движительно-рулевой комплекс судна

Классы МПК:B63H1/16 с бандажным кольцом, прикрепленным к лопастям 
B63H5/10 коаксиального типа, например вращающихся в противоположных направлениях 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Государственное предприятие "Адмиралтейские верфи"
Приоритеты:
подача заявки:
1991-06-28
публикация патента:

Использование: судостроение, гребные винты в насадках. Сущность изобретения: движительно-рулевой комплекс содержит две кольцевые насадки, с которыми жестко соединены лопасти гребных винтов, размещенных соосно. На ступице одного из винтов размещены гидропресс и гидронасос. Винты приводятся во вращение угловой конической фрикционной передачей с одним или двумя коническими шкивами. Использование изобретения повышает пропульсивные качества движителя. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6

Формула изобретения

1. Движительно-рулевой комплекс судна, содержащий кольцевую поворотную насадку и первый гребной винт с лопастями, жестко соединенными с ободом, кинематически связанным с главным двигателем посредством угловой конической передачи, отличающийся тем, что соосно с первым гребным винтом установлен второй гребной винт, на ступице которого размещены гидропресс и гидронасос, связанный с первым гребным винтом посредством вала, установленного по оси их вращения, при этом угловая коническая передача выполнена фрикционной с возможностью взаимодействия диаметрально противоположной стороны конического шкива угловой передачи с ободом второго винта.

2. Комплекс по п. 1, отличающийся тем, что при горизонтальном размещении ведущего вала на нем установлены два конических шкива, каждый из которых сопряжен с ободом одного гребного винта, при этом гидропресс установлен на ступице каждого гребного винта.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судостроению, а именно к судовым движителям.

Известны движительно-рулевые устройства, содержащие кольцевую поворотную насадку с размещенным внутри гребным винтом, приводящимся во вращение от осевой угловой зубчатой передачи в виде конического редуктора (Лебедев Э.Г. и др. "Средства активного управления судами", Судостроение, 1969, стр. 185-204).

Их недостатком является техническая сложность с обеспечением герметичности корпусов угловых зубчатых передач, расположенных под водой.

Известен также, принятый в качестве ближайшего аналога, движительно-рулевой комплекс судна, содержащий кольцевую поворотную насадку и гребной винт с лопастями, жестко соединенными с ободом, кинематически связанным с двигателем посредством угловой конической передачи (США, патент N 3918389, B 63 H 1/12, 1975 г.).

Предложенное изобретение предназначено для решения задач повышения эффективности работы движительно-рулевого комплекса.

Технический результат достигается тем, что соосно с гребным винтом установлен второй гребной винт с гидропрессом и гидронасосом, связанный с первым винтом посредством вала, установленного по оси их вращения, при этом угловая коническая передача выполнена фрикционной с возможностью взаимодействия диаметрально противоположной стороны конического шкива угловой передачи с ободом второго винта.

При горизонтальном размещении ведущего вала на нем установлены два конических шкива, каждый из которых сопряжен с ободом одного гребного винта, при этом гидропресс установлен на ступицу каждого гребного винта.

На фиг. 1 изображен движительно-рулевой комплекс, вид сбоку.

На фиг. 2 то же, вид вдоль оси.

На фиг. 3 устройство переменного нагружения винтов.

На фиг. 4 изображен движительный комплекс в виде винтов-тандем, вид сбоку.

На фиг. 5 то же, вид вдоль оси.

На фиг. 6 устройство переменного нагружения винтов-тандем.

Движительно-рулевой комплекс состоит из гребного вала 1 с закрепленным коническим шкивом 2, который через ободы 3 сопряжен с двумя гребными винтами носовым 4 и кормовым 5, расположенными на одной оси 6. Ось 6 закреплена на крестовине поворотной насадки 7. На ступице носового гребного винта 4 расположены гидропресс 8 и гидронасос 9, который через вал 10 соединен с кормовым гребным винтом 5.

Рабочая жидкость к гидропрессу, к гидронасосу и на смазку подшипников поступает по каналу 11. Гребные винты монтируются прижатый к шкиву 2, но с зазорами "a" и "b" между крестовиной и ступицами. Зазор "a" должен быть меньше зазора "b" на величину (расчетную) осевого отклонения лопастей от развиваемого упора.

При запуске главного двигателя шкив 2 начинает вращать оба гребных винта 4, 5. Кормовой винт 5 сразу, самонагружаясь, войдет в плотный контакт со шкивом 2, в то время как носовой винт 4 будет стремиться выйти из такого контакта. Однако, кормовой винит 5 через вал 10 включит в работу гидронасос 9, который, воздействуя на гидропресс 8, будет перемещать ступицу носового винта 4 в сторону кормы, обеспечивая тем самым необходимый контакт шкива 2 с ободом 3. Гидронасос 9 может быть установлен вне движительно-рулевого комплекса, например, в машинном отделении, откуда и будет производиться управление работой гидронасоса и гидропресса. Аналогичный порядок работы будет происходить и в движительном комплексе, изображенном на фиг. 4-6. Отличие будет заключаться в том, что гидронасосы и гидропрессы будут включаться в работу только на заднем ходу судна. При остановке главного двигателя гребные винты саморазгружаются от воздействия остаточных деформаций.

Экономическая эффективность комплексов будет значительной, так как пропульсивный коэффициент движителей несомненно выше.

Класс B63H1/16 с бандажным кольцом, прикрепленным к лопастям 

винт с кумулятивным эффектом -  патент 2405713 (10.12.2010)
пропульсивная система с электродвигателями -  патент 2327596 (27.06.2008)
пропульсивная система соловьева -  патент 2326021 (10.06.2008)
пропульсивная система -  патент 2323124 (27.04.2008)
пропульсивная система с погружным электрическим двигателем -  патент 2323123 (27.04.2008)
пропульсивная система с погружным электродвигателем -  патент 2320516 (27.03.2008)
электромагнитный движитель в жидких средах -  патент 2265550 (10.12.2005)
водометный движительно-двигательный комплекс -  патент 2204502 (20.05.2003)
торцевое соединение двух тел вращения -  патент 2171758 (10.08.2001)
судовой движитель шишкова -  патент 2106283 (10.03.1998)

Класс B63H5/10 коаксиального типа, например вращающихся в противоположных направлениях 

Наверх