сцепное устройство полурам сочлененного транспортного средства

Классы МПК:B62D53/02 с одноосным тягачом и одноосным прицепом 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Акционерное общество "Челябинский завод дорожных машин им.Колющенко"
Приоритеты:
подача заявки:
1994-10-18
публикация патента:

Использование: изобретение относится к шарнирно-сочлененным транспортным средствам, в частности к погрузчикам. Сущность изобретения: верхнее шарнирное соединение полурам допускает относительное перемещение полурам. Нижнее шарнирное соединение такого перемещения не допускает. Оно снабжено двумя опорными подшипниками, выполненными в виде осевых подшипников скольжения 16 и 17, установленных на вертикальном пальце 10, соединяющем проушины 6 и 8 полурам. Подшипник 16 установлен между прижимной втулкой 18 и крышкой 11 роликового подшипника, а подшипник 17 - между нижней проушиной 6 и крышкой 12. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

1. Сцепное устройство полурам сочлененного транспортного средства, содержащее связывающие контактирующие проушины полурам и расположенные на вертикальной оси верхнее и нижнее шарнирные соединения, каждое из которых выполнено в виде вертикально размещенного пальца с установленным на нем роликовым подшипником, закрытым крышками, причем по крайней мере одно из шарнирных соединений, преимущественно нижнее, выполнено с прижимной втулкой, исключающей возможность относительного вертикального перемещения полурам, отличающееся тем, что шарнирное соединение, исключающее возможность относительного вертикального перемещения полурам, снабжено двумя установленными на пальце опорными подшипниками, один из которых расположен между одной крышкой роликового подшипника и прижимной втулкой, а другой - между проушиной одной из полурам и другой крышкой роликового подшипника.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что опорные подшипники выполнены в виде осевых подшипников скольжения.

3. Устройство по пп.1 и 2, отличающееся тем, что осевые подшипники скольжения выполнены из полимерного композиционного материала.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что прижимная втулка выполнена с буртиком, взаимодействующим с проушиной полурамы через регулирующие прокладки.

5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что роликовые подшипники верхнего и нижнего шарнирных соединений выполнены сферическими.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к шарнирно-сочлененным транспортным средствам, и может быть использовано для шарнирного соединения полурам, например погрузчиков.

Известно сцепное устройство полурам сочлененного транспортного средства, содержащее расположенные на вертикальной оси верхнее и нижнее шарнирные соединения, выполненные в виде вертикальных пальцев, связывающих контактирующие проушины полурам, с установленными на них коническими роликовыми подшипниками, закрытыми крышками. Шарнирные соединения не допускают относительного вертикального перемещения полурам за счет прижимных втулок, воздействующих на внутренние обоймы конических роликовых подшипников. На каждом пальце установлено по два подшипника в одном корпусе (1). При работе транспортного средства конические роликовые подшипники подвергаются воздействию как осевых, так и радиальных нагрузок. Осевое усилие от одной из полурам через втулки передается на внутренние обоймы подшипников и далее через ролики на наружные обоймы и на проушины второй полурамы. При этом конические роликовые подшипники являются наиболее нагруженным элементом сцепного устройства полурам сочлененного транспортного средства.

Известно сцепное устройство полурам сочлененного транспортного средства, содержащее расположенные на одной вертикальной оси верхнее и нижнее шарнирные соединения, выполненные в виде вертикальных пальцев, связывающих контактирующие проушины полурам, с установленными на них коническими роликовыми подшипниками, закрытыми крышками. По крайней мере одно из шарнирных соединений, преимущественно нижнее, не допускающее относительного вертикального перемещения полурам, имеет набор прижимных втулок, воздействующих на внутренние обоймы конических подшипников, установленных попарно в одном корпусе (2).

Это устройство имеет недостаток, аналогичный предыдущему известному аналогу: конические роликовые подшипники являются наиболее нагруженным элементом шарнирного соединения.

Указанный недостаток устраняется тем, что в известном сцепном устройстве полурам сочлененного транспортного средства, содержащем расположенные на вертикальной оси верхнее и нижнее шарнирные соединения, выполненные в виде вертикальных пальцев, связывающих контактирующие проушины полурам, с установленными на них роликовыми подшипниками, закрытыми крышками, по крайней мере одно из шарнирных соединений, преимущественно нижнее, не допускающее относительного вертикального перемещения полурам, имеет прижимную втулку. Это шарнирное соединение снабжено двумя опорными подшипниками, установленными на вертикальном пальце, первый из которых расположен между одной крышкой роликового подшипника и прижимной втулкой, воздействующей через опорный подшипник на эту крышку, а второй между проушиной рамы и другой крышкой. Опорные подшипники, в частности, могут быть выполнены в виде осевых подшипников скольжения из полимерного композиционного материала. Прижимная втулка снабжена буртиком, взаимодействующим с проушиной полурамы через регулировочные прокладки, а роликовые подшипники верхнего и нижнего шарнирных соединений выполнены двухрядными радиально-сферическими.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что предлагаемое устройство отличается наличием двух опорных подшипников, установленных на вертикальном пальце, первый из которых расположен между одной крышкой роликового подшипника и прижимной втулкой, воздействующей через опорный подшипник на эту крышку, а второй между проушиной рамы и другой крышкой. Опорные подшипники выполнены в виде осевых подшипников скольжения из полимерного композиционного материала, прижимная втулка выполнена с буртиком, воздействующим на проушину полурамы через регулировочные прокладки, а роликовые подшипники выполнены двухрядными радиально-сферическими.

