способ получения углеводородов бензиновых фракций

Классы МПК:C07C1/12 реакцией диоксида углерода с водородом 
C10G2/00 Получение жидких углеводородных смесей неопределенного состава из оксидов углерода
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Конструкторско-технологический институт каталитических и адсорбционных процессов на цеолитах "Цеосит" СО РАН
Приоритеты:
подача заявки:
1994-07-04
публикация патента:

Изобретение относится к органической химии, а именно к нефтехимии и, в частности, к способу получения углеводородных бензиновых фракций каталитической конверсией смеси CO2 и H2 и/или смеси CO2, CO и H2. Увеличение содержания ароматических углеводородов в бензиновых фракциях при высокой степени превращения CO2, H2 и CO достигается тем, что в качестве цеолитного компонента катализатора используют цеолит типа ZSM-5 или ZSM-11, а в качестве металлокисного компонента используют композицию из трех или более оксидов металлов общей формулы

a CuO b ZnO c Al2O3 d Cr2O3 e W2O5,

где a, b, c, d и e - массовые доли оксидов металлов в составе металлоксидного компонента; a = 0-56, b = 24-67, c = 0,6, d = 0-32, e = 0-1 при условии, что a и b не могут быть одновременно равны нулю и процесс проводят при температуре 320-440 oC, давлении 40-100 атм, объемной скорости подачи исходного газа в реакционный цикл 200-1500 ч-1 при объемном соотношении в исходном газе CO/CO2 = 0-4 и H2/CO2 = 1-11 и массовом соотношении металлокисного компонента и цеолита 50-70/30-50. 1 з.п. ф-лы, 4 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

1. Способ получения углеводородов бензиновых фракций из газа, содержащего Н2 и СО2 или Н2, СО2 и СО, путем контактирования газа при температуре 320 440oС, давлении 40 100 атм и объемном отношении Н2 / (СО + СО2), равном 1 3, с катализатором, содержащим цеолит типа ZSM-5 или ZSM-11 и металлоксидный компонент, включающий оксиды цинка, меди и/или хрома, отличающийся тем, что используют катализатор, который содержит металлоксидный компонент, содержащий три или более оксида металла, имеющий общую формулу

aCuO bZnO cAl2O3 dCr2O3 eW2O5

где a, b, c, d и е массовые доли оксидов металлов в составе металлоксидного компонента, а 0 56, b 24 67, с 0 6, d 0 32, c 0 1, при условии, что а и d не могут быть одновременно равны нулю,

и процесс проводят при объемной скорости подачи исходного газа 200 1500 ч-1, при объемном соотношении в исходном газе СО/СО2 0 4 и Н2/СО2 1 11.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что используют катализатор, содержащий 30 50 мас. цеолита и 50 70 мас. металлоксидного компонента.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к органической химии, а именно к нефтехимии и, в частности, к способу получения углеводородных бензиновых фракций каталитической конверсией смеси CO2 и H2 и/или смеси CO2, CO и H2. Получаемые при этом бензиновые фракции могут быть применены в практических целях в качестве автомобильного бензина.

Подавляющее количество углерода, выбрасываемого в атмосферу, связано с кислородом в виде CO2. Основное количество выбросов диоксида углерода в окружающую среду приходится на тепловые электростанции, металлургические комбинаты, химические и нефтехимические объединения. Зачастую на тех же предприятиях сжигаются газообразные продукты, состоящие более чем на 80 об. из H2. Более того, в настоящее время для производства водорода, используемого в азотной промышленности, перерабатывается большое количество природного газа. При этом основным побочным продуктом является диоксид углерода, часть которого используется для различных нужд предприятия, а также отпускается потребителям, а часть товарного CO2 не находит сбыта и его приходится выбрасывать в атмосферу. Смесь "лишнего" диоксида углерода с H2-содержащими факельными газами могла бы быть использована для производства дополнительной химической продукции и при этом была бы сэкономлена часть сырьевых ресурсов предприятия. Большинство CO2- и H2-содержащих промышленных выбросов содержит в качестве сопутствующих компонентов монооксид углерода, метан или азот, концентрация которых в газах может даже превышать содержание диоксида углерода. При этом в условиях промышленной реализации данного изобретения с целью переработки CO2- и H2-содержащих газов в бензиновую фракцию углеводородов не требуется дорогостоящая очистка данных газов от присутствующего в них монооксида углерода.

