способ получения дорожных битумов

Классы МПК:C10C3/08 селективной экстракцией 
Автор(ы):, , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Институт проблем нефтехимпереработки АН Республики Башкортостан
Приоритеты:
подача заявки:
1994-02-15
публикация патента:

Использование: нефтехимия. Сущность изобретения: нефтяные остатки подвергают деасфальтизации пропон-бутановым растворителем и полученный асфальт смешивают с нефтяным разбавителем. Используют пропан-бутановый растворитель, содержащий 9,0 - 45,0 мас.% пропана. В качестве нефтяного разбавителя используют экстракт селективной очистки, гудрон, мазут, полугудрон или другие, аналогичные по вязкости нефтепродукты. 2 з. п. ф-лы, 1 табл.
Рисунок 1

Формула изобретения

1. Способ получения дорожных битумов путем деасфальтизации нефтяных остатков растворителем и последующего смешения асфальта деасфальтизации с нефтяным разбавителем, отличающийся тем, что в качестве растворителя используют пропан-бутановый растворитель.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что используют пропанбутановый растворитель, содержащий 9 45 мас. пропана.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве нефтяного разбавителя используют экстракт селективной очистки, гудрон, полугудрон, мазут, утяжеленную фракцию вакуумного газойля или аналогичные по вязкости нефтепродукты.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к способу получения дорожных битумов из нефтяных остатков и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.

Известен способ получения дорожных битумов путем деасфальтизации предварительно окисленного нефтяного гудрона бензиновой фракцией с последующим смешиванием асфальта деасфальтизации с нефтяными остатками [1]

Недостатки этого способа большая энергоемкость и значительный выброс вредных газов в атмосферу из-за наличия стадии окисления. Стоимость битума, полученного таким способом, более чем вдвое превысит стоимость обычного окисленного битума.

Наиболее близким в предлагаемому является способ получения дорожных битумов путем деасфальтизации прямогонных нефтяных остатков бензина с последующим смешиванием асфальта деасфальтизации с нефтяным разбавителем, например экстрактами селективной очистки, гудронами [2]

Однако использование асфальта деасфальтизации нефтяных остатков бензином делает данный способ получения битумов нетехнологичным по следующим причинам. Асфальт деасфальтизации нефтяных остатков бензином имеет температуру размягчения порядка 120 160oC, что исключает его транспортировку по трубопроводу и требует его охлаждения и дробления перед смешиванием с разбавителем.

Изобретение направлено на повышение технологичности способа получения дорожных битумов, уменьшение количества используемого при компаундировании разбавителя, увеличение выхода битумов без ухудшения качества, увеличение ассортимента разбавителей.

Это достигается тем, что в способе получения дорожных битумов путем деасфальтизации нефтяных остатков с последующим смешиванием асфальта деасфальтизации с нефтяным разбавителем, например экстрактом селективной очистки, гудроном, деасфальтизацию проводят пропан-бутановым растворителем, а в качестве разбавителя дополнительно к вышеуказанным используют полугудрон, мазут, затемненную фракцию, крекинг-остаток или аналогичные по вязкости нефтепродукты. При этом оптимальное содержание пропана в пропан-бутановом растворителе, в качестве которого используют смесь пропана, изобутана и н-бутана, составляет 9-45%

Способ осуществляют следующим образом.

Асфальт деасфальтизации пропан-бутановым растворителем смешивают с одним из следующих разбавителей: экстрактом селективной очистки, гудроном, полугудроном, мазутом, затемненной фракцией, утяжеленной фракцией вакуумного газойля, крекинг-остатком или аналогичными по вязкости нефтепродуктами. При этом содержание пропана в пропано-бутановом растворителе составляет 9 45%

На АП "Уфанефтехим" была проведена деасфальтизация гудрона товарной смеси западно-сибирских нефтей с применением пропан-бутановой смеси и облегченного бензина (C5 фр). Качество и вход полученных асфальтов приведены в таблице в примерах 1 -10.

Эти асфальты смешивали с различными нефтяными разбавителями (см. также примеры 1- 10 в таблице): в примерах 1 и 3 с гудроном, имеющим условную вязкость ВУ80 21 с, в примерах 2 и 4 с экстрактом селективной очистки, в примерах 5, 9 и 10 с полугудроном. имеющим условную вязкость ВУ809с, в примере 6 с мазутом, имеющим условную вязкость ВУ80 7, 8 с, в примере 7 с крекинг-остатком, имеющим условную вязкость ВУ80 8с, с примере 8 с затемненной фракцией (пределы выкипания 420 - 480oC).

Качество полученных битумов приведено в той же таблице.

Как видно из таблицы, использование предлагаемого способа, в том числе и при использовании того же растворителя, что и в прототипе (примеры 3 и 4), позволит получать асфальт с температурой размягчения 70oC (см. примеры 3 10), что даст возможность его транспортировки в жидком виде по трубопроводу для последующего компаундирования и, следовательно, повысит технологичность способа по сравнению с прототипов. Кроме того, увеличивается выход асфальта до 42 48 мас. (в прототипе выход асфальта составляет 12 мас. см. примеры 1 и 2), что в последующем скажется на увеличении выхода битумов. Следует отметить, что предлагаемый способ требует при компаундировании меньшего количества разбавителя, что экономически более целесообразно, а получаемый битум не уступает по качеству битуму по прототипу, а по устойчивости к старению даже превосходит (дуктильность при 25 oC после старения битума по предлагаемому способу более 100 см, по прототипу 89 90 см). Использование таких разбавителей как полугудрон, мазут, затемненная фракция, крекинг-остаток целесообразнее с экономической точки зрения, так как гудрон и экстракт селективной очистки являются продуктами самостоятельного применения ( для получения сырья для технического углерода, кокса, окисленных битумов и т.п.).

Внедрение изобретения не представляет трудностей. На АП "Уфанефтехим" проведен опытно-промышленный пробег, подтверждающий преимущества предлагаемого способа.

Наверх