экскавационно-погрузочный комплекс на основе драглайна

Классы МПК:E02F3/48 драглайны 
E02F7/00 Устройства для перемещения или сортировки разрабатываемого землеройными машинами грунта
E21C47/02 угля, бурого угля и тп
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Институт проблем комплексного освоения недр РАН
Приоритеты:
подача заявки:
1993-01-13
публикация патента:

Использование: Изобретение относится к землеройной технике для горной промышленности и массовых земляных работ и может быть применено для производства экскавационных и выемочно-погрузочных работ при открытом способе добычи полезных ископаемых и сооружения каналов и котлованов. Сущность изобретения: позволяет повысить производительность серийных экскаваторов-драглайнов и карьерного транспорта путем сокращения времени рабочего цикла за счет выгрузки ковша без поворота платформы в транспортно-погрузочное устройство, состоящее из замкнутого контура несущих рельсовых путей, приподнятого к зоне выгрузки грунта в транспортные сосуды, и вагонеток, двигающихся по контуру между узлами загрузки и разгрузки. Транспортно-погрузочное устройство передвигается вместе с драглайном. 3 з.п.ф-лы, 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

Формула изобретения

1. Экскавационно-погрузочный комплекс на основе драглайна, включающий экскаватор-драглайн, узел принудительной разгрузки ковша и транспортно-перегрузочное устройство для перемещения горной породы в карьерный транспорт, отличающийся тем, что узел принудительной разгрузки ковша установлен в подстреловой зоне с возможностью перемещения по размещенным в этой зоне направляющим рельсам в секторе угла 30 35o в горизонтальной плоскости, а транспортно-перегрузочное устройство выполнено из замкнутого контура несущих рельсовых путей на опорах, выполненных с возможностью регулирования высоты установки плоскости путей над горизонтом, узла разгрузки транспортных вагонеток, расположенного на противоположной узлу принудительной разгрузки ковша стороне контура несущих рельсовых путей и транспортных вагонеток, объемом, кратным объему ковша, перемещающихся по контуру несущих рельсовых путей между узлами разгрузки ковша и разгрузки вагонеток, при этом несущие рельсовые пути выполнены в виде трубы, с которой сопряжены пары колес транспортных вагонеток, охватывающих ее с диаметрально противоположных сторон, причем узел разгрузки ковша имеет демпфирующий механизм, оснащенный защитным кожухом, а узел разгрузки транспортных вагонеток снабжен механизмом опрокидывания кузова, содержащим опрокидывающие ролики, установленные в межрельсовом пространстве с переменной по синусоидальному закону высотой, и демпфирующим механизмом, смягчающим удар кузова вагонетки на ее раму после опорожнения, и лотком для направления породы в карьерный транспорт, при этом транспортно-перегрузочное устройство установлено на общей плите, а для передвижения его совместно с экскаватором-драглайном на его поворотной платформе со стороны хвостовой части размещены подхваты, а на транспортно-погрузочном устройстве гнезда для зацепления подхватов и со стороны стрелы зацепы.

2. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что контур несущих рельсовых путей выполнен овальной формы.

3. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что опоры несущих рельсовых путей выполнены в виде гидравлического домкрата.

4. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что опоры несущих рельсовых путей выполнены в виде винтового домкрата.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к землеройной технике для горной промышленности и массовых земляных работ и может быть использовано для производства зкскавационных и выемочно-погрузочных работ при открытом способе добычи полезных ископаемых и сооружении каналов, котлованов.

Общеизвестен комплекс на основе драглайна, в котором груженый ковш после поворота поворотной платформы драглайна на некоторый угол, опорожнятся в бункер-питатель установки для перегрузки горных пород в средства конвейерного, автомобильного или ж.-д. транспорта. Недостаток возможность разгрузки ковша в висячем положении на максимальном радиусе при ослабленном тяговом канате. Известна конструкция экскаватора-драглайна, предусматривающая комбинацию экскаватора и присоединенного консольного наклонного конвейера, перегружающего породы в транспортные средства [1]

Эта конструкция создана для исключения из рабочего цикла драглайна операций подъема и разгрузки ковша, что повышает производительность экскаватора. Недостаток необходимость внесения конструктивных изменений в схему зкскаватора-драглайна и сохранение в рабочем цикле операции поворота платформы драглайна со стрелой и груженым ковшом на угол 90o.