В настоящей заявке предлагается способ получения углеводородных бензиновых фракций из газовой смеси, содержащей CO2, H2 и, возможно, CO (в качестве сопутствующего компонента), имеющий ряд преимуществ по сравнению с другими способами.

Известен способ получения различных органических продуктов, в т.ч. углеводородных бензиновых фракций из синтез-газа или смеси диоксида углерода и водорода /4/.

Согласно данному способу /4/ для превращения синтез-газа или смеси CO2 и H2 используют бифункциональный катализатор, содержащий цеолит в форме деалюминированного морденита, и композицию по крайней мере из двух переходных элементов, таких как медь, цинк и хром.

Газовая смесь CO2+H2 (H2:CO2 4:1) контактирует с катализатором при атмосферном давлении, температуре 175-350 oC и объемной скорости 3300 ч-1. Основными углеродсодержащими продуктами превращения диоксида углерода являются монооксид углерода, метанол, диметиловый эфир и метан. В продуктах реакции C2+ углеводороды полностью отсутствуют. При раздельном размещении в реакторе металлокисной композиции и цеолита газовая смесь CO2+H2 контактирует с оксидами металлов при температурах 200-250 oC, и далее без разделения полученная газовая смесь проходит слой деалюминированного морденита при температурах 250-450 oC. Давление в реакторе не превышает 1 атм, скорость подачи смеси CO2+H2 (H2:CO2 4:1) поддерживают на уровне 3300 ч-1. В результате конверсии диоксида углерода образуются органические продукты, состоящие из метанола, диметилового эфира и смеси углеводородов. Содержание бензиновой фракции в сумме всех образовавшихся углеводородов не превышает 30 мас. а мольное количество образовавшегося метанола в 5-10 раз больше мольного количества образовавшейся бензиновой фракции углеводородов. Основным недостатком способа является невысокая селективность процесса по углеводородной бензиновой фракции и низкая степень превращения газовой смеси в органические продукты (менее 1), что практически не позволяет в промышленных условиях выделить в товарном виде бензиновую фракцию углеводородов.

Наиболее близким к изобретению по своей технической сущности является способ конверсии синтез-газ в смеси углеводородов /1/. Согласно выбранному прототипу для превращения синтез-газа используют механические смеси Zn-Cr (или Zn-Cu-Cr(Al) или Zn-Cu-Cr-La), содержащие катализаторы синтеза метанола и цеолита ZSM-5(11, 12, 35, 38). Синтез-газ (H2:CO 0,2-6,0) превращают в смесь C1-C6 углеводородов (преимущественно C1-C4 парафинов) при давлениях 1-1000 атм, температурах 260-600 oC и объемных скоростях исходного синтез-газа по отношению к объему загруженного катализатора 500-50000 ч-1.

Наиболее оптимальным для получения бензиновой фракции является следующий пример из прототипа /1/. В качестве катализатора используют механическую смесь Cu-содержащего катализатора синтеза метанола цеолита ZSM-5 с объемным отношением Cu-катализатор/ZSM-5 1/4. Синтез-газ (H2:CO 2:1) контактирует с катализатором при давлении 53 атм, температуре 364 oC, объемной скорости исходного синтез-газа по отношению к объему загруженного катализатора 1210 ч1. Конверсия CO и H2 в процессе составляет 80 и 38 соответственно. На выходе получают углеводороды состава (мас.): метан 4, этан 21, пропан 21, бутаны 17, пентаны 10, остальные углеводороды (C6+) 27. При этом C6+ фракция углеводородов содержит 34 мас. ароматических углеводородов, что в пересчете на фракцию C5+ составляет 25 мас. Данным способом получают углеводородную бензиновую фракцию с относительно низким содержанием ароматических углеводородов, а содержание C5+ углеводородов в сумме образовавшихся углеводородов не превышает 37 мас. В итоге согласно прототипу основными углеводородными продуктами превращения CO являются C2-C4 углеводороды.

