устройство для спасения с помощью вертолета терпящих бедствие

Классы МПК:A62B37/00 Способы и устройства для спасения жизни, не отнесенные к другим группам данного подкласса
B63C9/00 Спасение на воде
B64D47/00 Оборудование, не отнесенное к другим группам
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Полоз Леонид Дмитриевич,
Озеров Михаил Александрович
Приоритеты:
подача заявки:
1992-08-24
публикация патента:

Задачей изобретения является повышение эффективности спасения людей при экстремальных ситуациях. Устройство включает связанное с вертолетом через скоростную лебедку и торс складное кольцо с сеткой и грузилом для захвата и подъема спасаемого. Дополнительно на вертолете закрепляют страховочный фал с подвижным поясом для спасателя - аквалангиста. Предусмотрен также фал для зацепления спасаемого к поясу спасателя и буксировки его до находящегося в воде кольца с сеткой. 1 з. п. ф-лы, 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

Формула изобретения

1. Устройство для спасения с помощью вертолета терпящих бедствие, содержащее связанное с вертолетом через скоростную лебедку и трос складное кольцо с сеткой и грузилом для захвата и подъема спасаемого, отличающееся тем, что оно снабжено закрепленным на вертолете страховочным фалом с подвижным поясом на нем для спасателя-аквалангиста и фалом для зацепления спасаемого к поясу спасателя и буксировки его до кольца с сеткой.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что на вертолете установлены приборы ночного видения, осветительная, радио- и телеаппаратура и приборы спутниковой навигационной системы.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к спасательной технике с использованием авиационной техники, преимущественно вертолетов.

Известно устройство для спасения с помощью вертолета терпящих бедствие, содержащее связанное с вертолетом через скоростную лебедку и трос складное кольцо с сеткой и грузилом для захвата и подъема спасаемого [1]

Недостатком является низкая эффективность его использования в экстремальных условиях применения, например при шторме, тумане, днем и ночью.

Задачей изобретения является повышение эффективности и надежности спасения людей.

Поставленная задача достигается тем, что устройство для спасения с помощью вертолета терпящих бедствие, содержащее связанное с вертолетом через скоростную лебедку и трос складное кольцо с сеткой и грузилом для захвата и подъема спасаемого, согласно изобретению снабжено закрепленным на вертолете страховочным фалом с подвижным поясом на нем для спасателя-аквалангиста и элементом на конце для зацепления спасаемого к поясу спасателя и буксировки его до кольца с сеткой.

На фиг. 1 изображено устройство, общий вид с блок-схемой; на фиг. 2 и 3

этапы (циклы) спасения людей с помощью устройства; на фиг. 4 устройство со спасателем в кольце с сеткой; на фиг. 5 то же, момент выхода спасателя из кольца; на фиг. 6 узлы и детали кольца с сеткой.

Устройство (система) спасания людей, терпящих бедствие, включает вертолет поисково-спасательной службы (ППС) серийный (типа МИ-8т) для проведения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ, укомплектованный (оснащенный) необходимым оборудованием и специальными устройствами 1, прибор ночного видения летчика (серийный типа ПНВ) для работ в условиях плохой видимости 2, блоки бортовой телевизионной установки (типа ББТУ-1) для обеспечения работы БТУ-1 3, пульт управления лебедкой с тросом (типа ПУ ЛПГ-3) для спуска и подъема устройства захвата 4, телевизионную камеру (типа ТК БТУ-1) для обзора района бедствия (РБ) 5, трос лебедки (типа ТЛПГ-3) длиной не менее 50 м для обеспечения спуска и подъема устройства захвата 6, дополнительное светотехническое оборудование (ДСТО, серийные фары) для подсвета в районе бедствия при поиске и спасении пострадавших 7, индикаторную осветительную малогабаритную авиационную бомбу (ОМАБ, серийная) для освещения района бедствия (РБ) 8, прибор ночного видения (камера) для ПНВ экипажа при работе в условиях плохой видимости 9, телекамеру вторую (типа ТК БТУ-1) для обзора района бедствия (РБ) и прицельной наводки спасательных средств 10, спасательное опускаемое устройство захвата пострадавшего (кольцо с сеткой "К-С") для спуска спасателя-аквалангиста (фельдшера) и подъема пострадавшего на борт вертолета ПСС 11.

