торцевое уплотнение
Классы МПК: | F16J15/34 со скользящим кольцом, прижимаемым к поверхности, приблизительно перпендикулярной продольной оси |
Автор(ы): | Тлупов С.Х., Логоватовская Т.М. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество "Машиностроительный завод" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1995-05-12 публикация патента:
10.11.1997 |
Использование: в уплотнительной технике и может быть использовано для уплотнения вращающихся валов. Сущность изобретения: торцевое уплотнение включает расположенные на валу упорное кольцо и подвижное кольцо трения с цилиндрическими расточками, обращенными друг к другу, и размещенную между ними осевую цилиндрическую пружину с поджатыми и нешлифованными крайними витками, передающую крутящий момент с вала подвижному кольцу трения и поджимающего ее к неподвижному, установленному в корпусе. Уплотнение снабжено манжетами из эластичного материала, вдавленного в цилиндрические расточки упорного кольца и подвижного кольца трения крайними витками осевой пружины. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Торцевое уплотнение, включающее расположенные на валу упорное кольцо и подвижное кольцо трения с цилиндрическими расточками, обращенными друг к другу, и размещенную между ними осевую цилиндрическую пружину с поджатыми и нешлифованными крайними витками, передающую крутящий момент с вала подвижному кольцу трения и поджимающую его к неподвижному, установленному в корпусе, отличающееся тем, что оно снабжено манжетами из эластичного материала, установленными в цилиндрические расточки упорного кольца и подвижного кольца трения с возможностью взаимодействия их с последними и крайними витками осевой пружины.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для уплотнения вращающихся валов. Известны торцевые уплотнения, включающие расположенные на валу упорное кольцо и подвижное кольцо трения и размещенную между ними осевую пружину с поджатыми и нешлифованными крайними витками, передающими крутящий момент с вала подвижному кольцу трения и поджимающую его к неподвижному, установленному в корпусе [1] [2]В указанных уплотнениях для передачи крутящего момента с вала подвижному кольцу трения использована коническая пружина. При этом один конец пружины надевают с большим натягом на упорное кольцо, зафиксированное на валу или на вал, другой изгибают и вставляют в паз сопряженной детали, что усложняет технологию изготовления и его монтаж. Прототипом заявленного изобретения может служить устройство [3] содержащее расположенные на валу упорное кольцо и подвижное кольцо трения с цилиндрическими расточками, обращенными друг к другу, и размещенную между ними осевую цилиндрическую пружину с поджатыми и нешлифованными крайними витками, передающую крутящий момент с вала подвижному кольцу трения и поджимающую его к неподвижному, установленному в корпусе. Недостатком этого уплотнения является низкая технологичность и сложность монтажа, так как в конструкции применена специальная пружина с отогнутыми концами, в упорном кольце и подвижном кольце трения выполнены пазы, а при монтаже уплотнения на вал требуется совмещение отогнутых концов пружины с пазами сопрягаемых деталей. Целью изобретения является повышение технологичности уплотнения и упрощение монтажа. Поставленная цель достигается тем, что в цилиндрических расточках упорного кольца и подвижного кольца трения установлена манжета из эластичного материала (например резины) с упругосжатыми в радиальном направлении при сборке поджатыми и нешлифованными крайними витками обычной осевой цилиндрической пружины. Радиальная нагрузка упругосжатых при сборке крайних витков пружины обеспечивает связь и взаимодействие деталей уплотнения, вращающихся вместе с валом, удерживая вращающуюся часть уплотнения как единое целое. При этом не требуется выполнение пазов в упорном кольце и подвижном кольце трения, отгиб концов пружины, а также совмещение каких-либо элементов деталей при монтаже уплотнения. В известном техническом решении передача крутящего момента с вала подвижному кольцу трения осуществляется осевой пружиной с отогнутыми концами, свободно входящими в пазы упорного кольца и подвижного кольца трения. Существенное отличие заявляемого решения заключается в том, что манжеты из элластичного материала вдавливаются в цилиндрические расточки упорного кольца трения за счет радиальной нагрузки, создаваемой упругосжатыми при сборке поджатыми и нешлифованными крайними витками осевой цилиндрической пружины, осуществляя связь и взаимодействие деталей уплотнения вращающихся вместе с валом, а манжета, сопрягающаяся с подвижным кольцом трения, обеспечивает герметизацию на валу. Заявляемое решение обладает существенными отличиями, так как не обнаружено решений со сходными признаками. На чертеже показано описываемое уплотнение. Оно содержит установленное в корпусе неподвижное кольцо трения 1 и размещенные на валу подвижное кольцо трения 2 и упорное кольцо 3 с цилиндрическими расточками, в которые установлены манжеты из эластичного материала (например, резины), винт 5 и пружину 6. Манжеты вдавливаются в цилиндрические расточки упорного кольца и подвижного кольца трения радиальной нагрузкой, создаваемой упругосжатыми при сборке крайними витками пружины. Пружина обеспечивает связь и взаимодействие деталей уплотнения, вращающихся вместе с валом. Уплотнение работает следующим образом. Упорное кольцо 3 фиксируется на валу 7 винтом 5. Передача крутящего момента подвижному кольцу трения 2 осуществляется пружиной 6. Под действием усилия пружины подвижное кольцо трения 2 поджимается к неподвижному 1, обеспечивая герметизацию по плоскости их контакта. Герметизация на валу обеспечивается манжетой 4, сопрягающейся с подвижным кольцом трения. Установка манжет из эластичного материала с упругосжатыми в радиальном направлении при сборке поджатыми и нешлифованными крайними витками осевой пружины в цилиндрические расточки упорного кольца и подвижного кольца трения позволяет повысить технологичность уплотнения, удерживать в сборе вращающуюся часть уплотнения как единое целое и упростить монтаж. Технико-экономический эффект изобретения заключается в улучшении условий труда и обслуживания.
Класс F16J15/34 со скользящим кольцом, прижимаемым к поверхности, приблизительно перпендикулярной продольной оси
уплотнения в сборе - патент 2529299 (27.09.2014) | |
торцевое уплотнение ротора турбомашины - патент 2525378 (10.08.2014) | |
скользящее кольцевое уплотнение с вращающимся контркольцом с точно определенным зажимом - патент 2518799 (10.06.2014) | |
осевое торцевое уплотнение - патент 2518736 (10.06.2014) | |
уплотнение вала для турбомашины - патент 2518734 (10.06.2014) | |
скользящее кольцевое уплотнение - патент 2514573 (27.04.2014) | |
торцевое уплотнение - патент 2494300 (27.09.2013) | |
механическое уплотнение - патент 2488730 (27.07.2013) | |
стояночное уплотнение центробежного компрессора - патент 2482363 (20.05.2013) | |
механическое уплотнение с усовершенствованным узлом уплотнения - патент 2480654 (27.04.2013) |