Задачей настоящего изобретения является получение углеводородных бензиновых фракций с высоким содержанием ароматических углеводородов.

Поставленная задача решается тем, что в способе получения углеводородных бензиновых фракций из газа, содержащего H2 и CO2 или H2, CO2 и CO, путем контактирования газа при температуре 320-440 oC, давлении 40-100 атм и объемном отношении H2/(CO+CO2), равном 1-3, с катализатором, содержащим цеолит типа ZSM-5 или ZSM-11 и металлоксидный компонент, включающий оксиды цинка, меди и/или хрома, используют катализатор, который содержит металлоксидный компонент, содержащий три или более оксидов металлов, имеющий общую формулу

a CuO b ZnO c Al2O3 d Cr2O3 e W2O5,

где a, b, c, d и e массовые доли оксидов металлов в составе металлоксидного компонента a 0-56, b 24-67, c 0-6, d 0-32, e 0-1 при условии, что a и b не могут быть одновременно равны нулю и процесс проводят при объемной скорости подачи исходного газа 200-1500 ч-1, при объемном соотношении в исходном газе CO/CO2 0-4 и H2/CO2 1-1.

Задача решается также тем, что используют катализатор, содержащий 30-50 мас. цеолита и 50-70 мас. металлоксидного компонента.

Отличительными признаками изобретения являются:

a) в способе используют катализатор, содержащий металлокисный компонент из трех или более оксидов металлов общей формулы:

a CuO b ZnO c Al2O3 d Cr2O3 e W2O5,

где a, b, c, d и e массовые доли оксидов металлов в составе металлоксидного компонента, a 0-56, b 24-67, c 0-6, d 0-32, e 0-1, при этом a и b не могут быть одновременно равны нулю;

б) процесс проводят при объемной скорости подачи исходного газа 200-1500 ч-1;

в) объемное соотношение в исходном газе CO/CO2 0-4 и H2/CO2 1-11;

г) используют катализатор, содержащий 30-50 мас. цеолита и 50-70 мас. металлокисного компонента.

Выбор условий проведения процесса синтеза бензиновых фракций из газа, содержащего H2 и CO2 или H2, CO2 и CO, обусловлен следующими факторами. Нижний предел температуры 320 oC является пределом минимальной каталитической активности используемых катализаторов в синтезе ароматических углеводородов, верхняя граница температуры (440 oC) связана с началом интенсивной необратимой дезактивации металлокисного компонента катализатора. Повышенное давление необходимо для более глубокого протекания промежуточных реакций. Объемная скорость подачи исходного газа определяется активностью используемого катализатора при фиксированном давлении и температуре. Заявляемое значение объемной скорости является наиболее оптимальным для получения бензиновой фракции. Соотношение между H2 и CO2, а также между CO2 и CO (в случае присутствия CO в исходном газе) определяется стехиометрией протекания химических реакций синтеза углеводородов. Например, для образования группы "CH2" парафиновых углеводородов на один атом углерода требуется два атома водорода, для синтеза ароматического кольца расход водорода снижается в два раза, а наличие связанного "O" в исходном сырье увеличивает потребление водорода при образовании молекул H2O. Исходя из теоретических предпосылок, эксперименты проводились в условиях, достаточно близких к стехиометрическому соотношению между "C", "O" и "H", а объемные соотношения CO/CO2 и H2/CO2 в исходном газе, равные 0-4 и 1-11 соответственно, были получены экспериментально, исходя из селективности процесса по ароматическим углеводородам.

