способ получения высокооктанового бензина

Классы МПК:C10G63/00 Обработка бензино-лигроиновых фракций путем по крайней мере одного процесса риформинга и по крайней мере одного другого процесса конверсии
Автор(ы):, , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Акционерное общество Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод
Приоритеты:
подача заявки:
1995-07-12
публикация патента:

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности, к способу получения высокооктанового бензина и может быть использовано на установках изомеризации и каталитического риформинга бензиновых фракций с целью получения высокооктановых бензинов АИ-95 и АИ-98. Сущность: способ получения высокооктанового бензина, заключающийся в том, что прямогонную бензиновую фракцию НК-160oС подвергают гидроочистке и затем фракционированию с получением фракций НК-85oС и 85oС-КК, фракцию НК-85oС подвергают изомеризации с образованием изомеризата, а фракцию 85oС-КК подвергают каталитическому риформингу, затем 10-40% бензина каталитического риформинга подвергают фракционированию с получением фракции бензина каталитического риформинга, выкипающей в интервале 110oС-КК, и целевой продукт получают смешением фракции бензина каталитического риформинга 110oС-КК, бензина каталитического риформинга, алкилата и измеризата в соотношении мас.%: 15-40, 30-60, 15-40, 5-15 соответственно. Причем гидроочистку прямогонной бензиновой фракции НК160oС осуществляют при температуре 330-380oС, давлении 3,3- 3,7 МПа в присутствии никельмолибденового катализатора. Изомеризации фракции НК-85oС осуществляют при температуре 250-280oС, давлении 2,5-2,8 МПа в присутствии алюмоплатинового катализатора. Также предлагается в некоторых случаях в целевой продукт дополнительно вводить 1-15 мас. % простых эфиров спиртов С15 или их смеси с низшими спиртами С14. 3 з.п. ф-лы, 2 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

1. Способ получения высокооктанового бензина, включающий каталитический риформинг бензиновой фракции, фракционирование части бензина каталитического риформинга с получением целевого продукта, смешение полученной фракции бензина каталитического риформинга, бензина каталитического риформинга и алкилата, отличающийся тем, что прямогонную бензиновую фракцию НК-160oС предварительно подвергают гидроочистке, затем подвергают фракционированию с получением фракций НК-85oС и 85oС-КК, фракцию НК-85oС подвергают изомеризации с образованием изомеризата, фракционированию подвергают 10 40 мас. бензина каталитического риформинга с получением фракции бензина каталитического риформинга, выкипающей в интервале 110oC-КК, и целевой продукт получают смешением фракции бензина каталитического риформинга 110oC-КК, бензина каталитического риформинга, алкилата и дополнительно измеризата в массовом соотношении 15 40 30 60 15 40 5 15 соответственно.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что гидроочистку прямогонной бензиновой фракции НК-160oС осуществляют при температуре 330 380oС, давлении 3,3 3,7 МПа в присутствии никельмолибденового катализатора.

3. Способ по пп.1 и 2, отличающийся тем, что изомеризацию фракции НК-85oС осуществляют при температуре 250 280oС, давлении 2,5 2,8 МПа в присутствии алюмоплатинового катализатора.

4. Способ по пп.1 3, отличающийся тем, что в целевой продукт дополнительно вводят 1 15 мас. простых эфиров, спиртов C1 - C5 или их смеси с низшими спиртами С1 C4.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности, к способу получения высокооктанового бензина и может быть использовано на установках изомеризации и каталитического риформинга прямогонных бензиновых фракций с целью получения высокооктановых бензинов АИ-95 и АИ-98.

Известен способ получения автобензина, включающий разделение прямогонного бензина НК-200oС на фракции НК-85oС (1). 75-115 С (II) и 90-200oС (III) и последующий каталитический риформинг при различных условиях фракций II и Ш, разгонка продукта риформинга фракции Ш и смешение полученных компонентов в соотношении ином, чем в исходном продукте [1]

Недостатком такого способа является значительная сложность и вследствие этого высокие энергозатраты, а также высокое содержание ароматических углеводородов в товарном бензине и недостаточные антидетонационные свойства последнего.

