замок ремня безопасности

Классы МПК:B60R22/30 сцепные устройства иные, чем пряжки, включающие приспособления для регулирования длины
A44B11/06 с зажимными приспособлениями 
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Центральный научно-исследовательский институт точного машиностроения
Приоритеты:
подача заявки:
1995-01-17
публикация патента:

Использование: замок ремня безопасности относится к области обеспечения пассивной безопасности пользователя транспортным средством в случае дорожно-транспортного происшествия, в частности к конструкции ремня безопасности. Сущность изобретения: замок ремня безопасности разработан с целью упрощения изготовления плоских деталей замка методом необъемной штамповки или вырубки, что обеспечивает снижение материалоемкости и себестоимости его изготовления, а также с целью повышения надежности работы замка и удобства пользования, так как замыкающие элементы замка выполнены плавающими, самоустанавливающимися, что исключает поломку замка при дорожно-транспортном происшествии. Замок содержит отъемную часть в виде двух крышек, тягу для крепления замка в автомобиле, выталкиватель отъемной части, подпружиненную кнопку, замыкающие элементы. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

Замок ремня безопасности, содержащий пластинчатую отъемную часть в виде языка с проушиной, охватывающую часть в виде двух крышек, тягу с поперечными выступами на конце, толкатель, механизм запирания и подпружиненную кнопку, отличающийся тем, что механизм запирания выполнен в виде двух самоустанавливающихся пластинчатых запирающих элементов, расположенных симметрично относительно продольной оси замка в плоскости, перпендикулярной плоскости языка, и имеющих отверстия для взаимодействия с выступами тяги и выступами, выполненными на языке отъемной части, кроме того, между тягой и языком установлен подпружиненный толкатель с выступами, также взаимодействующими с отверстиями на запирающих элементах, при этом кнопка установлена между пластинчатыми запирающими элементами с возможностью перемещения вдоль оси замка и выполнена со скосами, взаимодействующими с пластинчатыми запирающими элементами, а тяга подпружинена относительно пластинчатых запирающих элементов с возможностью перемещения в поперечном направлении.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к устройствам пассивной безопасности, а именно к конструкциям замыкающих приспособлений (замков) ремней безопасности транспортных средств, например, автомобилей. Замок фиксирует положение ремня безопасности на пользователе и должен выдерживать возникающие при дорожно-транспортном происшествии перегрузки на ремень безопасности.

Известен замок ремня безопасности (авт. св. N 645657 SU, кл. А 44 В 11/25, 1973), содержащий пластинчатую отъемную часть с проушиной, жестко соединенный с пластинчатым кронштейном корпус, охватывающий корпус пластмассовый чехол, подвижно установленный в корпусе подпружиненный выталкиватель отъемной части и замыкающий элемент. В кронштейне и пластинчатой отъемной части выполнены сквозные отверстия, а замыкающий элемент выполнен в виде консольно установленного в отверстии кронштейна цилиндрического штифта с закраиной.

В известной конструкции консольно установленный запирающий штифт под нагрузкой перекашивается в отверстии кронштейна. При этом возникает опасность самопроизвольного открывания замка под нагрузкой. Кроме того, затруднено открывание замка пользователем. Это повышает требования к точности изготовления и усложняет производство замка.

Указанные недостатки устранены в конструкции (авт. св. N 1421294, SU кл. А 44 В 11/14, 1988), которая содержит обойму, образованную двумя пластинами, параллельно скрепленными с закрепленной в кузове транспортного средства тягой. В обойме помещены замыкающие элементы, а сама обойма помещена в пластмассовый корпус. Отъемная часть замка с плоской вставляемой частью имеет фигурный вырез, разделяющий конец вставляемой части на два языка-захвата. Орган блокировки выполнен в виде подпружиненных толкателей и снабжен жестким вкладышем, а орган размыкания в виде подпружиненной кнопки.

Известная конструкция ремня безопасности (авт. св. N 1316876, SU кл. В 60 R 22/30, 1987), выбранная в качестве прототипа, содержит отъемную пластинчатую часть, корпус, жестко соединенный с тягой, охватывающие корпус крышки, замыкающий элемент, выполненный в виде плоского подпружиненного стопора, кнопку и толкатель. Отъемная часть с плоской вставляемой частью имеет фигурный вырез.