В настоящем изобретении используют каталитические композиции, состоящие из цеолита ZSM-5 или ZSM-11 и металлокисных композиций в различном сочетании, которые позволяют совместить протекание реакций гидрирования оксидов углерода и синтеза углеводородов на одном зерне катализатора. Оптимальное массовое соотношение между цеолитом и оксидами металлов в катализаторе подбиралось экспериментально (см. табл. 1). Применение в рассматриваемом процессе катализаторов, имеющих отличное от заявленных в изобретении соотношений между цеолитом и металлокисной композицией, приводит к значительному ухудшению показателей процесса синтеза, бензиновой фракции, а именно селективности катализатора по ароматическим углеводородам и бензиновой фракции углеводородов. Сочетание трех или более оксидов металлов в металлокисной композиции позволяет максимально превратить исходное сырье в промежуточный метанол при высокой термической и каталитической стабильности работы композиции, при этом активным компонентом катализатора синтеза метанола являются химические соединения, содержащие Zn и Cu или Zn и Cr, и поэтому необходимо обязательное присутствие в катализаторе наряду с оксидом Zn также оксида Cu или Cr.

Для сравнения двух процессов синтеза бензиновых фракций из синтез-газа (аналогично прототипу) и смеси CO2 и H2 эксперименты по превращению синтез-газа и смеси CO2 и H2 проведены на одном катализаторе при одинаковых условиях. Катализатор и условия экспериментов выбраны на основе данных прототипа и настоящего изобретения. Ниже приводится пример, аналогичный прототипу.

Пример 1. (аналогично прототипу). В изотермический реактор загружают 120 см3 катализатора N 1а зернения 3способ получения углеводородов бензиновых фракций, патент № 20895334 мм. Исходную газовую смесь состава (об.): H2-65,2, CO-34,3 и CH4 подают с объемной скоростью 650 ч-1 (в расчете на загруженный катализатор) в реакторный блок на смешение с циркулирующим в блоке газом. Реакторный блок состоит из реактора с обогревом, холодильника-конденсатора, сепараторов высокого и низкого давления, промежуточного сборника жидких продуктов и электромагнитного насоса для циркуляции газа. Процесс синтеза углеводородов ведут под давлением 80 атм и при температуре в слое катализатора 400 oC. Для предотвращения накопления в реакторном блоке неконденсируемых продуктов из блока после сепаратора высокого давления постоянно отводят часть реакционного газа. Жидкие продукты (бензиновая фракция, вода, метанол), выводимый из реакторного блока газ и выделяемые при дросселировании газообразные углеводороды анализируют раздельно методом газовой хроматографии. Условия проведения и основные показатели опыта показаны в табл. 2.

Катализатор N 1а готовят следующим образом. Порошок Zn-Cr-катализатор (атомное отношение Zn:Cr 2:1) смешивают с порошком высококремнеземистого цеолита типа ZSM-5 в H-форме состава 0,01 Na2 Al2O3 34 SiO2 в массовом соотношении 70/30. Полученную смесь гранулируют методом экструзии с добавлением 20 мас. гидроокиси алюминия. Экструдаты катализатора сушат при температуре 120 oC в течение 4 ч. Промышленная применимость изобретения иллюстрируется примерами 2-28.

Пример 2. В изотермический реактор загружают 120 см3 катализатора N 16 зернения 3способ получения углеводородов бензиновых фракций, патент № 20895334 мм. Исходную газовую смесь состава (об.): H2-75,9, CO2-24,0 и N2-0,1 подают с объемной скоростью 1000 ч-1 (в расчете на загруженный катализатор) в реакторный блок на смешение с циркулирующим в блоке газом. Реакторный блок состоит из реактора с обогревом, холодильника-конденсатора, сепараторов высокого и низкого давления, промежуточного сборника жидких продуктов и электромагнитного насоса для циркуляции газа. Процесс синтеза углеводородов ведут под давлением 100 атм и при температуре в слое катализатора 400 oC. Для предотвращения накопления в реакторном блоке неконденсируемых продуктов из блока после сепаратора высокого давления постоянного отводят часть реакционного газа. Жидкие продукты (бензиновая фракция, вода, метанол), выводимый из реакторного блока газ и выделяемые при дросселировании газообразные углеводороды анализируют раздельно методом газовой хроматографии. Условия проведения и основные показатели показаны в табл. 3. Катализатор N 16 готовят следующим образом. Порошок Zn-Cr-катализатора (атомное отношение Zn:Cr 2:1) смешивают с порошком высококремнеземистого цеолита типа ZSM-5 в H-форме состава 0,01 Na2O Al2O3 34 SiO2 в массовом соотношении 50/50. Полученную смесь гранулируют методом экструзии с добавлением 20 мас. гидроокиси алюминия. Экструдаты катализатора сушат при температуре 120 oC в течение 4 ч.