Воздействие осевых усилий от прижимной втулки и проушины полурамы через осевые подшипники скольжения на крышки конических роликовых подшипников позволяет разгрузить обоймы подшипников, повысить надежность шарнирных соединений, создать компактную конструкцию сцепного устройства полурам за счет уменьшения габаритов шарнирных соединений. Выполнение подшипников скольжения из полимерного композиционного материала позволяет обеспечить их прочность, что повышает надежность сцепного устройства. Наличие регулировочных прокладок под буртиком прижимной втулки обеспечивает беззазорное соединение между поверхностями скольжения подшипника и крышки.

Выполнение роликовых подшипников двухрядными радиально-сферическими (вместо двух конических подшипников в одном корпусе у прототипа) позволяет обеспечить сборку верхнего и нижнего шарнирных соединений, компенсируя погрешности изготовления.

На фиг. 1 изображен погрузчик с шарнирно-сочлененной рамой; на фиг. 2 - сцепное устройство полурам; на фиг. 3 увеличенное изображение верхнего шарнирного соединения; на фиг. 4 увеличенное изображение нижнего шарнирного соединения.

Погрузчик 1 имеет полурамы 2 и 3, соединенные между собой посредством сцепного устройства 4. Полурама 2 снабжена проушиной 5 и парой проушин 6, а полурама 3 парой проушин 7 и проушиной 8. Проушины 5 и 7 верхнего шарнирного соединения связаны пальцем 9, а проушины 6 и 8 нижнего шарнирного соединения

пальцем 10. На пальцы 9 и 10 в отверстия проушин 5 и 8 установлены двухрядные радиально-сферические роликовые подшипники, крышки 11 и 12 которых прикрепленных к проушинам с помощью болтов 13. Роликовые подшипники имеют внутреннюю 14 и наружную 15 обоймы.

Нижнее шарнирное соединение снабжено подшипникам скольжения 16 и 17 из полимерного композиционного материала, установленными на пальце 10 и соприкасающимися с крышками 11 и 12 роликового подшипника. Прижимная втулка 18 имеет буртик 19 и через регулировочные прокладки 20 соединена с верхними проушинами 6 посредством болтов 21. Палец 10 зафиксирован в проушинах 6 гайкой 22. Головки 23 и 24 пальцев 9 и 10 зафиксированы от проворота болтами 25 и планкой 26 соответственно. Палец 9 дополнительно зафиксирован от выпадания болтами 27.

Верхнее шарнирное соединение выполнено так, что допускает относительное вертикальное перемещение полурам 2 и 3. Нижнее шарнирное соединение не допускает такого перемещения.

При работе или просто движении транспортного средства, при провороте полурам друг относительно друга усилия от одной из полурам передаются на другую через шарнирные соединения. При этом радиальные усилия воспринимаются роликовыми подшипниками и вертикальными пальцами 9 и 10. Осевые усилия от одной из полурам, например 2, через проушины 6, втулку 18, подшипники скольжения 16 и 17 передаются на крышки 11 и 12 радиально-сферического роликового подшипника, которые прижаты к проушине 8 полурамы 3. Следовательно, при передаче усилия от одной полурамы к другой обоймы 14 и 15 роликового подшипника разгружены от осевых усилий. При повороте полурам 2 и 3 друг относительно друга осуществляется проскальзывание подшипников 16 и 17 по крышкам 11 и 12 радиального подшипника нижнего шарнирного соединения.

Класс B62D53/02 с одноосным тягачом и одноосным прицепом 

сельскохозяйственное тягово-транспортное и энергетическое средство -  патент 2499379 (27.11.2013)
шарнирная конфигурация для соединения двух частей транспортного средства и транспортное средство -  патент 2484996 (20.06.2013)
самоходный агрегат с шарнирным шасси -  патент 2461485 (20.09.2012)
транспортное средство высокой проходимости -  патент 2421362 (20.06.2011)
транспортное средство -  патент 2372240 (10.11.2009)
транспортное средство -  патент 2325298 (27.05.2008)
персональное самоходное транспортное средство (варианты) -  патент 2309716 (10.11.2007)
средство передвижения -  патент 2286120 (27.10.2006)
модуль силовой -  патент 2149116 (20.05.2000)
шарнирный узел для транспортного средства (варианты) и сдвоенный конический роликовый подшипниковый узел -  патент 2127688 (20.03.1999)
Наверх