Эскизы (см. фиг. 6) поясняют особенности конструкции узлов подвески устройства (РЫМ-болт), узлов складывания конструкции "К-С" (А, А", Б) по оси А-Б для удобства транспортировки на борту вертолета ПСС и загрузки-выгрузки в рабочее положение. Причем в сложенном положении силовой рычаг-полукоромысло с растяжками оказывается между полукольцами с сеткой, которые закрепляются специальными ремнями и пришвартовываются внутри кабины вертолета ПСС

Сетка может быть изготовлена из парашютных строп или выполнена из металла (в зависимости от условий выполнения спасательных операций) с надежным креплением к кольцу. В середине сетки закреплен груз-индикатор Г с флажком на тросике.

Поплавок-индикатор 12 для обозначения места заглубления спасательного устройства служит ориентиром для спасателя при доставке пострадавшего к месту при захвате из "К-С".

Устройство также содержит растяжку 13 для связи троса 6 со страховочно-стабилизирующим факелом спасателя-аквалангиста (фельдшера), страховочно-стабилизирующий фал 14 для безопасности и страховки спасателя-аквалангиста (фельдшера) при производстве спасательных работ, спецпояс спасателя-аквалангиста (фельдшера) для закрепления спасаемого в процессе выполнения операций по спасению 15, страховочный фал 16 для связи спасателя (пояса спасателя) со страховочно-стабилизирующим фалом, фал 17 спасаемого для закрепления (фиксации) его к поясу спасателя при доставке в устройство захвата "К-С" с последующей перестыковкой с поясом в устройстве 11, связную радиостанцию в районе бедствия (РБ) типа Р-855м (серийная "Прибой-IV" или др.) 18.

Борттехник 19 вертолета ПСС принимает активное участие в спасательных операциях, а спасатель-аквалангист (он же и фельдшер) 20 активно проводит спасательные работы и доставляет пострадавших на борт вертолета ПСС из РБ (района бедствия) и поиска пострадавшего 21.

Блок-схема (см. фиг. 1) работает следующим образом.

Сигнал "SOS" поступает экипажу на борт вертолета (В) 1 ПСС 1 по 1 входу, экипаж срочно проводит предполетную подготовку и выполняет дополнительные операции в соответствии c "Инструкцией экипажу вертолета ПСС". Затем он взлетает с вертикальной скоростью Vd (ВС) и следует курсом "устройство для спасения с помощью вертолета терпящих   бедствие, патент № 2086276 курс" в район бедствия (РБ) со скоростью горизонтального полета (ГП) Vг. Причем по каналу спутниковой связи (СВ) уточняет координаты района бедствия и свои координаты, пользуясь навигационно-пилотажным бортовым комплексом, экипаж выводит вертолет (В) 1 ПСС 1 в район бедствия (РБ).

Экипаж В 1 пользуется приборами ночного видения 2, 9, по первым 1 входам которых поступает информация в РБ с поверхности воды (суши) при плохой визуальной видимости (или ночью).

Экипаж В 1 пользуется также бортовой телевизионной установкой с блоками 3 и телекамерами 5, 10, информация на которые также поступает в РБ с поверхности воды (суши) по 1 входам. После обнаружения пострадавших (пострадавшего) 21 в РБ экипаж (борттехник) 19 вертолета (В) 1 с помощью пульта управления ПУ 4 лебедкой выпускает трос 6 со спасательным опускаемым устройством захвата 11, приведя его предварительно в рабочее состояние (раскрытие с выносом стрелы лебедки), по 1 входу.

Пользуясь телеустановкой 3, 5, 10, дополнительным светотехническим оборудованием 7, ОМАБ 8 и ПНВ 2, 9 экипаж В 1 и борттехник 19 по 1 входам производят операции, связанные с безопасностью спуска устройства 11 со спасателем-аквалангистом (фельдшером) 20 таким образом, чтобы заглубление устройства 11 было осуществлено рядом (3 5 м) от пострадавшего 21 на водной поверхности (ВП) или произошло приземление на суше.