Примеры 3-22. Аналогичны примеру 2. Условия процесса приведены в табл. 3, составы катализаторов в табл. 1. Приготовление катализаторов N 4, и N 1 в аналогично катализаторам N 1а и N 16. Катализатор N 2 готовят следующим образом. Порошок Cu-Zn-Al-катализатора смешивают с порошком высококремнеземистого цеолита типа ZSM-5 в H-форме в весовом соотношении 70/30. Полученную смесь прессуют в таблетки. Таблетки дробят до фракции 1-3 мм. Приготовление катализатора N 3 аналогично катализатору N 2.

Примеры 23-28. Аналогичны примеру 2. При этом в качестве исходного газа используют смесь, состоящую из CO2, CO и H2 в различных соотношениях. Условия процесса приведены в табл. 4, составы катализаторов в табл. 4, составы катализаторов в табл. 1. Для характеристики соотношения активных компонентов газовых смесей в табл. 2-4 показана величина 1 (функционал). Значения f рассчитывают по уравнению:

способ получения углеводородов бензиновых фракций, патент № 2089533

Как видно из приведенных примеров и представленных в табл. 2-4 результатов, использование в качестве исходного сырья CO2+H2 или CO2+CO+H2 вместо CO+H2 (по прототипу) для получения углеводородных бензиновых фракций в условиях настоящего изобретения приводит к увеличению содержания ароматических углеводородов в получаемой бензиновой фракции и, как следствие, к повышению ее октанового числа.

Класс C07C1/12 реакцией диоксида углерода с водородом 

получение ароматических углеводородов из метана -  патент 2418780 (20.05.2011)
способ получения ароматических соединений и способ получения гидрированных ароматических соединений -  патент 2400464 (27.09.2010)
способ получения метана и его производных -  патент 2218320 (10.12.2003)
способ получения жидких углеводородных продуктов из диоксида углерода -  патент 2181747 (27.04.2002)
процесс фишера-тропша с многостадийным барботажным колонным реактором -  патент 2178443 (20.01.2002)

Класс C10G2/00 Получение жидких углеводородных смесей неопределенного состава из оксидов углерода

способ переработки углеводородного газа в стабильные жидкие синтетические нефтепродукты и энергетический комплекс для его осуществления -  патент 2527536 (10.09.2014)
способ оптимизации функционирования установки для синтеза углеводородов из синтез-газа путем контроля парциального давления со -  патент 2525291 (10.08.2014)
способ получения углеводородных продуктов -  патент 2524957 (10.08.2014)
комплексная установка для переработки газа -  патент 2524720 (10.08.2014)
регенерация катализатора фишера-тропша путем его окисления и обработки смесью карбоната аммония, гидроксида аммония и воды -  патент 2522324 (10.07.2014)
катализаторы -  патент 2517700 (27.05.2014)
сформированные катализаторные блоки -  патент 2514191 (27.04.2014)
способ получения углеводородных бензиновых фракций из синтез-газа, разбавленного азотом и диоксидом углерода (варианты) -  патент 2510388 (27.03.2014)
способ осуществления синтеза фишера-тропша -  патент 2503706 (10.01.2014)
способ получения катализатора синтеза углеводородов и его применение в процессе синтеза углеводородов -  патент 2502559 (27.12.2013)
Наверх