Наиболее близким техническим решением к изобретению является экскаватор-драглайн, содержащий платформу, снабженную последовательно установленными ловителем ковша, механизмом его поворота в вертикальной плоскости и транспортером, а подвешенный на канатах ковш, снабжен роликами для взаимодействия с ловителем и механизмом поворота ковша [2]

Недостатки этого экскаватора заключаются в необходимости существенного изменения конструкции поворотной платформы экскаватора-драглайна для размещения на ней консольного разгрузочного транспортера, узлов и механизмов принудительной разгрузки ковша и перегрузки пород на транспортер, что потребует коренной реконструкции экскаватора-драглайна.

Цель изобретения повышение производительности серийных экскаваторов-драглайнов, карьерного транспорта путем сокращения времени рабочего цикла.

Применение изобретения позволит повысить производительность серийных драглайнов и расширить технологические возможности их использования.

На фиг. 1 изображен экскавационно-погрузочный комплекс на основе драглайна, вид сверху; на фиг.2 разрез А-Б на фиг. 1; на фиг. 3 узел загрузки вагонеток (разрез А-А на фиг.1); на фиг.4 узел разгрузки вагонеток (разрез Б-Б на фиг.1); на фиг.5 принципиальнее решение передвижки транспортно-перегрузочного устройства при перемещении драглайна.

Эскавационно-погрузочный комплекс на основе драглайна 1 включает последовательно соединенные узел 2 принудительной разгрузки ковша, установленный в подстрелевой зоне с возможностью перемещения по размещенным в этой зоне направляющим рельсам 3 в секторе угла 30-35o в горизонтальной плоскости, а транспортно-перегрузочное устройство выполнено из замкнутого контура несущих рельсовых путей 4 на опорах, выполненных с возможностью регулирования высоты установки плоскости путей над горизонтом, узла 5 разгрузки транспортных вагонеток, расположенного на противоположной узлу 2 принудительной разгрузки ковша стороне контура несущих рельсовых путей, и транспортных вагонеток 6, объемом, кратным объему ковша, перемещающихся по контуру несущих рельсовых путей 4 между узлами 2 разгрузки ковша драглайна и узлом 5 разгрузки вагонеток. При этом несущие рельсовые пути выполнены в виде трубы 7, с которой сопряжены пары колес 8 транспортных вагонеток, охватывающих ее с диаметрально противоположных сторон. Причем узел разгрузки ковша 10 имеет демпфированный механизм 11, оснащенный защитным кожухом 12, а узел 5 разгрузки транспортных вагонеток снабжен механизмом опрокидывания кузова, содержащим опрокидывающие ролики 13, установленные в межрельсовом пространстве с переменной по синусоидальному закону высотой и демпфирующим механизмом 14, смягчающим удар кузова вагонетки на ее раму после опорожнения, и лотком 15 для направления породы в карьерный транспорт 16. При этом транспортно-перегрузочное устройство установлено на общей плите 20, а для передвижения его совместно с экскаватором-драглайном на его поворотной платформе со стороны хвостовой части размещены подхваты 17, а на транспортно-перегрузочном устройстве гнезда 18 для зацепления подхватов и со стороны стрелы зацепы 19.

Экскавационно-погрузочный комплекс на основе драглайна работает следующим образом. Зкскаватор-драглайн 1 после заполнения ковша 1О в забое подтягивает его без поворота платформы к разгрузочному устройству 2, с помощью которого происходит принудительная выгрузка горных пород в кузов транспортной вагонетки 9. Затем груженая вагонетка движется под действием индивидуального электропривода или линейного двигателя по несущим рельсовым путям 4 в верхнюю часть к узлу разгрузки 5; при подходе к лотку 16 кузов вагонетки постепенно поднимается с помощью опрокидывающих роликовых 13, упирающихся в днище кузова, полное опрокидывание кузова происходит в центре лотка 15. Горная порода из кузова вагонетки высыпается на лоток 15 и через него попадает в кузов 16 карьерного транспорта. Движение вагонетки после выгрузки породы сопровождается плавным возвращением (опусканием) кузова, поддерживаемого опорными роликами 13 и демпфирующим устройством 14. Затем опорожненная вагонетка по инерции под уклон скатывается до узла разгрузки ковша (места загрузки вагонеток).