Причем место заглубления устройства 11 на ВП контролируется по 1 входу-выходу по поплавку 12 по 1 входу-выходу 2 с растяжкой 13 на тросе 6 и страховочно-стабилизирующим фалом 14 по 1 входам-выходам. При этом спецпояс 15 спасателя-аквалангиста (фельдшера) 20 через страховочный фал 16 соединен подвижно с фалом 15, а фал 17 спасаемого (пострадавшего) 21 по 1 выходу и 2 входу-выходу 1 соединяются с пострадавшим 21. Связь осуществляется посредством (ВС) связной РС 18 по 1 выходу с входом на В1 экипажа и спасателя 20. Спасатель 20 приближается к пострадавшему 21, закрепляет его фалом 17 к спецпоясу 15 и буксирует его к поплавку 12 заглубленного устройства 11. Осуществляя связь (ВС) с экипажем В1 посредством РС 18, спасатель 20 дает команду на подъем (Vвт) борттехнику 19, закрепив предварительно пострадавшего к тросу 6 устройства 11. Борттехник 19 через ПУ 4 лебедки В 1 начинает подъем устройства 11 и выбирает одновременно слабину фала 14. Спасатель 20 закрепляет пострадавшего 21 к поясу в устройстве 11 и вместе со спасаемым 21 в "К-С" поднимаются на борт В1, где транспортируют (перекладывают) пострадавшего 21, оказывают ему первую медицинскую помощь (с проведением экспресс-анализа состояния) и переодевают пострадавшего в сухую одежду из борт-комплекта и т. д.

Операции повторяются и затем пострадавших на В 1 доставляют на базу.

На фиг. 2 показаны основные циклы (этапы) спасения людей, терпящих бедствия, с применением устройства "К-С" для его реализации на самых ответственных операциях:

цикл 1 опускают устройство 11 на тросе 6 с вертолета (В) 1, на котором сеть с кольцом ("К-С") раскрыта и растяжки (Р) натянуты, а груз (Г) на дне сети с индикатором (флагом) отвисает;

цикл 2 заглубляют устройство 11 с "К-С" вблизи пострадавшего 21, индикатор-поплавок 12 остается на поверхности воды (скользит по тросу 6). Спасатель-аквалангист (фельдшер) 20 (может спускаться на "К-С") на страховочно-стабилизирующем фале 14 подплывает к пострадавшему 21;

цикл 3 наводят по ТВ З с использованием связи и маневрирующей вертолетом ПСС 1;

цикл 4 в устройстве 11 в "К-С" поднимают спасателя 20 с пострадавшим 21 вместе, а фал 14 на растяжке 13 фиксируют за трос 6;

цикл 5 заключительный, когда осуществляют подъем (и начальным 1), когда его опускают в районе бедствия (РБ) над водной поверхностью (ВП) с вертикальной скоростью (ВС) Vвл лебедки вертолета (В) 1. Причем стремятся уменьшить скорость вращения (w) "К-С" до минимальной величины (для чего используют фалы 14 и 13 растяжку).

Последовательность циклов в полном объеме для иллюстрации спасения людей, терпящих бедствие, приведены на фиг. 3 5.

На фиг. 3 показаны отдельные циклы (этапы) использования устройства и системы в целом с момента получения сигнала "SOS" и взлета вертолета ПСС 1 с базы с курсом "v курс" района бедствия (РБ) с применением канала спутниковой связи (Сп) для коррекции местоположения (координат) вертолета по отношению к РБ (его координат) цикл 1.

По прибытии вертолета ПСС 1 в РБ производят "подпоиск" пострадавшего с использованием ТВ-установки и светотехнических средств цикл 2. Затем опускают К-С вблизи пострадавшего цикл 3. Заглубляют "К-С" и контролируют его положение под водой по поплавку-индикатору цикл 4. Далее спасатель подводит устройство к спасаемому и заводит его к поплавку-индикатору, пользуясь страховочно-стабилизирующим фалом, и осуществляет "захват" цикл 5.

Производят подъем "К-С" вместе со спасаемым и спасателем на борт вертолета ПСС1 цикл 6. После этого вертолет обратным курсом (- v курс) возвращается на базу цикл 7. На базе осуществляют выгрузку пострадавших с последующей доставкой на медпункт, а экипаж готовит (заправка) вертолет ПСС 1 к повторному вылету в район бедствия цикл 8. Цикл 9 повторяет цикл 1 и т. д.

