способ термической обработки литых деталей из малоуглеродистой и низколегированной стали

Классы МПК:C21D1/56 отличающиеся охлаждающими закалочными средствами 
Автор(ы):, , , , , , ,
Патентообладатель(и):Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта
Приоритеты:
подача заявки:
1995-09-05
публикация патента:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности, к литым деталям из низкоуглеродистых и низколегированных сталей, содержащих 0,15 - 0,30% углерода, и применяемым в автосцепных устройствах подвижного состава железных дорог. Изображение решает задачу повышения долговечности и эксплуатационной надежности литых деталей автосцепного устройства. Указанная задача решается тем, что для повышения износостойкости и усталостной прочности деталей предлагается осуществлять закалку с охлажденным потоком воды, находящейся в камере охлаждения под избыточным давлением 0,1 - 0,2 МПа и движущегося относительно закаливаемых поверхностей несущих сечений деталей со скоростью, удовлетворяющей следующему соотношению: V = (0,7...3,0)S0,34, где: V - скорость движения воды, м/с, S - толщина детали в несущих сечениях.

Формула изобретения

Способ термической обработки литых деталей из малоуглеродистой и низколегированной стали, включающий сквозной нагрев детали до температуры закалки и охлаждение, отличающийся тем, что охлаждение ведут путем ввода детали в движущийся со скоростью (0,7 3,0) S0,34 м/с поток воды, находящийся под избыточным давлением 0,1 0,2 МПа, где S - толщина детали в несущих сечениях, мм.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения, в частности, к литым деталям из низкоуглеродистых и низколегированных сталей, содержащих 0,15 - 0,30% углерода, и применяемым, в частности, в автосцепных устройствах подвижного состав железных дорог.

Известен способ термической обработки литых деталей стали, включающий нагрев до температуры закалки с охлаждением в воде и высокий отпуск.

В условиях интенсивного высокоскоростного движения срок службы данных деталей недостаточен ввиду их износа и усталостных повреждений в эксплуатации.

Настоящее изобретение решает задачу повышения долговечности и эксплуатационной надежности литых деталей автосцепного устройства.

Задача решается тем, что для повышения износостойкости и усталостной прочности деталей охлаждение ведут путем ввода детали в движущийся со скоростью

V (0,7.3,0)S0,34

поток воды, находящийся под избыточным давлением 0,1-0,2 МПа, где V - скорость движения воды, м/с; S толщина детали в несущих сечениях, мм.

Данные условия охлаждения позволяют в наибольшей степени реализовать возможности стали, обеспечивая упрочнение поверхности на твердость 40 47 HRC. Износостойкость деталей увеличивается более, чем в 1,5 раза, предел выносливости возрастает минимум, на 15%

Избыточное давление 0,1 0,2 МПа в камере охлаждения обеспечивает плотность водяного потока и равномерность охлаждения деталей сложной несимметричной формы, каковыми являются детали автосцепного устройства. Перемещение находящейся под давлением воды с скоростью (0,7.3,0)S0,34 обеспечивает получение критической скорости закалки, интенсивность охлаждения, достаточную для получения в поверхностных слоях деталей преимущественно мартенситной структуры и не сопровождается неоправданным перерасходом электроэнергии для питания насосов, подающих воду в охлаждающее устройство.

Новизна решения, характеризуемая его отличительными признаками, состоит в том, что сочетание давления скорости водяного потока создает равномерность и интенсивность охлаждения, обеспечивающее эффективное упрочнение литых деталей из стандартных конструкционных сталей обыкновенного качества и повышающее долговечность и надежность деталей в эксплуатации.

Предлагаемое решение осуществляется следующим образом.

Литой корпус автосцепки с толщиной стенки 21 м из стали 20ГЛ нагревали в газовой проходной печи до 950oC, переносили в охлаждающее устройство, конструкция которого обеспечивала при использовании центробежных насосов с суммарной производительностью до 900 м3/ч избыточное давление в камере охлаждения 2.8 м/с, что удовлетворяет вышеприведенному соотношению.

Отпуск закаленных деталей не производили.

Твердость поверхности деталей после закалки составила 46 HRCэ износостойкость по результатам испытаний возросла в 1,7 раза по сравнению с серийными деталями и предел выносливости увеличился на 19%

Использование предлагаемого решения обеспечивает по сравнению с прототипом следующие преимущества: повышение долговечности и надежности деталей в эксплуатации.

Класс C21D1/56 отличающиеся охлаждающими закалочными средствами 

способ комплексной термической обработки стали -  патент 2503726 (10.01.2014)
способ термической обработки чугунных фрикционных клиньев тележки грузового вагона, закалочное устройство для его осуществления и фрикционный клин из чугуна -  патент 2489499 (10.08.2013)
способ термической обработки стальных фрикционных клиньев тележки грузового вагона и закалочное устройство для его осуществления -  патент 2489498 (10.08.2013)
способ термической обработки стали -  патент 2481406 (10.05.2013)
способ охлаждения металлической полосы, движущейся через секцию охлаждения линии непрерывной термообработки, и установка для внедрения вышеуказанного способа -  патент 2441075 (27.01.2012)
способ термической обработки изделий из конструкционных сталей -  патент 2422540 (27.06.2011)
способ термической обработки металлических изделий -  патент 2384628 (20.03.2010)
способ создания охлаждающей среды с регулируемыми теплофизическими свойствами -  патент 2354712 (10.05.2009)
способ термической обработки штампованных поковок -  патент 2318880 (10.03.2008)
способ термической обработки крупногабаритных изделий -  патент 2277593 (10.06.2006)
Наверх