Известен способ получения высокооктанового бензина путем каталитического риформинга прямогонной бензиновой фракции с последующим фракционированием 30-90% полученного бензина риформинга с выделением фракций, выкипающих в интервалах температур 35-150oС и 100-190oС и смешением их с алкилбензином и головной прямогонной фракцией [2]

Недостатком указанного способа является недостаточные антидетонационные свойства получаемых топлив, поэтому для получения товарных продуктов требуется добавление этиловой жидкости.

Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является способ получения высокооктанового бензина путем каталитического риформинга прямогонной бензиновой фракции, фракционирования 30-90 мас. бензина каталитического риформинга с выделением фракции, выкипающей в интервале 35- 150oС и последующего смешения выделенной фракции с бензином каталитического риформинга и алкилатом в количестве 40-70, 10-30 до 100% от массы смеси соответственно.

Однако этот способ не позволяет получить бензины с октановым числом 95 и выше 95 без добавления этиловой жидкости.

Задачей настоящего изобретения является расширение ассортимента получаемых высокооктановых экологически чистых бензинов, повышение их детонационных свойств.

Для решения поставленной задачи предлагается способ получения высокооктанового бензина, заключающийся в том, что прямогонную бензиновую фракцию НК-160oС подвергают гидроочистке и затем фракционированию с получением фракций НК-85oС и 85oС-КК, фракцию НК-85oС подвергают изомеризации с образованием изомеризата, а фракцию 85oС-КК подвергают каталитическому риформингу, затем 10-40% бензина каталитического риформинга подвергают фракционированию с получением фракции бензина каталитического риформинга, выкипающей в интервале 110 С-КК, и целевой продукт получают смешением фракции бензина каталитического риформинга 110oС-КК, бензина каталитического риформинга, алкилата и изомеризата в соотношении мас. 15-40, 30-60, 15-40, 5-15 соответственно.

Причем гидроочистку прямогонной бензиновой фракции НК-160 С осуществляют при температуре 330-350oС, давлении 3,3-3,7 МПа в присутствии никельмолибденового катализатора.

Изомеризацию фракций НК-85oС осуществляют при температуре 250-280oС, давлении 2,5-2,8 МПа в присутствии алюмоплатинового катализатора.

В целевой продукт предлагается также в некоторых случаях вводить дополнительно 1-15 мас. простых эфиров спиртов С14 или их смесей с низшими спиртами С15.

Отличием заявляемого технического решения от известного является осуществление предварительной гидроочистки и последующего фракционирования прямогонного бензина на указанные фракции, а также дополнительная стадия изомеризации выделенной фракции НК-85oС и последующее смешение полученного изомеризата с целевым продуктом в заявленном количестве.

Указанная последовательность операций является новой, позволяет расширить ассортимент и получить товарные автомобильные бензины АИ-95 и АИ-98 с улучшенными экологическими свойствами без добавления этиловой жидкости.

При получении товарных бензинов в изобретении для снижения доли высокоароматизированных компонентов каталитического риформинга и фракции 110oС-КК предлагается вводить в конечный продукт 1-15% простых эфиров спиртов С15 или их смеси с низшими спиртами С14. Для этой цели могут быть использованы метил(этил)третбутиловый, метилфторпентениловый, диизопропиловый, метиламиловый эфиры или их смеси с метиловым, этиловым, изопропиловым, третбутиловым, фторбутиловым спиртами.

Ниже приведены примеры осуществления предлагаемого способа.

В качестве исходного сырья в примерах использовали прямогонную бензиновую фракцию НК-160oС, характеристика которой приведена в табл. 1. При осуществлении способа в промышленном масштабе может быть использована прямогонная фракция НК-160oС, полученная как из нефти, так и из газового конденсата.

Пример 1. Прямогонный бензин подвергают гидроочистке в присутствии никельмолибденового катализатора при температуре 340oС и давлении 3,6 МПа, затем фракционируют на фракции НК-85oС и 95oС-КК. Фракцию НК-85oС подвергают изомеризации в присутствии алюмоплатинового катализатора при давлении 2,7 МПа, объемной скорости подачи сырья 2 ч-1, температуре на входе 260oС, на выходе 280oС. получают изомеризат, выход 98% на сырье, характеристика которого приведена в табл. 1.

