способ уменьшения вероятности поражения летательного аппарата средствами противовоздушной обороны

Классы МПК:F42B10/00 Средства воздействия, например улучшения аэродинамических свойств снарядов или реактивных снарядов; приспособления снарядов или реактивных снарядов для стабилизации, управления, увеличения или уменьшения дальности полета или торможения падения
B64C19/00 Способы и устройства для управления летательными аппаратами, не отнесенные к другим группам
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Долин Владимир Дмитриевич,
Ковальчук Владимир Антонович,
Мартынов Владимир Николаевич,
Селезнев Игорь Сергеевич
Приоритеты:
подача заявки:
1995-01-25
публикация патента:

Использование: оборонительное маневрирование самолета. Сущность изобретения: способ уменьшения вероятности поражения летательного аппарата средствами противовоздушной обороны, заключающийся в маневрировании летательного аппарата по траектории в виде комбинации витков пространственной спирали, которая в плоскости, перпендикулярной направлению полета, имеет вид взаимно пересекающихся восьмерок, оси которых располагаются друг к другу под углом ~ 90o. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Способ уменьшения вероятности поражения летательного аппарата средствами противовоздушной обороны, заключающийся в выполнении пространственного маневрирования на участке полета, где возможен обстрел средствами противовоздушной обороны, отличающийся тем, что в процессе маневрирования летательный аппарат движется по траектории в виде комбинации витков пространственной спирали, которая в плоскости, перпендикулярной направлению полета, имеет вид взаимно пересекающихся восьмерок, оси которых располагаются друг к другу под углом ~90способ уменьшения вероятности поражения летательного   аппарата средствами противовоздушной обороны, патент № 2095737.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиации, в частности к маневренным летательным аппаратам (ЛА).

В качестве способа уменьшения вероятности поражения ЛА средствами ПВО применяются средства радиоэлектронного противодействия, ложные цели, а также пространственное маневрирование ЛА в зоне возможного обстрела средствами ПВО [1]

Наиболее близким техническим решением, выбираемым в качестве прототипа, является способ уменьшения вероятности поражения ЛА путем выполнения пространственного маневра вокруг направления полета. Маневр может выполняться как с знакопостоянной так и с периодически меняющейся по направлению перегрузкой [2] При этом величина периода изменения перегрузки должна быть близка к оптимальному значению, отклонение от которого приводит к увеличению вероятности поражения. Величина перегрузки при выполнении указанного маневра должна быть максимально возможной и ограничивается техническими особенностями конкретного ЛА и параметрами его траектории. Таким образом, при реализации пространственного маневра величина перегрузки и период изменения ее направления должны постоянно выдерживаться равными заданными значениями.

Недостаток известного способа заключается в возможности экстраполяции параметров движения маневрирующего ЛА средствами ПВО из-за выполнения маневра с постоянными параметрами. Этот недостаток может привести к существенному снижению эффективности маневра.

Целью изобретения является уменьшение вероятности поражения маневрирующего ЛА средствами ПВО за счет реализации маневра, исключающего возможность экстраполяции параметров его траектории.

Указанная цель достигается путем реализации ЛА маневра, по своей форме представляющего собой комбинацию витков пространственной спирали, имеющего вид в плоскости, перпендикулярной направлению полета, взаимно пересекающихся в районе своих узлов восьмерок.

На чертеже представлен один из возможных видов проекции предлагаемой траектории на плоскость, перпендикулярную направлению полета ЛА. Ориентация осей OYM и OZM в плоскости YMOZM может выбираться произвольно, при этом оси должны располагаться друг к другу под углом - 90o.

Переход ЛА с траектории восьмерки с осью OYM на траекторию восьмерки с осью OZM и обратно осуществляется в районе т.О траектории маневра случайным образом или произвольно путем задания соответствующего закона изменения нормальной перегрузки ЛА. Практического совпадения узлов восьмерок в проекции на плоскости YMOZM не требуется.

Значения перегрузки ЛА при выполнении маневра и периода выполнения одного витка спирали определяются по результатам исследований для каждого конкретного типа маневрирующего ЛА и атакующего его средства ПВО.

Предлагаемое техническое решение отличается тем, что в данном случае маневр, сохраняя заданные значения перегрузки, уже не имеет постоянные параметры. Это отличие позволяет сделать вывод о соответствии предлагаемого технического решения критерию "новизна".

Признаки, отличающие предлагаемое техническое решение от прототипа, не выявлены в других технических решениях при изучении данной и смежной областей техники и, следовательно, обеспечивают предлагаемому решению соответствие критерию "существенные отличия".

Класс F42B10/00 Средства воздействия, например улучшения аэродинамических свойств снарядов или реактивных снарядов; приспособления снарядов или реактивных снарядов для стабилизации, управления, увеличения или уменьшения дальности полета или торможения падения

комплекс вооружения -  патент 2529256 (27.09.2014)
способ уменьшения донного сопротивления и отсоса пограничного слоя подвижных, например, метаемых, тел в форме снаряда или пули с преимущественно оживальной или заострённой носовой частью и тело в форме снаряда или пули с преимущественно оживальной или заострённой носовой частью -  патент 2527250 (27.08.2014)
устройство управления ракетой или реактивным снарядом -  патент 2526407 (20.08.2014)
система угловой стабилизации вращающегося снаряда -  патент 2525576 (20.08.2014)
складной руль управляемой ракеты -  патент 2524475 (27.07.2014)
устройство фиксации в сложенном положении консолей крыла беспилотного летательного аппарата -  патент 2522787 (20.07.2014)
аэродинамический руль ракеты -  патент 2520846 (27.06.2014)
раскрываемый руль ракеты -  патент 2520812 (27.06.2014)
газодинамическое исполнительное устройство -  патент 2520227 (20.06.2014)
беспилотный летательный аппарат -  патент 2518877 (10.06.2014)

Класс B64C19/00 Способы и устройства для управления летательными аппаратами, не отнесенные к другим группам

способ формирования подъемной силы для подъема и перемещения груза в воздушной среде (варианты русской логики - версия 4) -  патент 2529429 (27.09.2014)
способ формирования подъемной силы для подъема и перемещения груза в воздушной среде (вариант русской логики-версия 5) -  патент 2520854 (27.06.2014)
способ автоматической посадки беспилотного летательного аппарата для мониторинга протяженных объектов -  патент 2503936 (10.01.2014)
способ управления турбовинтовой силовой установкой самолета -  патент 2493051 (20.09.2013)
способ управления самолетом при заходе на посадку -  патент 2478523 (10.04.2013)
самолет с системой дистанционного управления -  патент 2472672 (20.01.2013)
летательный аппарат и способ управления летательным аппаратом -  патент 2461493 (20.09.2012)
единая технология эксплуатации и производства транспортных средств "максинио": безаэродромный самолет (варианты), турбовинтовентиляторный двигатель, крыло (варианты), способ создания подъемной силы и способ работы турбовинтовентиляторного двигателя -  патент 2460672 (10.09.2012)
способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего движения беспилотного летательного аппарата и устройство для его осуществления -  патент 2459744 (27.08.2012)
способ автоматического управления полетом высокоманевренного летательного аппарата -  патент 2446429 (27.03.2012)
Наверх