способ опорожнения дефектного участка трубопровода

Классы МПК:F16L55/10 средства для остановки потока из труб или шлангов или в трубы или шланги
Автор(ы):, , , , , , ,
Патентообладатель(и):Акционерное общество открытого типа "Приволжские магистральные нефтепроводы"
Приоритеты:
подача заявки:
1994-10-11
публикация патента:

Использование: при выполнении плановых ремонтных работ на трубопроводах, транспортирующих нефть и нефтепродукты. Сущность изобретения: по трубопроводу пропускает разделитель с последующей его остановкой, причем, разделитель останавливают посредством клина частично закрытой задвижки, расположенной за дефектным участком по потоку, полностью закрывают задвижку и перемещают разделитель в обратном направлении закачиваемыми через отвод инертными газами, например, азотом, отработанными выхлопными газами до частично закрытой задвижки, расположенной перед дефектным участком с последующим полным закрытием последней. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Способ опорожнения дефектного участка трубопровода, включающий пропуск по нему разделителя с последующей его остановкой, отличающийся тем, что разделитель останавливают посредством клина частично закрытой задвижки, расположенной за дефектным участком по потоку, полностью закрывают задвижку и перемещают разделитель в обратном направлении закачиваемыми через отвод инертными газами, например азотом, отработанными выхлопными газами до частично закрытой задвижки, расположенной перед дефектным участком, с последующим полным закрытием последней.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано при подготовке трубопровода к выполнению плановых ремонтных работ.

Известно устройство для локализации места течи в трубопроводе [1] состоящее из снабженного эластичными манжетами цилиндрического корпуса с подвижно установленным внутри него штоком, на одном из концов которого закреплена заглушка для перекрытия корпуса, причем корпус устройства составлен из гибкой центральной части и сопряженных с ней жестких вставок, а шток в пределах гибкой части корпуса выполнен из троса и насаженных на него набора шарнирно сопряженных звеньев.

Недостаток устройство не позволяет производить замену катушек или линейной арматуры.

Известно также устройство для гидравлической опрессовки отдельных секций трубопроводов [2] состоящее из двух уплотнений, связанных друг с другом эластичным тросом и перемещающихся внутри трубопровода. Каждое уплотнение включает в себя тормозные колодки, раздвигающиеся в радиальном направлении и приводимые в действие кольцевым поршнем. Каждое уплотнение включает в себя насос, приводящий в действие поршень, а следовательно, и тормозные колодки, которые фиксируют все устройство в заданном положении в трубопроводе. По крайней мере, одно из уплотнений включает в себя еще один насос, обеспечивающий нагнетание рабочей жидкости в полость между уплотнениями с целью гидравлической опрессовки трубопровода, ограниченного с двух сторон уплотнениями.

Устройство, таким образом, предназначено для создания давления на ограниченном участке трубопровода при отсутствии давления на остальной его части, в то время как для подготовки участка трубопровода к выполнению ремонтных работ требуется отдельный участок трубопровода освободить от транспортируемого продукта, при наличии давления в соседних.

Наиболее близким по назначению и техническому осуществлению к предлагаемому изобретению является способ перекрытия трубопровода в заданной точке при его ремонте или испытании [3] включающий установку в трубопроводе поршня-заглушки, имеющего систему фиксации и уплотнения, установку снаружи трубопровода передатчика, перемещения поршня-заглушки от источника давления жидкости или газа и его остановку по сигналу от передатчика, причем, остановке поршня-заглушки предшествует его замедление, которое осуществляют после его запуска регулированием расхода жидкости или газа в сторону уменьшения.

Недостаток сложность осуществления способа: в поршне-заглушке системы фиксации и уплотнения должны фиксироваться уплотняться, а также расфиксироваться-разуплотняться, потребляя энергию, а указанными исполнительными механизмами необходимо управлять командами, принимаемыми приемником в самом поршне. Совокупность перечисленного приводит к сложности реализации и ненадежности способа. Кроме того, упомянутая система фиксации, работающая, например, на силах трения о внутреннюю стенку трубопровода, представляет опасность для целостности трубопровода из-за больших нормальных сил, развивающихся между механизмом фиксации и внутренней стенкой трубопровода.

Поэтому при замене поврежденного участка трубопровода или линейных задвижек подготовка участка трубопровода к выполнению ремонтных работ производится путем опорожнения участка трубопровода, заключенного между линейными задвижками, причем, нефть откачивается в земляные амбары, а нефтепродукты в автоцистерны с последующим вывозом с места производства плановых ремонтных работ.

Технический результат изобретения создание простого и надежного способа опорожнения дефектного участка трубопровода, исключающего откачку нефти в земляные амбары и откачку нефтепродуктов в автоцистерны с последующим их вызовом с места производства ремонтных работ.

Указанный результат достигается тем, что по трубопроводу пропускают разделитель с последующей его остановкой, причем, разделитель останавливают посредством клина частично закрытой задвижки, расположенной за дефектным участком по потоку, полностью закрывают задвижку и перемещают разделитель в обратном направлении заканчиваемыми через отвод инертными газами, азотом, отработанными выхлопными газами до частично закрытой задвижки, расположенной перед дефектным участком с последующим закрытием последней.

На чертеже приведена схема реализации способа.

На трубопроводе 1, за дефектным участком 2, врезают отвод 3 в непосредственной близости от задвижки 4, а из камеры пуска и приема скребка (не показана) по трубопроводу 1 пропускают разделитель 6, скорость перемещения которого уменьшают по мере приближения к дефектному участку 2 регулированием расхода жидкости. Задвижку 4 частично закрывают с целью использования его клина в качестве упора (стопора) для разделителя 6. Контакт разделителя 6 с клином задвижки 4 контролируется сигнализатором (не показан), установленным в отводе 3, а также с помощью установленного манометра 7 впереди (по потоку) отвода 3. Задвижку 4 полностью закрывают, задвижку 5 частично закрывают и через отвод 3 в трубопровод 1 закачивают инертный газ, например, азот, отработанные выхлопные газы и под давлением последних перемещают разделитель 6 в обратном направлении к частично закрытой задвижке 5. При обратном движении разделитель 6 опорожняет дефектный участок 2 от продукта, и как только он остановится у задвижки 5, последняя полностью закрывается. Через отвод 3 инертные газы выпускаются из трубопровода 1, и участок 2 готов к производству ремонтных работ.

Использование предлагаемого способа позволит избежать применения земляных амбаров, вывоза нефтепродуктов с места производства ремонтных работ, что обеспечивает:

экологическую и общую безопасность;

ликвидацию потерь нефти;

уменьшение трудоемкости по вызову нефтепродуктов с места производства ремонтных работ.

Класс F16L55/10 средства для остановки потока из труб или шлангов или в трубы или шланги

способ опорожнения участка нефтепровода -  патент 2518748 (10.06.2014)
муфта -  патент 2518317 (10.06.2014)
устройство для перекрытия канализационных отводов -  патент 2507346 (20.02.2014)
закрывающая система для трубопроводов, находящихся под давлением -  патент 2484355 (10.06.2013)
устройство для контроля потока газа -  патент 2482369 (20.05.2013)
запорное устройство нефтегазовых фонтанов на скважинах и трубопроводах -  патент 2471964 (10.01.2013)
устройство для предотвращения вылива нефти и нефтепродуктов из аварийного подводного нефтепровода -  патент 2470113 (20.12.2012)
способ и мобильное устройство для перекрытия трубопровода -  патент 2468279 (27.11.2012)
заглушка для герметизации труб -  патент 2454596 (27.06.2012)
защитная заглушка -  патент 2451865 (27.05.2012)
Наверх