Обобщая, можно охарактеризовать работу устройства последовательностью операции (алгоритмом функционирования):

1) члены экипажа получают сигнал "SOS" с базы с координатами района бедствия (РБ);

2) уточняют маршрут полета В 1 в район бедствия (РБ);

3) проверяют готовность системы В 1 к вылету и сам вертолет ПСС 1;

4) вылетают в район бедствия (РБ);

5) следует кратчайшим путем в район бедствия (РБ) за счет связи Сп (СВ);

6) производят поиск терпящих бедствие 21 в РБ (коррекцию выполняют по каналу Сп связи);

7) обнаруживают спасаемых (пострадавших) 21;

8) снижают вертолет ПСС 1 на Hmin "подпоиска";

9) ведут "подпоиск" спасаемых (пострадавших) 21;

10) наводят вертолет ПСС 1 над пострадавшим 21;

11) выпускают сигнальные ракеты, ОМАБ 8 и и др. средства;

12) докладывают об обнаружении пострадавших 21 и их количестве на базу;

13) готовят и опускают спасательное устройство 11 на тросе 6 со спасателем-аквалангистом (фельдшером) 20;

14) включают дополнительно электротехническое оборудование (фары) 7;

15) используют бортовую телевизионную установку для наведения сигнального устройства 3, 5, 9;

16) наводят вертолет (В) 1 ПСС с помощью БТУ-1 3, 5, 10 на пострадавшего 21 (совмещают перекрестие на экране с изображениями устройства 11, спасателя 20 и спасаемого 21);

17) опускают устройство 11 на тросе 6 лебедкой и заглубляют его вблизи (3 5 м) пострадавшего 21 на глубину в зависимости от бальности моря, обеспечивающую стабилизацию устройства 11 (отсутствие раскачки и вращения w );

18) спасатель 20 буксирует спасаемого 21 к устройству 11, применяя страховочные фалы 16, 17 и спецпояс 15, ориентируется на поплавок 12, поддерживает связь с бортом В 1 посредством РС 18;

19) подают команду на подъем устройства 11 со спасателем 20 и пострадавшим 21 на борт В 1 со скоростью Vвл (ВС) так, чтобы оба оказались в устройстве 11;

20) выгружают пострадавшего 21 и оказывают ему первую (экстренную) медицинскую помощь на борту В 1 и проводят экспресс-анализ его состояния, передают данные на базу;

21) принимают меры помощи остальным пострадавшим (сухая одежда, растирание, перевязки и т. д.) и следуют на базу обратным курсом (- j курс).

Класс A62B37/00 Способы и устройства для спасения жизни, не отнесенные к другим группам данного подкласса

летательный аппарат аварийно-спасательный -  патент 2337855 (10.11.2008)
манекен -  патент 2307689 (10.10.2007)
способ обнаружения местонахождения засыпанных биообъектов или их останков и устройство для его осуществления -  патент 2306159 (20.09.2007)
индивидуальное спасательное средство конструкции буркова л.н. -  патент 2285553 (20.10.2006)
устройство и способ аварийной эвакуации с высотных сооружений (варианты) -  патент 2271238 (10.03.2006)
устройство для фиксации и удерживания обломков завала разрушенных крупнопанельных зданий -  патент 2258548 (20.08.2005)
аварийно-спасательное средство -  патент 2251439 (10.05.2005)
способ обнаружения местонахождения засыпанных биообъектов или их останков и устройство для его осуществления -  патент 2245733 (10.02.2005)
способ предупреждения повреждения оборудования и травматизма на стадионах -  патент 2231380 (27.06.2004)
способ обнаружения потерпевшего и точной доставки полезного груза для него при проведении поисково-спасательных операций -  патент 2223803 (20.02.2004)

Класс B63C9/00 Спасение на воде

Класс B64D47/00 Оборудование, не отнесенное к другим группам

пассажирский самолет с системой управления общесамолетным оборудованием и самолетными системами -  патент 2529248 (27.09.2014)
многоцелевая аэростатная система ускоренного вывода на заданную высоту -  патент 2526633 (27.08.2014)
осветительное устройство для пассажирского транспортного средства -  патент 2517022 (27.05.2014)
осветительный узел летательного аппарата, способ изменения направления света и летательный аппарат -  патент 2489326 (10.08.2013)
огонь для предотвращения столкновений для летательного аппарата -  патент 2475426 (20.02.2013)
беспилотный летательный аппарат, блок видеоаппаратуры для него и катапульта (варианты) для его запуска -  патент 2466909 (20.11.2012)
способ обнаружения наземных и морских целей бортовым радиолокатором летательного аппарата с жестко закрепленной фюзеляжной антенной бокового обзора -  патент 2466421 (10.11.2012)
комплекс воздушного наблюдения на основе привязного аэростата -  патент 2462390 (27.09.2012)
воздушный винт -  патент 2421378 (20.06.2011)
устройство для выполнения поисково-осветительных работ на воде -  патент 2399559 (20.09.2010)
Наверх