В перечисленных конструкциях детали замка такие, как корпус, замыкающие элементы имеют сложную форму, высокую металлоемкость, вследствие чего нетехнологичны и дороги в массовом производстве. Имеются сведения о недостаточной надежности этого замка.

Настоящий замок ремня безопасности разработан с целью упрощения изготовления плоских деталей замка методом необъемной штамповки или вырубки, что обеспечивает снижение материалоемкости и себестоимости его изготовления, а также с целью повышения надежности работы замка. В процессе столкновения при дорожно-транспортном происшествии сила, приложенная к замку через ремень безопасности, меняет свое направление на 15-20o. В существующих известных конструкциях замка эта сила ломает запирающие элементы и приводит к разрушению замка. В предлагаемой конструкции запирающие элементы замка выполнены плавающими, самоустанавливающимися в виде двух подпружиненных одним концом плоских пластин, расположенных симметрично относительно продольной оси замка в плоскости, перпендикулярной плоскости языка и имеющих отверстия для взаимодействия с выступами тяги и выступами, выполненными на языке отъемной части, кроме того, между тягой и языком установлен подпружиненный толкатель с выступами, также взаимодействующими с отверстиями на запирающих элементах, при этом кнопка установлена между пластинами с возможностью перемещения вдоль оси замка и выполнена со скосами, взаимодействующими с пластинчатыми запирающими элементами, а тяга подпружинена относительно пластин с возможностью перемещения в поперечном направлении. Данная конструкция обеспечивает надежность работы замка и исключает его поломку при дорожно-транспортных происшествиях.

На фиг. 1 конструкция замка в сборе в замкнутом положении с частичным продольным разрезом; фиг. 2 конструкция замка в разомкнутом положении с частичным продольным разрезом; фиг. 3 конструкция замка вид сбоку в разрезе фиг. 2.

Замок ремня безопасности (фиг. 1 3) содержит отъемную часть 1, тягу 2, толкатель 3, подпружиненную кнопку 4 и охватывающую часть в виде двух крышек 5 и 6.

Механизм запирания (фиг 1 и 2) выполнен в виде запирающих элементов плоской формы, т. е. пластин 7 и 8, расположенных симметрично относительно продольной оси замка и перпендикулярно плоскости ремня. На нижних концах пластин 7 и 8 имеются два отверстия и (не показаны) для штырей 9 и 10 (фиг. 2), между которыми расположена пружина 11, работающая таким образом, что действуя на нижние концы пластин 7 и 8, разводит их в стороны, в результате чего верхние концы пластин стараются сомкнуться. Таким образом, запирающие элементы пластины 7 и 8 не имеют жесткого крепления и их ход относительно продольной оси замка от вертикали составляет порядка 4-12o. Их движение в ту или иную сторону ограничивается стенками двух выемок (не показаны), выполненных в левой крышке 5. На пластинах 7 и 8 имеются верхние прорези 12 и 13 и нижние прорези 14 и 15 (фиг. 2).

Отъемная часть 1 (фиг. 1) выполнена в виде языка пластинчатой формы (на фиг. 1 невидимая часть языка изображена штрихпунктирной линией) с проушиной 16 для ремня и имеет на языке 12 и 13 пластин 7 и 8. Передняя горизонтальная площадка 19 языка служит для взаимодействия с подпружиненным толкателем 3.

Охватывающая часть замка состоит из двух крышек: правой 6 и левой 5, собираемыми на клею (фиг. 1 3).

Элемент открывания замка, выполненный в виде кнопки 4 (фиг. 1 и 3), входит симметричными выступами 20 и 21 (фиг. 1) в прорези, выполненными на правой крышке 6, с возможностью перемещения вдоль оси замка вверх или вниз. При сборке кнопка 4 перемещается вниз по прорезям и заходит отверстиями за симметричные выступы 22 на правой крышке 6 (фиг. 3). Выступы 22 ограничивают перемещение кнопки 4 вверх. Внутри кнопки (фиг. 3) имеется отверстие 23, в котором расположена пружина 24. Она внутри кнопки 4 фиксируется сверху верхним выступом отверстия, а снизу выступом 25 на правой крышке 6 (фиг. 3). При движении кнопки 4 вниз пружина 24 сжимается и кнопка, взаимодействуя скосами 26 и 27 (фиг. 1) с пластинами 7 и 8, разводит их в стороны и освобождает язык из зацепления.