За период полного цикла обращения вагонетки экскаватор-драглайн совершает полный рабочий цикл заполнения ковша. Плоскость замкнутого рельсового пути составляет с плоскостью горизонта угол наклона примерно 6o, что позволяет вагонеткам от места их загрузки горной породой подняться на высоту, необходимую для ее разгрузки в карьерный, например ж. д. транспорт.

Необходимое количество вагонеток при замкнутом несущем пути равно

экскавационно-погрузочный комплекс на основе драглайна, патент № 2099475

где Dк- диаметр кольцевого рельсового пути, определяемый габаритными размерами шагающего экскаватора-драглайна, м;

Vв средняя скорость движения вагонеток, м/сек;

tэ время рабочего цикла экскаватора-драглайна, сек.

Конструкция транспортно-перегрузочного устройства не имеет привода хода (передвижения) по забою с целью значительного упрощения и облегчения конструкции. Поэтому вся конструкция этого устройства выполнена на сплошной опорной плите в виде листа, позволяющего перемещать его волоком в любом направлении. Такая конструкция опоры транспортно-перегрузочного устройства позволяет передвигать его не только с помощью экскаватора-драглайна, но и бульдозеров. При передвижке транспортно-перегрузочного устройства одновременно с экскаватором-драглайном он приподнимает хвостовую часть свой поворотной платформы, и находящиеся на ней подхваты 17 входят в зацепление с гнездами 18 (кронштейнами) транспортно-перегрузочного устройства и отрывают его от поверхности рабочей площадки.

Экскавационно-погрузочному комплексу с замкнутым транспортно-перегрузочным устройством кольцевой формы в плане характерны жесткая зависимость в работе драглайна и транспортно-перегрузочного устройства: при перешагивании драглайна на новое место установки по фронту забоя транспортно-перегрузочное устройство также передвигается вместе с ним. При овальной форме замкнутого транспортно-перегрузочного устройства возможно перешагивание драглайна на новое место установки без его передвижки, которая осуществляется через один раз вместе с драглайном, что способствует уменьшению вдвое числа передвижек транспортно-перегрузочного устройства.

Возможен вариант экскавационно-погрузочного комплекса на основе драглайна с конструкцией транспортно-перегрузочного устройства разомкнутого типа

прямолинейной или дугообразной формы в плане. При разомкнутой конструкции транспортно-перегрузочных устройств совершает челночное движение между узлами разгрузки ковша экскаватора и разгрузки вагонетки в кузов карьерного транспорта.

Класс E02F3/48 драглайны 

ковш каналоочистителя -  патент 2500858 (10.12.2013)
устройство для управления движением ковша экскаватора-драглайна -  патент 2457295 (27.07.2012)
устройство для управления движением ковша экскаватора-драглайна -  патент 2443829 (27.02.2012)
погрузочный экскаватор-драглайн -  патент 2431719 (20.10.2011)
экскаватор-драглайн -  патент 2390611 (27.05.2010)
ковш канатно-скребкового экскаватора -  патент 2388871 (10.05.2010)
ковш экскаватора-драглайна -  патент 2369694 (10.10.2009)
устройство для управления рабочим оборудованием экскаватора-драглайна -  патент 2332542 (27.08.2008)
способ и устройство для мониторинга режима нагрузки драглайна или электрического одноковшового экскаватора -  патент 2311511 (27.11.2007)
большой драглайн с электроприводом -  патент 2290475 (27.12.2006)

Класс E02F7/00 Устройства для перемещения или сортировки разрабатываемого землеройными машинами грунта

Класс E21C47/02 угля, бурого угля и тп

Наверх