Фракцию 85oС-КК подвергают риформингу в присутствии платинорениевого катализатора при температуре 560oС и давлении 2,0 МПа, объемной скорости подачи сырья 1,6 ч-1, кратности циркуляции водородсодержащего газа 1200 нм/м3.

Получают продукт каталитического риформинга, 20% которого подвергают фракционированию для выделения фракции 110oС-КК. Характеристика бензина риформинга и фракции 110oС-КК приведена в табл. 1.

Фракцию бензина каталитического риформинга 110oС-КК, бензин каталитического риформинга, алкилат и измеризат смешивают в количестве соответственно 25, 30, 40, 5% от массы смеси.

Получают бензин АИ-95. Качество продукта приведено в табл. 2.

Пример 2. Прямогонный бензин подвергают гидроочистке в условиях примера 1, затем разделяют на две фракции НК-85oС и 85oС-КК. Фракцию НК-85oС подвергают изомеризации в условиях примера 1. Фракцию 85oС-КК подвергают риформингу в условиях примера 1. Получают продукт риформинга, 40% которого разгоняют с выделением фракции 110oС-КК. Фракцию 110oС-КК, бензин каталитического риформинга алкилат и изомеризат смешивают в количестве соответственно 15, 60, 15 и 10% от массы смеси. Получают бензин АИ-95, качество продукта приведено в табл. 2.

Пример 3. Прямогонный бензин подвергают гидроочистке в условиях примера 1, затем разделяют на две фракции НК-85oС и 85oС-КК. Фракцию НК-85oС подвергают изомеризации в присутствии алюмоплатинового катализатора при давлении 2,7 МПа, объемной скорости подачи сырья 2 ч-1, температуре на входе 250oС, на выходе 280oС. получают изомеризат, выход 98,5% характеристика которого приведена в табл. 1. Фракцию 85oС-КК подвергают риформингу в условиях примера 1. Получают продукт риформинга, 10% которого разгоняют с выделением фракции 110oС-КК. Фракцию 110oС-КК, бензин каталитического риформинга, алкилат и изомеризат смешивают в количестве соответственно 40, 30, 15 и 15% от массы смеси. Получают бензин АИ-98. Качество продукта приведено в табл.2.

Пример 4. Прямогонный бензин подвергают гидроочистке в условиях примера 1, затем разделяют на фракции НК-85oС и 85oС-КК. Фракцию НК-85oС подвергают изомеризации в условиях примера 3. Фракцию 85oС-КК подвергают риформингу в условиях примера 1. Получают продукт каталитического риформинга, 10% которого разгоняют с выделением фракции 110oС-КК. Фракцию 110oС-КК, бензин каталитического риформинга, алкилат и изомеризат смешивают в количестве соответственно 25, 35, 25 и 15% от массы смеси, к полученному продукту добавляют 12 мас. метилтретбутилового эфира. Получают бензин АИ-98. Качество продукта приведено в табл. 2.

Из данных, приведенных в табл. 2, следует, что предлагаемый способ позволяет получить товарные высокооктановые бензины АИ-95 и АИ-98 без добавления этиловой жидкости, что при их использовании позволит уменьшить загрязнение окружающей среды.

Класс C10G63/00 Обработка бензино-лигроиновых фракций путем по крайней мере одного процесса риформинга и по крайней мере одного другого процесса конверсии

способ получения высокооктанового автомобильного бензина -  патент 2524213 (27.07.2014)
способ конверсии тяжелого сырья в бензин и пропилен с регулируемым выходом -  патент 2501778 (20.12.2013)
установка для проведения конверсии углеводородов, включающая реакционную зону, в которую поступает транспортируемый катализатор -  патент 2490312 (20.08.2013)
способ разделения жидких и газовых гетерогенных систем и механотермохимический фракционатор для его осуществления -  патент 2467053 (20.11.2012)
способ получения компонентов моторных топлив (экоформинг) -  патент 2417251 (27.04.2011)
способ получения бензина стандартов евро -  патент 2410413 (27.01.2011)
способ получения компонентов моторных топлив -  патент 2388794 (10.05.2010)
способ переработки углеводородного сырья в многостадийном двухфазном потоке для получения моторных топлив -  патент 2382067 (20.02.2010)
способ получения моторных топлив -  патент 2378322 (10.01.2010)
способ получения высокооктанового бензина -  патент 2280063 (20.07.2006)
Наверх