Выталкивающий элемент толкатель 3 (фиг. 1) расположен между левой крышкой 5 и кнопкой 4, перемещается вверх под действием пружины 28, размещенной центре толкателя 2. Пружина 28 (фиг. 1 3) нижним концом фиксируется на упоре 29, расположенным над тягой 2. В замкнутом положении (фиг. 1) толкатель 3 своими боковыми выступами 30 и 31 стопорится в нижних прорезях 14 и 15 пластин 7 и 8. В разомкнутом положении толкатель 3 выходить из зацепления с пластинами 7 и 8 и стопорится выступом 32 на левой крышке 5 (фиг. 3).

Тяга 2 (фиг. 1 3) в виде изогнутого рычага симметричными выступами 33 и 34 входит в нижние прорези 14 и 15 пластин 7 и 8, а вторым концом (не показан) закреплена на кузове транспортного средства. Для поперечного перемещения тяги 2 относительно корпуса замка выполнены две плоские пружины 35 и 36 (фиг. 2 и 3), которые одним концом закреплены в отверстии 37 тяги с помощью скобы 38, а другими концами 39 и 40 входят в нижние отверстия 14 и 15 пластин 7 и 8. Ширина прорезей 12 и 13 и прорези пластин 7 и 8 выполнена больше толщины языка 1 и тяги 2, что дает возможность перемещению языка и тяги относительно вертикальной плоскости замка, совпадающей с плоскостью ремня, на несколько градусов в ту или иную сторону. Это обеспечивает эффект самоустанавливания запирающих элементов замка за счет наличия зазора. Соотношение а:в:с, где а высота запирающей части языка; в ширина языка; с ширина прорези запирающего элемента, может быть выполнено, например, 2,5:1,0:1,25. Таким образом, при дорожно-транспортном происшествии тяга и язык относительно вертикальной плоскости замка, совпадающей с плоскостью ремня, могут отклоняться в противоположные стороны на определенный угол, что не дает возможности разрушения конструктивных элементов замка при изменении направления силы нагружения, происходящего в процессе удержания пользователя ремнем, и обеспечивает большую площадь прилегания ремня к пользователю.

Замок работает следующим образом.

Отъемная часть 1 вставляется в отверстие замка между кнопкой 4 и левой крышкой 5, при этом язык отъемной части 1 своими боковыми скосами 41 и 42 (фиг. 1) раздвигает подпружиненные пластины 7 и 8, которые под действием пружины 11 замыкаются. Одновременно язык своей площадкой 19 утапливает толкатель 3, который своими выступами 30 и 31 входит в нижние прорези 14 и 15 запирающих элементов. Замок заперт.

Открывание замка. При нажатии на подпружиненную кнопку 4 она опускается вниз и своими выступами 26 и 27 (фиг. 1) разводит пластины 7 и 8, освобождая язык отъемной части 1 и толкатель 3 из зацепления с пластинами 7 и 8. Отъемная часть 1 под действием подпружиненного толкателя 3 выталкивается из замка.

В данной конструкции замка ремни безопасности детали выполнены плоскими, что обеспечивает высокую технологичноcть их изготовления, снижение материалоемкости и себестоимости их изготовления. Ввиду того, что запирающие элементы замка выполнены плавающими, самоустанавливающимися, обеспечивается надежность конструкции и исключается поломка замка при дорожно-транспортном происшествии.

Класс B60R22/30 сцепные устройства иные, чем пряжки, включающие приспособления для регулирования длины

способ сборки замка ремня безопасности -  патент 2243710 (10.01.2005)
замок ремня безопасности -  патент 2236960 (27.09.2004)
замок для ремня безопасности транспортного средства -  патент 2101202 (10.01.1998)
устройство для регулировки длины ремня безопасности -  патент 2096203 (20.11.1997)
ремень безопасности транспортного средства -  патент 2084359 (20.07.1997)
регулирующее устройство длины лямки ремня безопасности транспортного средства -  патент 2081011 (10.06.1997)

Класс A44B11/06 с зажимными приспособлениями 

Наверх