема управления высотой полета при посадке, патент № 2102281 которые с первого и второго выходов ПК 7 поступают соответственно на третий и четвертый БУ8. БУ8 реализован на четырех элементах умножения, на которых формируются сигналы D21 D2к, D1Dкcosсистема управления высотой полета при посадке, патент № 2102281, D1Dкsinсистема управления высотой полета при посадке, патент № 2102281. Сигналы D21, D2кD1Dкcosсистема управления высотой полета при посадке, патент № 2102281 с первого, второго и третьего выходов БУ8 поступают соответственно на первый, второй и третий входы БР 2 (9), где формируется сигнал x = D21 + D2к - 2D1Dкcosсистема управления высотой полета при посадке, патент № 2102281 поступающий на вход БИКК 10, в котором формируется сигнал система управления высотой полета при посадке, патент № 2102281 поступающий на первый вход БД 11, на второй вход которого поступает сигнал D1Dкsinсистема управления высотой полета при посадке, патент № 2102281 с четвертого выхода БУ 8.

В БД 11 формируется, реализующий зависимость (1), сигнал система управления высотой полета при посадке, патент № 2102281 поступающий на вход БФОВ 5. С выхода БФОВ 5 сигнал Hо поступает на второй вход БР1 (1) и на первый вход БФСК 6, на второй вход которого поступает сигнал Hа с четвертого выхода БИД 4. В БФСК 6 (см. фиг. 5) первый и второй входы подключены соответственно к первому и второму входам БРЗ (12), где формируется сигнал

(Hа - Hо) = Hн + rсистема управления высотой полета при посадке, патент № 2102281н + C = f + C = fо

(здесь C постоянная величина), поступающий на первый вход БИ 14 и на вход БЗ 13. БЗ 13 реализован на "n" элементах запаздывания, на которых формируются сигналы

f1 = fо(t-система управления высотой полета при посадке, патент № 21022811), f2 = fо(t-система управления высотой полета при посадке, патент № 21022812), ..., fn = fо(t-система управления высотой полета при посадке, патент № 2102281n)

(здесь система управления высотой полета при посадке, патент № 21022811, ..., система управления высотой полета при посадке, патент № 2102281n постоянные времени запаздывания, при этом система управления высотой полета при посадке, патент № 21022811 + система управления высотой полета при посадке, патент № 21022812 + ... система управления высотой полета при посадке, патент № 2102281n система управления высотой полета при посадке, патент № 2102281 T система управления высотой полета при посадке, патент № 2102281 0,1Tн которые с первого n-го выходов БЗ 13 поступают на второй, (n+1)-ый входы БИ 14.

По поступившим сигналам f0, f1, fn при известных система управления высотой полета при посадке, патент № 21022811, ..., система управления высотой полета при посадке, патент № 2102281n на временном интервале T = система управления высотой полета при посадке, патент № 21022811 + ... + система управления высотой полета при посадке, патент № 2102281n в БИ 14 по стандартным арифметическим процедурам (см. "Справочник по математике" И.Н.Бронштейн, К.А.Семендяев, г. Москва, Наука, 1986 г. с. 502) формируются коэффициенты C1, C2, Cm интерполяционного многочлена

f0=C+C0 + C1t+c2t2+.+Cmtm.

Сигналы коэффициентов C1, C2, Cm с первого, m-го выходов БИ 14 поступают на первый, m-ый входы БС15.

Поскольку f0 f+C C0+C + C1t+C2t2+.Cmtm,

система управления высотой полета при посадке, патент № 2102281, то соответственно в каждый момент времени t=0

система управления высотой полета при посадке, патент № 2102281

В БС15 по поступившим сигналам C1, C2, Cm и известным величинам b1, b2, bm, n, m n+1 формируется суммарный сигнал F C1b1 + 2C2b2 + + Cmbmm1! который в каждый момент времени равен

система управления высотой полета при посадке, патент № 2102281

Сигнал F с выхода БС 15 поступает на выход БФСК 6, откуда сигнал F поступает на третий вход БР1 (1).

Примеры технического выполнения блоков БР, БС, БЗ, БУ, БД, БИКК, ПК приведены в книге И.М.Тетельбаума, Ю.Р.Шнейдера "400 схем для АВМ" Москва, Энергия, 1978 г. соответственно на с. 8, 49, 53, 84, 134.

Уравнение движения (2) при F fP(b1+b2P+.bmPn) принимает вид H0Q Hз, соответственно по окончании переходного процесса Ho Hз, т.е. обеспечено достижение технического результата повышение точности работы системы.

Класс B64C13/18 с автопилотом

способ автоматического пилотирования летательного аппарата с несущим винтом, содержащего, по меньшей мере, один толкающий винт, устройство автоматического пилотирования и летательный аппарат -  патент 2513189 (20.04.2014)
способ захода самолета на посадку в аварийных условиях (варианты) -  патент 2509684 (20.03.2014)
система автоматического управления углом курса и ограничения нормальной перегрузки летательного аппарата -  патент 2503585 (10.01.2014)
стартовая система предупреждения критических режимов одновинтового вертолета -  патент 2497718 (10.11.2013)
способ формирования сигнала управления системой стабилизации беспилотного летательного аппарата -  патент 2487052 (10.07.2013)
система управления углом тангажа летательного аппарата -  патент 2461041 (10.09.2012)
система автоматического управления углом тангажа и ограничения угла атаки летательного аппарата -  патент 2434785 (27.11.2011)
система автоматического управления углом крена и ограничения угловой скорости крена летательного аппарата -  патент 2430858 (10.10.2011)
способ пилотирования летательного аппарата в фазе захода на посадку -  патент 2389647 (20.05.2010)
система поддержки принятия решений экипажа воздушного судна по предотвращению особых ситуаций -  патент 2386569 (20.04.2010)
Наверх