судовой движительно-реверсивно-рулевой комплекс

Классы МПК:B63H11/113 с поворотным выходным каналом
B63H25/42 управление судном или динамическая постановка на якорь с помощью движителей; управление или динамическая постановка на якорь только с помощью гребных винтов; управление или динамическая постановка на якорь с помощью рулей, снабженных гребными винтами
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Барышников Валерий Тихонович,
Барышников Андрей Валерьевич,
Барышников Александр Валерьевич
Приоритеты:
подача заявки:
1995-03-01
публикация патента:

Использование: судостроение, судовые движительно-рулевые комплексы. Сущность изобретения: в судовом движительнорулевом комплексе, содержащем два реактивных движителя, установленных поворотно на поперечной оси, движители размещены в углублениях наружной обшивки бортов судна, а их выходные сопла установлены с возможностью поворота на угол 180-210o в вертикальной плоскости, параллельной продольной оси судна. Предложенный комплекс малошумен и обеспечивает движение на мелководье и в засоренном фарватере. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

Судовой движительно-реверсивно-рулевой комплекс, содержащий два реактивных движителя, установленных в подводной части судна на одной поперечной его оси, с входными отверстиями, расположенными вдоль поперечной оси судна, и выходными соплами, расположенными вдоль продольной оси судна с возможностью поворота их реверсивным механизмом вокруг поперечной оси в вертикальной плоскости, и два трубопровода с кранами на каждом из них, подводящие воду к движителям от общего трубопровода, подающего массу, выбрасываемую из энергоустановки, смонтированной на судне, отличающийся тем, что реактивные движители размещены в углублениях наружной обшивки бортов в кормовой части судна, а их выходные сопла установлены на одинаковом расстоянии от продольной оси судна, при этом сопла установлены с возможностью их поворота на угол 180 210o в вертикальной плоскости, параллельной продольной оси судна.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано на судах с реактивной тягой движения.

Известен принятый в качестве ближайшего аналога движительно-рулевой комплекс, содержащий два реактивных движителя, установленных в подводной части судна на одной поперечной оси, с входными отверстиями, расположенными вдоль поперечной оси судна, и выходными соплами, расположенными вдоль продольной оси судна с возможностью поворота их реверсивным механизмом вокруг поперечной оси в вертикальной плоскости, и два трубопровода с кранами на каждом из них, подводящие воду к движителям от общего трубопровода, подающего массу, выбрасываемую из энергоустановки, смонтированной на судне (Куликов С.В. Храмкин М.Ф. Водометные движители. Л. Судостроение, 1980, с.43).

Предложенное изобретение предназначено для упрощения конструкции комплекса, повышения его надежности, снижения шума при движении и обеспечения движения на мелководье и в засоренном фарватере.

Технический результат достигается тем, что в известном комплексе реактивные движители размещены в углублениях наружной обшивки бортов в кормовой части судна, а их выходные сопла установлены на одинаковом расстоянии от продольной оси судна, при этом сопла установлены с возможностью их поворота на угол 180-210o в вертикальной плоскости, параллельной продольной оси судна.

На фиг. 1 изображен левый движитель, вид сбоку, соплом назад, пунктиром показано положение соплом вперед; на фиг. 2 вид сзади на кормовую часть судна; на фиг.3 разрез А-А на фиг.1, вид сверху.

Комплекс содержит два реактивных движителя 1, смонтированных в углублениях 2 наружной обшивки бортов в подводной части судна, неподвижно по отношению друг к другу, на одной поперечной оси, с возможностью поворота вокруг нее на 180-210o и на одинаковом расстоянии Х от продольной оси судна. Выходные сопла движителей расположены за бортом судна, параллельно его продольной оси и направлены назад относительно направления движения, а входные сопла расположены внутри судна вдоль поперечной его оси. Краны 3 и 7, заменяющие рулевой механизм, соединены отводящими трубопроводами 6 с центральным трубопроводом 5 и движителями 1, при этом левый кран 3 через отводящие трубопроводы 6 соединен с левым движителем, а правый кран 7 с правым. Движитель содержит реверс 4 с системой тяг для одновременного поворота движителей на угол 180-210o.

Комплекс работает следующим образом. При движении вперед движители 1 обращены выходными соплами назад. При одинаково открытых кранах 3 и 7 выбрасываемая движителями 1 масса из общего трубопровода 5 от энергоустановки, смонтированной на судне, по трубопроводам 6 поступает к движителям в одинаковом количестве, обеспечивая прямолинейное движение судна вперед. При частичном перекрытии левого крана 3 количество выбрасываемой массы правым движителем увеличивается, что приводит к повороту судна влево, а при частичном перекрытии крана 7 вправо. При возврате рукоятки в первоначальное положение обеспечивается прямолинейное движение судна. Остановка производится одновременным закрытием обоих кранов. Для движения и управляемости на заднем ходу движители 1 рычагом реверса 4 при помощи тяг поворачиваются выходными соплами вперед. При одновременном открытии кранов 3 и 7 происходит прямолинейное движение судна назад. Управляемость при этом производится в последовательности, обратной действиям при маневрировании на переднем ходу.

Предложенный комплекс прост в исполнении для судов различного назначения, обладает малошумностью и позволяет двигаться на мелководье и в засоренном фарватере.

Класс B63H11/113 с поворотным выходным каналом

подруливающее устройство плавсредства -  патент 2183174 (10.06.2002)
поворотное сопло-насадка -  патент 2114755 (10.07.1998)
реверсивно-рулевое устройство водометного движителя -  патент 2063903 (20.07.1996)
полноповоротный водометный движитель судна -  патент 2060205 (20.05.1996)

Класс B63H25/42 управление судном или динамическая постановка на якорь с помощью движителей; управление или динамическая постановка на якорь только с помощью гребных винтов; управление или динамическая постановка на якорь с помощью рулей, снабженных гребными винтами

Наверх