транспортное средство

Классы МПК:B60H1/04 от охлаждающей жидкости 
Автор(ы):, , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Закрытое акционерное общество "ПОЛИТЕРМ"
Приоритеты:
подача заявки:
1996-09-25
публикация патента:

Использование: в транспортных средствах и предназначено для поддержания заданной температуры в салоне, кабине или отсеке транспортного средства, преимущественно автомобиля. Сущность изобретения: транспортное средство, содержащее двигатель с устройством генерации теплоносителя, снабжено многоканальным регулятором температуры с многоканальным распределителем на выходе и теплообменником, выполненным по крайней мере из одного блока, состоящего из трех соосно размещенных коробов, из которых внутренний подключен к устройству генерации теплоносителя двигателя, вход внешнего короба - воздуховода соединен через нагнетающий вентилятор воздушного потока с воздухозабором, и выходным патрубком с салоном, а в среднем коробе размещены элементы термоэлектрической батареи, которые своими противоположными спаями контактируют соответственно со стенками внешнего и внутреннего коробов и электрически подсоединены каждый к своему выходу многоканального распределителя регулятора температуры. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Транспортное средство, содержащее двигатель с устройством генерации теплоносителя и теплообменником, связанным с термоэлектрической батареей, с переключателем полярности питающего тока и нагнетающим вентилятором воздушного потока, отличающееся тем, что транспортное средство снабжено многоканальным регулятором температуры воздуха в салоне, состоящим из датчика температуры, установленного в салоне, задатчика температуры и формирователя управляющего сигнала, связанного с многоканальным распределителем, при этом теплообменник выполнен по меньшей мере из одного блока, состоящего из трех соосно размещенных коробов, из которых внутренний подключен к устройству генерации теплоносителя двигателя, вход внешнего короба воздуховода соединен через нагнетающий вентилятор воздушного потока с воздухозабором и выходным патрубком с салоном, а в среднем коробе размещены элементы термоэлектрической батареи, которые своими противоположными спаями контактируют соответственно со стенками внешнего и внутреннего коробов и электрически подсоединены каждый к своему выходу многоканального распределителя регулятора температуры.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к транспортным средствам, преимущественно к автотранспорту, и предназначено для поддержания заданной температуры в салоне, кабине и отсеках транспортных средств.

Известна отопительная установка для автомобиля (Германия, 4215976, В 60 Н 1/00, 1992), которая обеспечивает обогрев или охлаждение посредством отдельных электрических средств.

Ближайшим аналогом, принятым за прототип, является транспортное устройство (RU, 2031007, В 60 Н 1/04, 1992), содержащее двигатель с устройством генерации теплоносителя с радиатором (теплообменником), снабженным термоэлектрической батареей с переключателем полярности питающего тока и вентилятором воздушного потока.

Технической задачей изобретения является снижение потерь, возникающих при работе элементов термобатареи.

Указанные задачи достигаются за счет того, что транспортное средство снабжено многоканальным регулятором температуры воздуха в салоне, состоящим из датчика температуры, установленного в салоне, задатчика температуры, формирователя управляющего сигнала и многоканального распределителя, а теплообменник выполнен по крайней мере из одного блока, состоящего из трех соосно размещенных коробов, из которых внутренний подключен к устройству генерации теплоносителя двигателя, вход внешнего короба-воздухопровода соединен через нагнетающий вентилятор с воздухозабором и выходным патрубком с салоном, а в среднем коробе размещены термоэлектрические батареи, которые своими противоположными слоями контактируют соответственно со стенками внешнего и внутреннего коробов и электрически подсоединены каждый к своему выходу многоканального распределителя регулятора температуры.

Конструкция транспортного средства поясняется чертежами, где на фиг. 1 показана конструкция установки, на фиг. 2 электрическая схема установки.

Конструкция содержит двигатель с устройством генерации теплоносителя 1, теплообменник 2, состоящий из трех соосно размещенных коробов, из которых внешний воздухопровод 3 соединен через нагнетающий вентилятор 4 с воздухозабором 5 и выходным патрубком 6 с салоном (кабиной, отсеком), внутренний короб 7 подключен к устройству генерации теплоносителя двигателя 1, а в среднем коробе 8 размещены элементы 9, работа которых основана на эффекте Пельтье, термоэлектрической батареи. С целью улучшения термостатических свойств теплообменника воздуховод 8 с внешней стороны покрыт теплонепроводящим материалом 10. Количество теплообменников на объекте определяется потребной производительностью установки.

Управление режимом теплообменника осуществляет регулятор температуры, в качестве которого могут быть использованы регуляторы температуры в салонах самолетов по авт. св. СССР N 212764 с многоканальным распределителем 11, представляющим собой набор резисторов (для каждого элемента свой), причем величина каждого из них определяется значением тока через свой элемент термобатареи, соответствующего сигнала 15. Элементы 9 термобатареи через многоканальный распределитель запитываются в той или иной полярности через переключатель 16.

Установка функционирует следующим образом.

Теплоноситель из устройства генерации теплоносителя 1 прокачивается через внутренний короб 7, подогревая или охлаждая воздух, прокачиваемый в салон по воздухопроводу 8 нагнетающим вентилятором 4. Дополнительное охлаждение или нагрев осуществляется с помощью термобатареи, состоящей из элементов 9. При неработающем двигателе нагрев или охлаждение салона осуществляется за счет работы только термобатареи.

Управление режимом термобатареи осуществляют с помощью регулятора температуры. При этом используют особенность эффекта Пельтье, заключающегося в том, что он предусматривает оптимальный режим работы каждого элемента при соответствующем для него токе, определяемым известными зависимостями. Температура в салоне измеряется датчиком 12 и сравнивается в блоке 14 с заданным значением температуры, устанавливаемым задатчиком 13. Результирующий сигнал поступает на вход управляющего сигнала, который через резисторы в многоканальном распределителе поступает на соответствующий элемент термобатареи. При этом в зависимости от того, что требуется охлаждать или нагревать с помощью переключателя 16, включается соответствующая полярность тока.

Предлагаемая установка по сравнению с аналогичными и в частности с установкой, принятой за прототип, как показали результаты испытаний опытных образцов, позволяет повысить КПД на 30-50%

Класс B60H1/04 от охлаждающей жидкости 

устройство для управления гибридным транспортным средством -  патент 2493986 (27.09.2013)
отопительно-вентиляционная система пассажирского помещения (кабины водителя) автотранспортного средства -  патент 2472641 (20.01.2013)
шумопоглощающее покрытие воздуховодных каналов отопительно-вентиляционной системы пассажирского помещения (кабины водителя) автотранспортного средства -  патент 2456173 (20.07.2012)
структурированное шумопоглощающее покрытие воздуховодных каналов отопительно-вентиляционной системы пассажирского помещения (кабины водителя) автотранспортного средства -  патент 2442698 (20.02.2012)

система управления работой отопителя салона автомобиля -  патент 2270764 (27.02.2006)
система отопления и вентиляции салона автомобиля -  патент 2270104 (20.02.2006)
система управления работой отопителя салона автомобиля -  патент 2269428 (10.02.2006)
система подогрева городского автобуса -  патент 2230929 (20.06.2004)
термоэлектрический кондиционер -  патент 2129492 (27.04.1999)
устройство для кондиционирования воздуха -  патент 2064135 (20.07.1996)
Наверх